Актуальность этой темы в том, что проблема психологического изучения различных видов профессиональной деятельности по настоящее время занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений отечественной психологической науки (психотехнике, психологии труда, инженерной психологии, эргономике, организационной психологии).
Цель статьи рассмотреть основные принципы профессиографии в системе управления персоналом.
Изучив и обобщив подходы исследователей к понятию профессиография (Романова Е.С., Иванова Е. М., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Вишневская Н.Л., Плахова Л.В. и др.), мы пришли к выводы, что профессиография - это объективное исследование, направленное на раскрытие и описание всей сущности профессии, выявление ее структурных и содержательных особенностей, установление всего многообразия взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающих трудовой процесс и в значительной мере обусловливающих характер протекания профессиональной деятельности.
Одним из первых психологов, сформулировавших принципы профессиографии был К.К. Платонов. Давайте выделим основные принципы профессиографии и дадим им оценку.
Во-первых, принцип целенаправленности. Мы думаем, что психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.
Во-вторых, принцип личностного подхода. Мы полагаем, что следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими. В данном случае подчеркивается условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК.
В-третьих, принцип допусков. На наш взгляд, в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.
В-четвертых, принцип надежности. Мы допускаем, что нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.
В-пятых, принцип дифференциации и типизации. Мы уверенны, что следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.
В-шестых, принцип перспективности и реальности. Наша точка зрения, что рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.
Мы также обобщили основные методы профессиографии. При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:
- изучение документации по данной профессии;
- наблюдение за работой специалистов;
- опрос специалистов (экспертный метод);
- изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;
- трудовой метод;
- метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных автоматизированных навыков работника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий;
- биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;
- метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс естественных или специально организованных факторов;
- метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.
Мы полагаем, что успех любой организации в современных условиях ускоряющегося научно-технического процесса и усиливающейся конкуренции зависит, в первую очередь, от её способности максимально эффективно отбирать персонал и использовать уже имеющиеся в её распоряжении ресурсы для достижения стоящих перед ней целей.
Таким образом, в организации важно владеть современными методами управления персоналом. Подбор наилучших кадров - сложный и многоэтажный процесс, включающий научно-обоснованные принципы и методы работы, без которых невозможно осуществлять подбор наилучших кадров. Только системный, научно методически разработанный подход, позволяет быстро и качественно решать проблему подбора персонала.
Список использованной литературы
1. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. - СПб., 2004. - 215 с.
2. Управление персоналом организации: Учеб. // Под ред. А.Я. Кибанова. - М., 2007.
3. Иванова Е. М. Профориентационная профессиография. - Мн.: Высшая школа, 2005.
4. Вишневская Н.Л., Плахова Л.В. Профессиограмма как интегральная модель оценки пригодности персонала для обеспечения безопасности производства // http://cyberleninka.ru/article/n/professiogramma-kak-integralnaya-model-otsenki-prigodnosti-personala-dlya-obespecheniya-bezopasnosti-proizvodstva-1 (дата обращения 30.01.2015)