СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ У МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ У МОЛОДЕЖИ

Шкавро В.С. 1, Петровская О.А. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения. С одной стороны молодёжь представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Процесс формирования ценностных ориентаций личности является сложным и многогранным, так как в различные периоды жизни видоизменяется иерархия ценностных ориентаций, не теряя при этом определяющего значения для жизнедеятельности личности.

Актуальность темы обуславливается тем, что в современных условиях переосмысления и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека. Ценностные ориентации составляют важнейший компонент структуры личности, являясь социальными в виду исторической обусловленности и индивидуальными по отношению к опыту конкретного субъекта. Они проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности и выполняют функцию регуляторов поведения.

Анализ ценностей молодежи имеет принципиальное значение для изучения эволюции духовного мира данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она интегрируется в процессе социализации. Ценностные ориентации молодежи выражают не только личностные интересы и потребности молодежи, но и отношение к обществу, его проблемам. Изучение ценностных ориентаций дает возможность корректировать ценности в нужном направлении.

Итак, исследование ценностных ориентаций, жизненных ориентиров молодежи представляется весьма актуальным, так как это завтрашний потенциал страны, и от того, какие ценностные ориентации традиционной русской культуры будут восприняты и сформированы у молодежи, во многом зависит перспектива развития России.

Объектом исследования является молодежь в РФ.

Предметом исследования - ценностные ориентации современной российской молодежи в отношении семьи.

Целью исследования является изучение ценностных ориентаций современной молодежи России в отношении семьи.

Исходя из цели определены следующие задачи:

- исследовать ценностные ориентации по методике М. Рокича;

- проанализировать ценностные ориентации современной молодежи в отношении семьи.

Гипотеза: семья как ценность у современной молодежи находиться на одном из приоритетных мест, любовь и дети в структуре семейных ценностей имеют первостепенную значимость, но получение образования и материальная обеспеченность так же играют важную роль, поэтому большинство молодежи планирует создать семью после получения образования и ( или) работы. Современная молодежь больше ориентируется не просто на сожительство, а на официальный брак.

Для решения первой задачи было проведено исследование основанное на методике американского психолога М. Рокича.

Экспериментальной базой служит молодежь г. Краснодара. В исследовании принимали участие 40 человек, из которых – 20молодых людей и 20 девушек в возрасте от 18 до 23лет (случайная целевая выборка).

Для проведения исследования была проведена доступная выборка из студентов различных учебных заведений. При опросе не отбирались определенные специальности, т.к. мы исходим из того, что будущая квалификация не влияет на семейные ценности человека, а опрашивались доступные студенческие группы курса с 1 по 4 курс.

Исследование проводится с использованием бланков и анонимно.

Данное исследование и полученные результаты могут послужить как точкой отсчета, при изучении современного состояния нравственных ценностей в выборке и аналитическим инструментом при целенаправленном воспитании и формировании нравственных ценностей, способствующих духовному развитию личности, так и методом выявления места семьи в списке ценностей у молодежи.

Результаты исследования показали, что огромную значимость для молодёжи сохраняют такие ценности как материально обеспеченная жизнь, любовь, семья. То есть ценностное сознание молодёжи характеризуется выраженной ориентацией на материально обеспеченной жизни(1-е место) -40%, семьи (2-е место) – 25%; любовь (3-ое место) – 20%, ,а также работа (4-е место) – 15%.

А вот ранг таких ценностей как творчество, познание, общественное признание оказался ниже: 13-е,14-е и 16-е места соответственно. Молодёжи также характерна ориентация на образованность (1-е место в списке инструментальных ценностей) - 60%, и воспитанность (2-е место) -40 %. Ценности личностного развития занимают промежуточную позицию в системе ценностей: самоконтроль (7-е место), широта взглядов(11-е место).

Эти данные ещё раз подтверждают идею о том, что современная молодёжь больше ориентируется на этические ценности, меньше – на прагматические. Таким образом, необходимо ещё раз подчеркнуть, что по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Изучение ценностных ориентаций молодёжи даёт возможность выявить степень её адаптации к новым социальным условиями её инновационный потенциал.

Таким образом, семья в системе ценностей современной молодежи входит в тройку наиболее значимых ценностей, однако институт семьи, по данным опроса, стоит на втором месте, после материально обеспеченной жизни.

Кроме того, для углубленного исследования социально-психологических установок молодежи была разработана авторская анкета, содержащая вопросы, направленные на выявление установок на семью и деторождение.

Экспериментальной базой служит молодежь г. Краснодара, которая участвовала в первом исследовании по методике М. Рокича. В исследовании принимали участие 40 человек, из которых – 20молодых людей и 20 девушек в возрасте от 18 до 23лет.

Анкета состоит из 22 вопросов. Последовательность вопросов была составлена с учетом классификации семейных ценностей: сначала в анкете идут вопросы, связанные с супружеством, далее с родительством и с родством.

Распределение по возрасту выглядит следующим образом.

