КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ RENAULT-NISSAN И VOLKSWAGEN AG И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В 2008-2013 ГГ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ RENAULT-NISSAN И VOLKSWAGEN AG И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В 2008-2013 ГГ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Альянс Renault-Nissan (далее - Renault-Nissan, Альянс) контролирует восемь крупнейших брендов: Renault, Nissan, Infiniti, Renault Samsung Motors, Dacia, Datsun, Venucia и Lada [5]. В годы кризиса 2008-2013 гг. компания осуществляла продажи своих автомобилей в 19 стран мира (Таблица 1).

Основным рынком сбыта Renault-Nissan являются европейские страны, среди которых Франция занимает лидирующие. Ежегодно во Франции Альянс продает более полумиллиона автомобилей. Пиком продаж был 2010 год, когда было продано 743, 5 тыс. автомобилей, в 2009 году продажи устояли от спада и достигли показателя 688 тыс. автомобилей. Примечательно, что в пик кризиса, когда общемировой уровень продаж сократился, Альянс удержал свои позиции и не претерпел отрицательного прироста. Пик второй волны экономического кризиса отразился на продажах с большим эффектом - продажи сократились более чем на 100 тысяч автомобилей. К 2013 году Альянсу не удалось восстановить позиции на рынке Франции, показатели докризисного периода не были достигнуты, наоборот, в 2013 года продажи упали еще на 3 тысячи автомобилей.

Таблица 1.

Продажи автомобилей Renault-Nissan в 2008-2013 гг., шт.

 

Продажи автомобилей Renault-Nissan, шт.

Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Франция

637 651

687 957

743 486

687 343

551 314

547 693

Германия

165 553

240 049

171 368

181 176

170 303

162 509

Италия

118 009

124 258

142 174

122 920

96 144

101 387

Великобритания

107 711

73 465

113 393

88 540

56 169

77 163

Испания и Канарские о-ва

136 053

115 217

124 828

99 092

83 366

98 024

Бельгия и Люксембург

67 646

64 715

84 730

92 319

74 896

77 353

Польша

28 618

24 165

29 900

30 747

n/d

n/d

Румыния

106 958

51 787

45 821

39 592

n/d

n/d

Турция

73 662

82 261

114 111

140 827

118 169

144 706

Алжир

43 338

56 094

63 368

75 042

113 664

111 378

Марокко

34 253

37 106

34 944

41 501

47 709

47 030

Россия

108 070

72 284

96 466

154 734

189 852

210 099

Украина

20 142

7 128

9 252

13 895

n/d

n/d

Мексика

16 063

11 500

18 046

23 132

n/d

n/d

Колумбия

27 128

27 720

38 009

46 820

n/d

n/d

Бразилия

115 153

117 524

160 297

194 300

241 594

236 360

Аргентина

69 127

1 019

82 385

106 040

118 169

141 217

ЮАР

4 216

7 050

10 000

10 492

n/d

n/d

КНР

101 981

133 630

155 697

109 221

59 926

60 027

Источник: составлено автором по данным [6].

Вторым по величине рынком сбыта Renault-Nissan является Германия. В пик кризиса в Германии также наблюдался рост продаж: показатель достиг 240 049 автомобилей в год, это наибольшее количество продаж на всем рассматриваемом промежутке. В пик второй волны мирового экономического кризиса продажи также сократились, и показатель не удалось повысить к 2013 году. Что касается других стран Евросоюза, сильных изменений за период не произошло, как в 2008, так и по итогам 2013 года. Италия, Испания, Великобритания, Бельгия остались в одном ранге с показателем продаж от 50 до 150 тысяч автомобилей в год. Большое количество автомобилей Альянса продается также в таких странах, как Италия, Великобритания, Испания и Канарские острова, Румыния, Россия, Бразилия, КНР, Турция. Интересно, что именно в Турции показатель продаж рос стремительно в течение 2008-2013 годов, что говорит о том, что этот рынок осваивался производителями, и вывод продукта в Турцию был достаточно успешным. Менее значительными объемами продаж автомобилей брендов, принадлежащих Альянсу характеризуются рынки Бельгии и Люксембурга, Польши, Алжира, Марокко, Украины, Мексики, Колумбии, Аргентины. И наименьший показатель продаж в ЮАР. Он не превысил 10,5 тысяч автомобилей за весь период (Таблица 1).

