ДВИЖЕНИЕ ЧАЙЛДФРИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДВИЖЕНИЕ ЧАЙЛДФРИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

Рачицкая М.К. 1, Петровская О.А. 1
1КубГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Krasnodar,Russia В современном обществе стало очень актуальным такое явление как чайлдфри. В дословном переводе термин «чайлдфри» означает добровольную бездетность или свободу от детей. Для современной России понятие «чайлдфри», как минимум, странное. Между тем, в Европе уже давным-давно известно желание людей не заводить детей. Как правило, если у человека возникает желание отказаться от своего ребенка или вовсе никогда не воспитывать маленького кроху, то он считает, что он один такой в мире, что его никто никогда не поймет. Однако, в нашем обществе таких людей очень много и практически никто из них не знает о том, что в мире существуют целые организации чайлдфри. Иметь ребенка – это счастье, а высшее предназначение женщины – стать матерью. Оба этих постулата с детства становятся известны каждому человеку. Как правило, вырастая, вчерашние мальчики и девочки не противятся голосу природы и общественной морали. Однако существуют на свете и люди, сделавшие для себя другой выбор – сознательный выбор в пользу жизни без детей. Последние несколько лет «прогрессивная» часть нашей страны окунулась в новую для себя модную тенденцию – чайлфри: добровольный отказ от детей.

Чайлдфри (в переводе с английского «свободный от детей») – это отсутствие детей и сознательное желание их никогда не иметь, то есть, добровольная бездетность. Это движение зародилось в Америке. Противоречивое социальное общество, которое выводит в гипертрофированный статус феминизм, гомосексуализм и теперь родительство: чайлфри появилось в противовес стандартным семейным парам. И послужило вызовом общепринятым нормам и ценностям. Противоречивость и парадоксальнее желание сломать все существующие нормы, породило нарастающую популярность чайлдфри как в Европе, так и в России. Что же лежит в основе данного движения, можно ли назвать его субкультурой, почему движение чайлдфри растет и политизируется?

В 70-е годы ХХ столетия в США, которые уделяют особое внимание фурмулировкам, чтобы не обидеть ни одного члена общества, впервые предложили заменить отчасти обижающий термин «childless», т.е. «бездетные» на «childfree», т.е. «свободные от детей. Для тех, кто увлекается иностранными языками, практически не видно отличия между этими терминами. Феминистки Элен Пек и Ширли Радл смогли объяснить обществу, что бездетные люди воспринимаются этим же обществом в качестве неполноценных, не справившихся с одной из главных задач по поддержанию нормального количества членов этого же общества – рождением ребенка. При этом люди, «свободные от детей», просто не хотят брать на себя такую социальную, моральную и общественную нагрузку в виде рождения ребенка. Чтобы защитить права тех, кто не хочет иметь детей, Э. Пек и Ш. Радл организовали первое чайлдфри сообщество – The National Organization of Non-Parents, NON, а по-русски: «объединение НЕ-родителей».

Как любое общественное движение в Америке сразу же набрало активных последователей, которые заинтересовались идеями и поддержали ярых феминисток. Их деятельность привлекла внимание широкой общественности: Элен и Ширли стали героями американских СМИ, которые активно искали таких «героев», которые бы могли отстаивать свои права и идти против укоренившейся системы. Основные принципы движения девушки излагали и на страницах собственных книг.

Первая чайлдфри-организация просуществовала лишь одно десятилетие – The National Organization of Non-Parents перестала существовать в феврале 1985 года. Но основа мирового движения была сформирована, и нашлось много продолжателей общественной идеи об отсутствии малышей в семье.

Актуальность настоящей работы обусловлена угрозой снижения количества экономически активного населения, депопуляции в России в связи с отказом от рождения ребенка и нереализованность родительских инстинктов у 15 – 20% населения нашей страны.

Объект исследования – движение чайлдфри в современном обществе.

Предмет исследования – особенности движения чайлдфри в Краснодарском крае

Цель работы – выявить основные тенденции в существующем движении чайлдфри, сделать прогноз его перспектив в Краснодарском крае.

Перед нами стояли следующие задачи:

 проанализировать исторические факторы появления чайлдфри;

 проанализировать особенности движения чайлдфри в современном обществе;

 проанализировать основные мотивы движения чайлдфри в Краснодаре;

 проанализировать перспективы развития движения чайлдфри в Краснодарском крае.

Гипотеза исследования – движение чайлдфри не оказывает значительного влияния на демографическую ситуацию в стране. А также незначительно влияет на ситуацию в Краснодарском крае.