Рисунок 1 - Распределение респондентов по возрастам

По данной диаграмме видно, что основная часть респондентов - молодежь в возрасте от 18 до 23 лет. При этом 88% респондентов не состоят в браке или сожительстве, только 12% живут в незарегистрированном браке. Данные цифры подтверждают высказывание о том, что молодежь сначала стремится получить образование и тем самым достичь экономической самостоятельности для того, чтобы создать благополучную семью.

Первой задачей исследования было выяснить, важен ли для молодежи официальный брак, и проведенный опрос показал, что молодежь, как и раньше, хочет связать себя узами брака.Таблица 1 показывает, что почти половина респондентов (45%) определенно собираются вступать в официальный брак в будущем. В основном преобладает положительный ответ, при этом он выше у девушек.

Таблица 1 - Распределение желания молодежи вступать в официальный брак по полу, %

Варианты ответа

Женский

Мужской

Всего

Да, определенно

52

34

45

Да, скорее всего

36

37

36

Затрудняюсь ответить

8

17

12

Нет, скорее всего

4

3

4

Нет, определенно

0

9

4

Всего

100

100

100

Стоит отметить так же, что 9% респондентов мужского пола вообще не собираются жениться, а среди девушек данный вариант ответа не выбрал никто. Таким образом, гипотеза о том, что молодые люди планируют в будущем официально регистрировать свои отношения, подтвердилась. Действительно, молодежь больше ориентируется не просто на сожительство, а на официальный брак.

Следующей задачей исследования было выяснить оптимальный возраст вступления в брак. Подавляющее большинство респондентов (71%) указали оптимальный возраст вступления в брак с 21 до 25 лет. Вариант ответа «Свыше 30 лет» не отметил ни один респондент.

Рисунок 2- Оптимальный возраст для создания семьи

Одной из задач исследования было выявить возможные причины вступления в официальный брак.

Таблица 2 - Причины вступления в брак, кол-во чел.

Варианты ответа

Муж.

Жен.

Любовь

8

12

Желание создать семью

10

6

Рождение ребенка

1

2

Расчет

-

-

Независимость от родителей

-

-

Не быть одиноким

1

-

По таблице видно, что такой мотив как «любовь», остается основным при вступлении в брак, его выбрали 20 человек (50 %) респондентов.

На втором месте стоит «желание создать семью», 40%. На третьем «рождение ребенка», 6 %.

Таблица 3 - Распределение причин вступления в брак по полу, %

Вариант ответа

Мужской

Женский

1

2

3

Любовь

52

47

Желание создать семью

31

42

Продолжение таблицы 3

1

2

3

Рождение ребенка

7

6

Расчет

7

2

Независимость от родителей

0

3

Не быть одиноким

2

0

Всего

100

100

Распределение по полу показало, что мотив «любовь», как это ни странно, больше указывали молодые люди, а девушки сделали примерно одинаковый выбор мотива «любовь» и «желание создать семью». Кроме того, девушки больше хотят независимости от родителей, чем молодые люди.

Распределение по возрасту показало, что в более старшем возрасте любовь имеет меньшее значение при вступлении в брак. А желание создать семью в этом возрасте преобладает.

Следующей задачей, поставленной в ходе исследования, было выяснить, какой смысл вкладывают студенты в слово «семья».По даннымопроса можно сделать вывод, что большинство студентов знают, что такое семья. Но представления о семье у молодежи очень различаются.

Таблица 4 - Смысл слова «Семья», количество выборов

 

Варианты ответа

Муж.

Жен.

Всего

Семья - это

Союз 2ух любящих и уважающих друг друга людей

3

4

10

Родители и их дети

2

1

3

Личное пространство человека, где его поддерживают и любят

2

1

3

Взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт

2

-

2

Ячейка общества, в которой права и обязанности супругов равны

1

2

3

Крепкие доверительные отношения

4

2

7

Основа общества

1

3

4

Люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством

1

-

1

Ответственность и забота друг о друге, детях

1

2

3

Мои близкие люди

1

1

2

Смысл жизни каждого человека

2

4

6

Затрудняюсь ответить

-

-

-

Малая социальная группа, обладающая исторически опр. организацией

-

-

-

Так, 10 респондентов (25%) считают, что семья - это «союз 2ух любящих и уважающих друг друга людей», то есть семью молодежь больше связывает с супружеством, нежели с детьми, 7 респондентов (17,5%) определяют семью, как «Крепкие доверительные отношения», на третьем месте (15%) стоит «Смысл жизни каждого человека».

В ходе анкетирования респондентам был задан следующий вопрос: «Является ли для Вас образцом семейная жизнь Ваших родителей?», результаты приведены в таблице:

Таблица 5 - Является ли образцом семейная жизнь родителей?

Варианты ответа

Кол-во чел.

%

Да

24

60

Скорее да, чем нет

6

15

Затрудняюсь ответить

4

10

Скорее нет, чем да

3

7,5

Нет

3

7,5

Опрос показал, что для большинства опрошенных (60 %) семейная жизнь родителей является образцом. 7,5% респондентов ответили отрицательно, 10% затруднились ответить.

Следующей целью исследования было узнать, что необходимо молодежи для того, чтобы создать семью.