Доли Renault-Nissan на автомобильных рынках стран мира изменялись в зависимости от того, насколько были затронуты мировым финансовым кризисом.Наибольшую долю рынка Альянс занимает в Румынии: порядка 40% автомобилей, продаваемых в Румынии, являются автомобилями, производимыми под марками, которые принадлежат альянсу Renault-Nissan. Доля менялась в период кризиса, но незначительно, спад был в 2011 году на 2 процентных пункта, а с 2008 по 2011 гг. наблюдался рост с 34 до 39% доли автомобильного рынка страны. (Таблица 2)

Таблица 2

Доля Renault-Nissan на автомобильных рынках стран мира в 2008-2013 гг., в %

Доля рынка Renault-Nissan в странах мира в 2008-2013 гг., %

Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Франция

25,4

26

27,9

26,1

24,2

25,4

Германия

5

6

5,5

5,3

5,1

5,1

Италия

4,9

5,3

6,6

6,4

6,3

7,2

Великобритания

4,4

3,4

5

4

2,5

3

Испания и Канарские о-ва

10,2

10,9

11,4

10,9

10,7

12,1

Бельгия и Люксембург

10,2

11,1

12,9

13,4

12,5

13

Польша

7,5

6,6

7,9

8,9

n/d

n/d

Румыния

34,3

35,9

39,3

37,3

n/d

n/d

Турция

14,9

14,8

15

16,3

15,2

17

Алжир

17,8

23,9

28,1

25,3

26

26,2

Марокко

28,2

33,7

33,8

37

36,6

38,9

Россия

3,7

5

5

5,8

6,5

7,6

Украина

3

4,1

5,3

5,8

n/d

n/d

Мексика

1,6

1,5

2,2

2,6

n/d

n/d

Колумбия

13,6

16,1

15,9

15,7

n/d

n/d

Бразилия

4,3

3,9

4,8

5,7

6,6

6,6

Аргентина

12

12,4

13

13

14,8

15,4

ЮАР

0,9

2,1

2,5

2,2

n/d

n/d

КНР

8,5

9,3

10,1

7

4

4

Источник: составлено автором по данным [6].

Вторую по величине долю рынка автомобилей Альянс имеет в Марокко. Этот показатель рос на всем рассматриваемом промежутке за исключением 2011 года, когда снизился на 0,4 процентных пункта , всего за период он возрос с 28,2 до 38,9 процентов - это значительный рост, почти 10 процентных пунктов (Таблица 2). К тому же, период закончен на повышении показателя продаж и доли рынка, занимаемой в Марокко, что говорит о дальнейшей благоприятной перспективе роста.

Несмотря на то, что продажи автомобилей марок Альянса имеют самый большой показатель во Франции, доля рынка, занимаемая компанией, составляет лишь 25% в среднем за период, максимальное значение было достигнуто в 2010 году и составило 27,9%. Можно сказать, что величина доли автомобильного рынка, которую занимает Renault-Nissan во Франции, стабильна, так как в начале и в конце периода, в 2008 и в 2013 году, она составляла 25,4%, то есть каждый четвертый автомобиль во Франции принадлежит марке, производимой Renault-Nissan (Таблица 2) [11].

Сравнительно большие доли рынка принадлежат Альянсу в Алжире, Колумбии. В этих странах популярными являются марки Dacia, Renault, причем именно недорогие модели с минимальным расходом топлива. Стоит отметить, что свои доли рынка Альянс занимает также Испании и Канарских островах, в Бельгии и Люксембурге, Аргентине (в среднем 11-12%). В КНР и Польше доли составляют около 10%. Наименьшие доли автомобильного рынка в следующих странах: 1-2% - в ЮАР и Мексике.

Альянсу удалось сохранить свои позиции в продажах автомобилей в странах мира и доли на автомобильных рынках стран в период кризиса за счет грамотно выбранной конкурентной стратегии. Renault-Nissan в гонке за лидерством использует стратегию укрупнения, так как производит транспортные средства сразу нескольких марок. Кроме того, Альянс следует мировым тенденциям и использует стратегии по унификации модельного ряда, отвечающего потребностям определенных клиентов. В конкурентную стратегию Альянса входят следующие цели для достижения: присутствие на рынках всех регионов мира; расширение производства и продаж; повышение конкурентоспособности на основе совершенствования качества и сокращения издержек [12].

