Использовались методы исследования: анализ литературы, наблюдение, анализ документов.
Исследования проводились в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Спортивный лицей № 82» г. Ижевска, в котором обучаются юные футболисты.
Результаты исследования. Лицей располагается в нетиповом, трехэтажном здании, в кирпичном исполнении, занимая 2 и 3 этаж площадью 916 м2, имея 12 учебных кабинетов, библиотеку, административные помещения, учительскую. Проектная наполняемость численности учащихся 175 человек.
В год основания численность в 5-11-х классах составляла 155 человек, на 2014-2015 учебный год – 232 учащихся и 10 классов-комплектов. В 6-11 классах лицея обучаются учащиеся (15 человек), приехавшие из других городов и зарекомендовавшие себя как перспективные спортсмены, проживающие в общежитии при СДЮСШОР. Учащиеся занимаются в режиме одной смены, в условиях продленного дня, с чередованием учебного и тренировочного процесса в 6 - дневной учебной неделе.
Спортивный лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: I ступень – начальное общее образование; II ступень – основное общее образование; III ступень – среднее (полное) общее образование.
Содержание общего образования определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми лицеем самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
Организационная структура муниципального образовательного бюджетного учреждения спортивный лицей № 82, носит линейно-функциональный характер, во главе которого стоит директор лицея, который распределяет свои полномочия заместителю директора по научно методической работе, заместителю директора по воспитательной работе, заместителю директора по учебно-воспитательной работе, заместителю директора по административно-хозяйственной работе, а также сотрудничает с директором автономного учреждения Удмуртской Республики «Футбольный клуб Зенит - Ижевск», для совместной воспитательной работы и составления учебного - педагогического плана. Кроме того директор лицея проводит собрания с советом лицея, попечительским советом, родительским советом, советом старшеклассников, педагогическим советом. На следующем уровне управления стоят заместитель директора по научно - методической работе, заместитель директора по воспитательной работе ведет работу с родителями учащихся лицея, социальными педагогами, классными руководителями, психологами и непосредственно с учениками лицея, заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководит педагогическим составами и библиотекой, заместитель директора по административно-хозяйственной работе распределяет свои полномочия по линии технической службы.
Основными целями Учреждения являются: - формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;
- овладение обучающимися содержанием образования по предметам (образовательным областям), определяемым Учреждением с учетом запросов обучающихся, их родителей (законных представителей);
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни.
Деятельность Учреждения регламентируется следующими видами локальных актов:
В организационно-управленческой сфере:
- приказами директора Учреждения;
- планом работы Учреждения;
- должностными инструкциями работников Учреждения;
- положениями об органах самоуправления Учреждением;
- положением о библиотеке;
- положением об обеспечении бесплатными комплектами учебников обучающихся;
- положением об обеспечении федеральными и региональными комплектами учебников обучающихся;
- положением о сохранности учебников;
- положением об антитеррористической комиссии.
В трудовой сфере:
- штатным расписанием;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- положением об оплате труда работников;
- документами Учреждения, регламентирующими работу по обеспечению безопасных условий труда и обучения.
В образовательно-воспитательной сфере:
- учебным планом Учреждения;
- годовым календарным учебным графиком Учреждения;
- расписанием занятий;
- положением о внутришкольном контроле;
- положением о конфликтной комиссии;
- положением о программах элективных курсов;
- положением о предметных кружках и факультативах;
- положением о поощрениях и взысканиях обучающихся;
- правилами приема и отчисления;
- правилами для учащихся;
- положением о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг.
Для учащихся 4 - 8 классов во второй половине дня работает группы продленного дня. В группе продленного дня организуются занятия в игровой форме, прогулки, экскурсии, подготовка домашнего задания. Для всех учащихся работают кружки. Все учащиеся лицея занимаются в системе дополнительного образования – АУ УР ФК «Зенит – Ижевск» по футболу. В зимнее время на территории школы заливается каток, имеются коньки, у учащихся есть возможность играть в хоккей.
Список литературы
Этимологический словарь Фасмера [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://fasmerbook.com/, свободный. – Загл. с экрана. Яз. рус. – (Дата обращения: 15.01.2014.).
Норбит [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.norbit.ru/company/ , свободный. – Загл. с экрана. Яз. рус. – (Дата обращения: 15.01.2014.).