Изучив научную литературу, мы отметили, что практически нет исследований, посвященных проблеме чайлдфри: это достаточно новое движение, социальные предпосылки которого еще не были так широко объяснены, чтобы иметь специализированную литературу по теме. Среди известных исследователей можно назвать: Ю. А. Зубка и В. И. Чупрова, Г. В. Антонова и Г. Д. Золиной. Для того чтобы максимально полно разобраться в проблематике чайлдфри, в данной работе были использованы следующие методы исследования: анкетирование (проведение опроса среди молодежи), сбор и анализ информации, методы обработки и анализа данных, метод построения теорий и др. С учетом данных статистики, проведенного нами анализа, можно сделать вывод о том, что для жителей Кубани семья остается значимой ценностью бытия, несмотря на то, что сложилась стойкая тенденция о том, что детей нужно заводить в более позднем возрасте, т.к. особенности профессиональной жизни, экономики, общего окружения, диктуют потребность в том, чтобы стать независимыми в финансовом плане. Стоит отметить, что среди молодежи нет четко выраженной интенции в отношении похожести своей будущей семьи на нынешнюю родительскую семью. Т.е. те нормы, правила, традиции, которых придерживались старшие поколения жителей Кубани, до сих пор актуальны среди молодежи. По данным социологических опросов, жизненный опыт, уровень успеха и достижений родительской семьи не устраивает более трети молодых краснодарцев. Они хотели бы устроить свою семейную жизнь лучше и успешнее, чем их родители.Молодые краснодарцы в семейной жизни готовы себя вести довольно предсказуемо и разумно. Семья остается для современных жителей Краснодара значимой ценностью, несмотря на то, что в ближайшей перспективе они не торопятся ею обзаводиться и тем более планировать в следующие пять лет ребенка, что созвучно мировым тенденциям увеличения брачного возраста и откладывания времени рождения первого ребенка.

В Краснодарском крае немногим больше 10% человек соглашаются на отсутствие детей.

Это, безусловно, очень важные данные, т.к. особенности региона, жизненный уклад, даже учтенное отношение современных экономически активных людей к семейным ценностям, формируют тенденцию к появлению бездетных семей.

В рамках данной работы, мы провели социологическое исследование, чтобы выявить тенденцию движения чайлдфри на Кубани, перспективы развития, анализ предпосылок формирования. И возможности для переориентации жителей региона на традиционную семью с ребенком, и не одним.

Было проведено формализованное анкетирование респондентов в возрасте 15-29 лет: 30% – мужчины и 70% – женщины. Это была случайная целевая выборка. Люди заполняли анкеты по месту работы/занятий в общеобразовательных вузах.

Мы задавали вопрос о готовности завести детей, без ограничения времени, когда пополнение семьи произойдет. Опрошенные декларировали готовность к увеличению численного состава их семей. Одного ребенка планируют иметь 13% респондентов, 57% - двух детей, 15% - трех, 3% - в совокупности четырех и пятерых детей. Совершенно не желают иметь детей всего 12% опрошенных. Это довольно оптимистичные данные в свете демографии – если сделать математический расчет, то даже с такими процентами людей, желающих иметь одного ребенка или не иметь совсем, то оставшаяся часть респондентов будет обеспечивать минимальный, но все-таки прирост населения.

Таблица 1 - Соотношение количества планируемых детей и чайлдфриПри этом, если рассматривать соотношение отказа от детей и возраста респондентов, можно заметить такое распределение значений, указанных в таблице 2:

Таблица 2 - Соотношение количества планируемых детей в разных возрастах

Проанализировав эти данные, можно сделать вывод о том, что основной возраст, когда принимают решение о нежелании в будущем иметь детей, имеет временные границы от 22 до 30 лет. Это тот период, который подразумевает окончание учебы, активное построение карьеры и поиск спутника жизни. Именно в этот период реализуются семейные ценности, о которых у людей были только теоретические представления.

В структуре жизненных устремлений всех опрошенных, ведущими являются следующие позиции:

 достичь высокого материального достатка: для 75% «очень важно» и для 20% «скорее важно», для 5% «неважно»;

 получить хорошее образование: для 63% «очень важно» и для 30% «скорее важно» для 7% «неважно»;

 завести семью и детей: для 70% «очень важно» и для 20% «скорее важно», для 10% «неважно»;

 получить престижную работу: для 64% «очень важно» и для 26% «скорее важно», для 10% «неважно»;

 иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие: для 60% «очень важно» и для 32% «скорее важно», для 18% «неважно».

То есть с одной стороны очевидна ориентация на достижение личного успеха, прежде всего материального благополучия посредством карьеры, с другой стороны этот успех ассоциируется с наличием крепкой семьи и ответственности в поведении, что говорит об ориентации в достижении цели на традиционные моральные ценности.

В опросе о причинах, которые влияют на отказ от детей 40% опрошенных ответили, что не готовы завести детей, пока не будет, достигнут желаемый уровень материального статуса. Всего 20% ответили, что испытывают страх ответственности, еще 26% не нашли подходящего партнера. 14% ответивших, относятся к группе несовершеннолетних подростков. Вряд ли эти ответы стоит анализировать в парадигме кризиса института семьи и брака. Скорее, эти данные говорят о повышенном чувстве ответственности молодых людей и о взвешенном подходе их к таким серьезным вопросам, как семья и дети. В опросе о стабильности и уверенности в завтрашнем дне, более 70% процентов ответили, что решились бы завести ребенка.

Мотивация понятна, но мало, кто может ответить на социальные вопросы, воспроизводимые уже даже не в рамках опроса для курсового проекта: что останется после семьи, с которой не будет детей, кто будет ухаживать за постаревшими чайлдфри? И чем будет занято свободное время, освобожденное от ухода за ребенком?

Это риторические вопросы, но многие чайлдфри, принимая решение быть бездетными, обрекают себя на одинокую старости или измену партнера, который в один прекрасный момент начинает понимать, что счастье в детях, а полноценная семья – единственная доступная ценность.

Просмотров работы: 3560