Альянс возлагает большие надежды и инвестирует капитал в АвтоВаз, что свидетельствует о том, что производители используют стратегию поглощения компаний отрасли, осуществляя вертикальную интеграцию. Стоит сказать, что вложения в АвтоВаз не оправдали себя в 2013 году, когда завод принес убыток Альянсу в размере 186 млн. евро,, в 2013 году чистая прибыль Альянса составила 582 млн. евро, что в три раза меньше, чем в 2012 г. ,Однако были и позитивные тенденции, когда АвтоВаз принес Альянсу прибыль в 2011 году, которая в абсолютном выражении составила 49 млн.евро [11]. Что касается производства автомобилей, за счет присоединения АвтоВаза, показатели производства Альянса увеличились на 10%.

Таким образом, стоит сказать, что стратегия укрупнения с применением поглощений является удачной, если поглощаемые компании достаточно устойчивы на рынке. Кроме того, поглощения, осуществляемые в период финансово-экономического кризиса, являются наиболее рискованными и имеют малую вероятность окупаемости в краткосрочной перспективе.

Данная стратегия начала осуществляться еще с начала 90-ых годов XX века, когда компания Nissan оказалась на грани банкротства, так как имела сильное долговое бремя. Компания признала потребность в нахождении сильного европейского производителя, который способен «поделиться» мощностями и осуществить ряд капиталовложений. У Nissan был хороший технологический потенциал, но отсутствовала возможность самофинансирования. И в марте 1999 года концерт Renault приобрел акции Nissan и была оговорена возможность приобретения всех финансовых филиалов в Европе. В это же время, Nissan получил возможность приобрести пакет акций Renault. Это было важным событием для японских авто-производителей. Компании расценивают данный шаг не как слияние или поглощение, а как создание международного стратегического альянса с участием в активах. Альянс определяет свою глобальную стратегию, как «прибыльный рост на основе синергетического эффекта, полученного от объединения усилий двух компаний при сохранении брендов каждой из них» [5]. Значимым положительным эффектом от реализации стратегии создания международного альянсана основе синергии является тот факт, что объединение Альянса с Samsung Motors в каком году? явилось возможным благодаря тому, что изначально Samsung Motors был создан на основе соглашения о техническом содействии с Nissan. Таким образом, Альянсу удалось успешно проникнуть на корейский рынок и увеличить свою долю на рынке автомобилей [13].

Данный эффект отражается в таких сферах деятельности компании, как продажи, продуктовая стратегия, исследования и разработки, географическая диверсификация. Последняя определяется тем, что изначально Nissan был лидером в таких регионах как АТР и Северная Америка, а Renault занимал ведущие позиции на рынках Европы и Латинской Америки.

Альянс также обеспечивает экономию на масштабе за счет диверсификации производства. Компании Альянса используют производственные мощности друг друга, которые находятся в разных частях света. Также они производят видоизмененные копии друг друга и выводят их на рынки разных стран с целью поиска новых покупателей. Примером таких действий служат такие «продуктовые пары», как Nissan Platina в Мексике и адаптационный вариант этой модели - Renault Clio в Европе.

Также осуществляется ряд совместных проектов в сфере исследований и разработок, один из них – по использованию альтернативных источников энергии.

VolkswagenAG (далее – Volkswagen AG, Концерн, Группа) в настоящее время является концерном, в который входит несколько дочерних компаний: Audi AG,Automobili Lamborghini S.p.A (дочерняя компания Audi AG), Bentley Motors Ltd.Bugatti Automobiles S.A.S. (дочерняя компания Volkswagen France),MAN, Scania AB, SEAT S.A., Skoda Auto a.s. Volkswagen, Marine,Porsche, Ducati Motor Holding S.p.A. (дочерняя компания Audi AG). Концерном производятся автомобили двенадцати марок: Volkswagen, Audi, SEAT, Skoda, VW Commercial Vehicles, BENTLEY, Bugatti, Lamborghini, SCANIA, MAN, Porsche, Ducati, Scania [9].

