При создании системы бюджетирования на предприятиях возникает большое количество вопросов, необходимых для рассмотрения. Взаимосвязь бюджета и бизнес-плана является болезненным вопросом многих предприятий. Необходимо понимать, что бизнес-планирование и бюджетирование понятия разные ведь зачастую, финансово неграмотные руководители предприятий, говоря об этих понятиях, подразумевают иное. Попробуем разобраться в данных понятиях. Бизнес-план – это финансовый документ первичного характера, в основе которого содержится руководство по осуществлению деятельности компании для создания определенной стратегии предприятия, эффективно функционирующей организационной структуры, определенного плана доходов-расходов предприятия.
Бюджет же есть не что иное, как составная часть бизнес-плана, которая содержит финансовый план деятельности конкретного предприятия или же его инвестиционного проекта. Зачастую менеджеры предприятий, работающих по сметам, ошибочно полагают, что бюджет – это своего рода аналоговый инструмент смете. Смета, в отличие от бюджета имеет только расходную часть, имеет иную временную разбивку и не может корректироваться после ее вступления в силу. Бюджет же напротив может подвергаться корректировке. Преимуществом бюджета над сметой также является то, что формы отчетности дают возможность проведения экспресс-анализа отклонений от плановых показателей доходов и расходов.
Еще одной проблемой многих предприятий является недобросовестная работа менеджеров. На многих предприятиях наблюдается такая проблема, как несоответствие интересов предприятия и интересов ее персонала. Например, на некоторых предприятиях существует плановая форма вознаграждения, то есть управляющий компанией менеджер получает вознаграждение в случае выполнения поставленного плана. При таких условиях менеджеру гораздо выгоднее намеренно занижать плановые показатели, для спокойного их выполнения и получения премии в полном размере. Такие непрофессиональные методы управления не только снижают темпы развития предприятия, но и вовсе могут сделать ее убыточной. Также превышение плана в определенных случаях может быть также невыгодным для менеджера, так как это может повлечь руководителя на повышение плановых показателей, а это лишние трудности для менеджера.
Также в процессе бюджетирования нередки случаи мошенничества финансового характера, когда менеджером преднамеренно завышаются закупочные цены материалов, выполнения работ и иных расходов в официальных документах, а приобретаются данные услуги по менее высокой стоимости. Такие действия ставят эффективное функционирование компании под угрозу.
Библиографический список:
Хруцкий В.Е., Хруцкий Р.В. Системы бюджетирования. Семь шагов по эффективной постановке бюджетирования. — М.: Финансы и статистика, 2007. — С. 176.
Панов М. М. Постановка системы бюджетного управления или три координаты бизнеса: БДР, БДДС, ББЛ. — М.: Инфра-М, 2014. — 304 с.
Добровольский Е.Ю., Карабанов Б.М., Боровков П.С., Глухов Е.В., Бреслав Е.П. Бюджетирование: шаг за шагом. — М.: Питер, 2009. — С. 448