Деятельность подростковых клубов строится на принципах демократии и гуманизма, открытости и альтернативности, доступности и преемственности, толерантности и терпимости, инициативности и креативности, на основе учета индивидуальных и возрастных и национальных традиций развития региона.
Клубы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом "Об образовании", Концепцией развития дополнительного образования и воспитания, Уставами и программами развития подростковых клубов.
Цель исследования - изучить особенности деятельности спортивно-оздоровительной работы в подростковых клубах Республики Татарстан.
Методы исследования: анализ литературных источников, беседа и опрос.
Результаты исследования и их обсуждение. При анализе литературных источников было выявлено что, на 1 июля 2014 года функционируют 211 подростковых клубов по месту жительства в 23 городах и районах Республики Татарстан. В клубах организована работа 1018 кружков, секций и студий (в 2012 году - 769), в которых занимаются 35629 человек (в 2012 году - 32622 человека).
В первом полугодии 2014 года работой подростковых клубов было охвачено 161936 детей и подростков. Работа с несовершеннолетними в подростковых клубах по месту жительства проводится в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Татарстана» на 2013-2014 годы. В соответствии с подпрограммой «Организация работы среди детей и подростков по месту жительства» реализуется комплекс республиканских мероприятий, способствующих созданию благоприятных условий для организации активного досуга детей и подростков, повышению квалификации кадров, работающих в учреждениях по месту жительства, снижению уровня социально негативных явлений в подростковой среде.
С 2012 года в Республике Татарстан реализуется республиканский проект «Молодежный сертификат», направленный на вовлечение несовершеннолетних, состоящих на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в физкультурно-спортивную деятельность, учреждения дополнительного образования, подростковые клубы по месту жительства, молодежные центры с предоставлением права выбора профиля посещаемых секций. Проект реализуется в 6 муниципальных образованиях Республики Татарстан (городах Казани, Альметьевске, Зеленодольске, Мамадыше, Нижнекамске, Чистополе).
При опросе руководителей подростковых клубов было выявлено, что основными проблемами в их деятельности являются вопросы финансирования и материально-технической оснащенности подростковых клубов.
Также нами был проведен анализ спортивной деятельности в подростковых клубах города Казани. Исследование показало, что футбол и хоккей являются основными направлениями в работе подростковых клубов.
Вывод. Для обеспечения эффективной работы подростковых клубов необходимо соблюдать следующие условия:
1. Создание целевой программы развития физической культуры и спорта в подростковых клубах и проведение массовых мероприятий.
2. Организация межведомственных семинаров для специалистов муниципальных учреждений.
3. Развитие материально-технической базы для занятий.
4. Поддержка на должном уровне информационного обеспечения управленческой деятельности подростковых клубов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочарова В.Г. Воспитание учащихся по месту жительства / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.М. Плоткин. - М. : Просвещение, 1987. - 298 с.
2. Борисова Л.Г. Свободное время подростков: социализация или девиация: Учебно-методические материалы / под ред. Л.Г. Борисовой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. - 479 с.