Volkswagen AG осуществляет продажи своей продукции в 18 странах мира и имеет наибольшие рынки сбыта в Германии и Китае, в которых продажи автомобилей марок, принадлежащих Volkswagen AG достигают более 1 миллиона автомобилей в год (табл.3).

Абсолютным лидером можно выделить Китай, где зафиксирован колоссальный рост продаж в кризисные годы, в течение всего рассматриваемого периода, причем ни первая, ни вторая волна мирового финансового кризиса не помешали этому росту. В 2008 году показатель продаж составил 1 млн. автомобилей, постоянно росли и в 2013 году выросли более, чем в 3 раза несмотря на то, что в мире происходил финансовый кризис. Группе Volkswagen AG удалось сильно укрепить свои позиции на китайском рынке , что не удалось сделать ни одному другому производителю.

Таблица 3.

Продажи автомобилей Volkswagen AG в 2008-2013 гг., шт.

 

Продажи автомобилей Volkswagen AG, шт.

Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Германия

1 060 349

1 246 571

1 038 596

1 153 070

1 175 514

1 004 477

Великобритания

380 062

341 888

381 175

408 869

434 798

454 400

Франция

270 341

260 799

270 527

299 330

279 127

245 926

Испания

278 321

224 692

246 732

212 549

175 810

173 893

Италия

264 978

237 750

242 732

244 953

196 964

176 231

Россия

132 918

95 208

133 503

228 977

317 735

287 264

Чехия

79 626

77 952

81 932

82 874

85 347

83 215

Польша

77 478

79 120

81 639

73 391

74 569

75 920

Турция

54 818

49 094

87 434

107 913

123 811

126 853

ЮАР

73 259

52 758

72 279

99 427

109 396

103 720

США

314 513

297 973

360 287

444 187

596 078

611 747

Мексика

139 257

118 391

129 548

153 023

164 890

180 123

Канада

51 405

51 405

59 743

69 617

80 572

87 053

Бразилия

637 480

697 279

727 790

704 726

780 195

558 317

Аргентина

127 186

103 445

135 628

178 170

169 043

148 979

Китай

1 024 184

1 400 514

1 924 649

2 258 614

2 812 051

3 266 235

Япония

61 626

53 904

63 998

71 729

82 078

100 535

Индия

19 002

19 002

53 555

111 689

114 084

92 561

Итого:

           

Источник: составлено автором по данным [8].

Большой объем продаж автомобилей осуществляется в Бразилии, но показатель можно охарактеризовать как неравномерный, так как наблюдались спады продаж в 2008 году, 2011 и значительный спад произошел в 2013 году. В тот период продажи упали с 780 тыс. автомобилей в год до 558 тыс. В следующую группу стран, в которых продажи автомобилей марок Группы составляют в среднем 300-400 штук в год, входят: Великобритания, Франция, Испания, Италия, США. Более 100 тыс. автомобилей марок Группы в год продается в России, ЮАР (в 2012-2013 году), Мексике, Японии (в 2013 году) Меньшее по количеству число продаж автомобилей марок, производимых концерном Volkswagen AG, осуществляется в Индии, однако, Индии побила рекорд китайского рынка, так как с 2008 по 2013 год продажи увеличились с 19 тыс. автомобилей в год до 92 тысяч - почти в 5 раз, что говорит о расширении сбыта автомобилей Группы и укреплении позиций на индийском рынке (табл.3) .

Наибольшую долю автомобильного рынка страны Volkswagen занимает в Чехии: доля возросла с 2008 по 2013 год на 6 процентных пунктов - с 40 до 46 процентов (табл. 4). Высокие доли на автомобильных рынках (20-25%) Группа имеет в Германии, Испании, Польше, ЮАР. Значительно (почти в 3 раза) возросла за 200802013 гг. доля рынка, которую занимает Группа в России за рассматриваемый период: с 4 до 11%, а в Турции доля возросла до 17% в 2013 году (Таблица 4).

Таблица 4.

