Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ – начале XXI веков, реалии формирующегося информационного общества предполагают поиск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики.
К сегодняшнему этапу высоких достижений средств массовой коммуникации, общество проделало большой путь, начиная с возникновения письменности - одного из самых простых способов связи между людьми, благодаря которой был реализован целый набор процессов переработки информации, а именно её сбор, хранение и передача, и заканчивая разработками информационных сетей. Человечество постоянно стремится поддерживать между собой связь, что приводит к созданию все новых средств коммуникаций. С появлением новой технологии, человечество пытается изучить её специфику, проблемы влияния на общественную жизнь. Как говорил Маршал Маклюэн "Не зная действия средств коммуникаций, не возможно понять общественные и культурные изменения... Средства коммуникаций, изменяя среду, вызывают в нас необычные соотношения чувственных восприятий. Расширение любого чувства изменяет образ нашего мышления и деятельности нашего восприятия мира. Когда изменяются эти соотношения, изменяются и люди".
Достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, привели к стремительному развитию глобальной компьютерной сети Интернет. Освоение людьми ее возможностей сегодня оказывает влияние на самые разные области жизни и деятельности человека, что приводит в том числе и к возникновению новых видов социальных отношений и организационных структур.
Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 млн. чел. по всему миру, он становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему. Если говорить о России, то, несмотря на отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными темпами, и по объемам информационного наполнения, и по расширению аудитории.
Объект исследования – Интернет.
Предмет исследования – роль Интернета как средства коммуникации.
Цель – выявить роль Интернета как средства коммуникации в современном обществе, проанализировать активность пользователей и их цели при использовании Интернета.
Задачи:
проанализировать активность пользователей Интернета;
выявить цель использования Интернета.
Гипотеза – устойчивый рост масштабов применения сети Интернет предполагают его активное использование в качестве специфического интерактивного средства коммуникации.
Для реализации задачи изучения активности пользователей работе использовался метод вторичного анализа. Был проанализирован опрос, проведенный 25-28 октября 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.
Респондентам задавался вопрос: "Пользуетесь ли вы Интернетом, если да, то как часто? " Результаты их ответов отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Частота пользования Интернетом
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2009 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Ежедневно, несколько раз в неделю |
2 |
2 |
5 |
7 |
16 |
31 |
37 |
59 |
Около раза в неделю |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
11 |
11 |
3 |
2 или 3 раза в месяц |
1 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
1 |
Примерно 1 раз в месяц |
|