Таблица 6 - Распределение достаточного условия для создания семьи по полу, %

Варианты ответа

Женский

Мужской

Всего

Достаточно только желания создать семью

30

29

29

Высшее образование

2

3

2

Собственное жилье

10

11

11

Работа и постоянный доход

50

46

48

Не задумывался (ась)

8

11

9

По распределению видно, что почти половине респондентов для создания семьи необходимо иметь работу и постоянный доход, что подтверждает шестую гипотезу, 29% респондентов считают, что достаточно одного желания для создания семьи.11 % опрошенных считают, что необходимо иметь собственное жилье. Принципиальных различий по полу здесь не наблюдается, девушки и юноши единодушны в этом вопросе.

Задачей исследования также являлось выяснить, какие ценности семейной жизни дороже остальных для молодежи. Для этого респондентам был предложен список семейных ценностей, которые необходимо было проранжировать.

Таблица 7- Распределение семейных ценностей по полу, в %

 

Пол

Всего

Варианты ответа

Мужской

Женский

Любовь

2,1

2,2

2,2

Дети

4,3

4,6

4,5

Поддержка, забота, взаимопонимание

4,3

2,8

3,4

Совместное времяпровождение

5,5

6,6

6,2

Эмоционально-психологический комфорт

4,4

3,4

3,8

Материальная обеспеченность

5,1

5,8

5,5

Преемственность поколений

6,9

9,0

8,1

Постоянные сексуальные отношения

5,2

6,2

5,8

Стабильность

4,8

5,4

5,1

Социальная защита

6,8

7,8

7,4

При ранжировании в системе семейных ценностей респонденты поставили на первое место «Любовь», причем и девушки и молодые люди были единодушны. На втором месте оказались «Поддержка, забота и взаимопонимание», у молодых людей эту позицию разделили еще и «Дети», а у девушек они стоят лишь на четвертом месте, для них важнее эмоционально-психологический комфорт. Стабильность и материальную обеспеченность респонденты поставили на 6-ое место. На последнее место молодежь ставит «Преемственность поколений».

Следующей целью исследования было выяснить, какой тип семьи ближе молодежи: кто должен быть главой семьи и кто должен обеспечивать семью материально. По диаграмме видно, что подавляющее большинство респондентов предпочитают форму организации семьи, когда супруги являются равноправными членами семьи и вместе принимают решения (78 %), на втором месте вариант ответа «Глава семьи мужчина» (20 %) и только 2 % отметили, что главой семьи должна быть женщина. Если раньше нормой был патриархат, сегодня партнерский тип семейных отношений - наиболее распространенный и желаемый.

Рисунок 3 - Форма организации семьи

На вопрос о том, кто должен обеспечивать семью больше половины респондентов считают, что семью должны обеспечивать оба супруга (57%), а 43% опрошенных считают, что семью должен обеспечивать мужчина. Вариант ответа, где семью должна обеспечивать женщина, не выбрал ни один респондент.

Рисунок 4 - Кто должен обеспечивать семью материально?

Также в ходе исследования нужно было выяснить, кто, по мнению молодежи, должен быть организатором досуга в семье.

Рисунок 5 - Организатор семейного досуга

Как показывает опрос, 83% респондентов считают, что супруги должны вместе организовывать семейный досуг. Варианты «Жена, в основном» и «Муж, в основном» отметили примерно одинаковое количество опрошенных. Следующей задачей исследования было узнать, сколько детей хотят иметь молодые люди (если хотят вообще) и какой стиль воспитания они скорее всего выберут.

Таблица 8- Распределение количества желаемых детей по полу, %

Варианты ответа

Женский

Мужской

Всего

1

14

19

16

2

52

56

54

3 и более

28

19

24

Не планирую иметь детей

6

6

6

По данной таблице можно сказать, что половина опрошенных хотят иметь 2 детей, 24% респондентов хотят 3 и более детей и 16% хотят иметь 1 ребенка. Респонденты мужского пола больше хотят 1-2ух детей, чем девушки, а девушки больше юношей хотят иметь многодетную семью.

Итак, как показывают результаты исследования, лидирующее положение в системе ценностей современной молодежи занимает семья, наряду с ценностью материального благополучия. Абсолютное большинство молодых желают иметь детей. Мотивом, побуждающим заводить семью, молодые люди посчитали «не расставаться с любимым», а девушки – продолжение рода.

По результатам исследования ценностных ориентаций по методике М. Рокича выявлено, что семья входит в тройку наиболее значимых ценностей, однако институт семьи, по данным опроса, стоит на втором месте, после материально обеспеченной жизни. Таким образом, можем утверждать, что гипотеза доказана.

Исходя из проведенного исследования можно утверждать, что семья остается для современной молодежи значимой ценностью бытия, хотя в ближайшей перспективе они не торопятся ею обзаводиться и тем более планировать в следующие пять лет ребенка. Данное исследование показало, что ни один опрошенный не состоит в официальном браке, лишь 12% живут в незарегистрированном, молодежь в большинстве своем нацелена на официальный брак в будущем, правда половине респондентов необходимо сначала обзавестись работой и постоянным доходом. Это говорит о том, что материальные блага все больше выступают на первый план. Но есть и те, кому для создания семьи достаточно одного желания.

Просмотров работы: 10118