Доля рынка Volkswagen AG на автомобильных рынках стран мира в 2008-2013 гг., %

Доля Volkswagen AG на автомобильных рынках стран мира в 2008-2013 гг., %

Страна

2008

2009

2010

2011

2012

Германия

33,6

34,2

35,1

35,9

37,7

Великобритания

16,3

15,9

17,2

19,3

19,8

Франция

11,9

11,3

11,2

12,8

14,2

Испания

23,0

23,2

23,8

24,7

24,0

Италия

11,2

10,1

11,5

13,1

13,2

Россия

4,0

6,5

7,1

8,9

11,0

Чехия

40,2

43,7

45,6

45,4

46,3

Польша

21,5

22,5

22,8

24,8

25,4

Турция

11,0

10,4

11,9

13,7

17,6

ЮАР

20,8

19,3

19,9

22,7

22,7

США

2,4

2,9

3,1

3,5

4,1

Мексика

13,5

15,6

15,7

16,9

16,7

Канада

3,0

3,5

3,8

4,4

4,8

Бразилия

24,0

25,4

22,9

22,3

23,0

Аргентина

25,4

26,9

24,2

25,1

25,0

Китай

18,7

16,5

16,8

18,2

20,8

Япония

1,5

1,4

1,5

4,9

4,5

Индия

1,5

1,3

2,5

2,0

1,8

Источник: составлено автором по данным [8].

Таким образом, Volkswagen AG осуществляют продажи автомобилей в большем количестве стран Европы и мира, чем Renault-Nissan. Во многом это обуславливается тем, что Renault-Nissan уступает Volkswagen AG по многим показателям деятельности, и, соответственно, доля мировых объемов продаж автомобилей у Volkswagen AG превышает аналогичные показатели Renault-Nissan.

Volkswagen приобретает известные марки с целью вертикальной интеграции, то Renault-Nissan являются взаимосвязанными производителями, в большей степени зависят друг от друга. В отличии от Renault-Nissan, Volkswagen AG использует стратегию дифференциации, в соответствии с которой компании важно позиционировать себя как уникального производителя продукта с исключительными признаками. Так, Volkswagen является самым безопасным автомобилем среди немецких производителей, но также он может удовлетворить потребности тех, кто ищет недорогую машину с небольшим расходом топлива, с качественным салоном и широким ассортиментом моделей разного цвета.

Стратегия Использование цены также применяется как создание массовых продуктов и продуктов с достаточно высокой ценой для привлечения аудитории, ориентированной на люкс. В частности, Audi в составе Volkswagen имеет стремление создать дорогой, элитный продукт.

Концерн также использует стратегию фокусирования, которая направлена на аудиторию с определенными потребностями. Основными лояльными клиентами Volkswagen становятся те, кто предпочитает надежность и комфорт по приемлемой цене. В то же время в Концерне есть другие автомобили, стоимость которых превышает возможности людей со средним доходом. Речь идет об автомобилях класса люкс, таких как Bentley, Bugatti и Lamborghini. Эти компании обладают финансовой независимостью, однако, если рассматривать мощь всего Концерна в целом, то данные марки помогают занять нишу дорогих статусных автомобилей.

Одним из главных конкурентных преимуществ Volkswagen Group является дифференцированный продуктовый портфель компании. В него входят 12 брендов, которые представляют в общем итоге 280 различных моделей легковых и грузовых автомобилей, которые производятся в настоящее время в 7 странах Европы. При этом, бренды все принадлежат одной компании – Группе Volkswagen, но сохраняют свою индивидуальность и независимость на рынке. Компания производит широкий спектр продукции: от мотоциклов до малолитражных автомобилей и автомобилей спорт-класса, от небольшого коммерческого транспорта до грузовых транспортных средств и автобусов. Тем самым, компании удается быть участниками рынков разных сегментов, завоевывать своих покупателей и занимать все большую долю рынка транспортных средств в целом, так и отдельно по каждому сегменту.

Таким образом, компания реализует мультибрендовую стратегию. Это одно из главных конкурентных преимуществ Концерна, которое позволяет покрывать все сегменты рынка, при этом удовлетворять потребности людей из разных слоев населения, с разными доходами, социальными статусами, потребностями. Кроме того, это позволяет компании представлять свою продукцию почти во всех странах мира, учитывая культурные, национальные особенности каждого народа и соблюдая законодательства этих стран.

Также Volkswagen AG использует стратегию укрупнения, а именно,вертикальную интеграцию, скупая национальные и зарубежные марки автомобилей. После приобретения Bentley, Bugatti, Lamborghini Концерн стал частником рынка люксовых автомобилей, а вхождение в состав Группы марок MAN и Scania расширило продуктовую линейку и сделало Volkswagen Group участников, в том числе и рынка грузовых автомобилей и коммерческого транспорта.

Концерну присуща и конкурентнаястратегия, которая заключается в лидерстве по издержкам. Volkswagen AG планирует поставки таким образом, чтобы они обслуживали стразу несколько сегментов отрасли. Для поддержания устойчивой позиции при этом компания должна производить не менее 2 млн. автомобилей в год на одной платформе.Volkswagen использует одинаковые платформы для производства автомобилей под марками Audi, Seat и Skoda. В настоящее время Концерн использует всего 4 платформы, в то время как в конце XX века их было 16. При этом, важно отметить, что производство имеет лишь растущую тенденцию.

Кроме того, одной из отличительных особенностей деятельности рассматриваемых компаний является то, что конкурентные стратегии, которые применяет Volkswagen AG, во многом нацелены на завоевание большей доли рынка, расширение своей деятельности в мировом масштабе, поиск и завоевание новых рынков сбыта. Renault-Nissan стремится увеличить объемы производства и продаж, но за счет акцента интенсивности в производстве. Все объединения и приобретения автомобилестроительных предприятий и брендов имели целью приобретение дополнительных мощностей и завоевание дополнительной целевой аудитории, но в то же время, Renault-Nissan эффективно использует стратегию по объединению конвейеров для производства нескольких брендов на одном заводе. Это позволяет экономить на масштабе и не прибегать к экстенсивному расширению производства.

Список источников

  1. Шароватов Д.И., к.э.н. автореферат диссертации на тему «Конкурентные преимущества зарубежных автопроизводителей и их использование при формировании стратегии развития легкового автомобилестроения России», Москва, РУДН, 2007 г.

  2. Мещерякова Е.В. автореферат диссертации на тему «Конкурентные преимущества французских легковых автомобилей на автомобильном рынке России», Москва, МАМИ, 2008 г.

  3. Официальный сайт производителя Lada. Режим доступа http://www.lada-auto.ru/topnews.xml

  4. Официальный сайт производителя Даймлер. Режим доступа www.daimler.com

  5. "Renault-Nissan CEO Carlos Ghosn: Reinventing the Automobile: Towards Zero-Emission Mobility with Nissan and the Alliance". Yale School of Forestry & Environmental Studies. 2011-04-26. Archived from the original on 2011-07-20.

  6. Renault-Nissan Earnings Reports 2008-2013

  7. "Daimler to supply Nissan Infiniti engines: report".// MarketWatch. 6 March 2011.

  8. Volkswagen AG Annual Report 2008-2013 published by VOLKSWAGEN AG Finanz-Analytik and Publizitat Режим доступа www.volkswagenag.com

  9. Volkswagen AG Chronicle 1904-2008 – www.volkswagenag.com

  10. Volkswagen AG Annual Report 1999 published by VOLKSWAGEN AG Finanz-Analytik and Publizitat. Режим доступа www.volkswagenag.com

  11. «АвтоВаз принес альянсу Renault-Nissan прибыль»// Вести-экономика Режим доступа www.vestifinance.ru (статья от 16.02.2012)

  12. Продажи автомобилей в Европе // Vesti Finance . Режим доступа http://www.vestifinance.ru/articles/35661

  13. Упадок продаж автомобилей в Европе. Режим доступа http://ghhauto.ru/novosti/541-upadok-prodazh-avtomobilej-v-evrope.html

  14. Здравствуй вторая волна// Взгляд. Режим доступа www.odnako.org/blogs/o-mirovom-ekonomicheskom-krizise-zdravstvuy-vtoraya-volna/

  15. Официальный сайт компании Nissan: www.nissan.ru//

  16. Официальный сайт компании Renault: www.renault.ru//

  17. Официальный сайт Группы Volkswagen www.volkswagenag.com

  18. Официальный сайт Альянса Renault-Nissan www.renault.com

  19. Журнал «Современная конкуренция» электронный каталог http://www.moderncompetition.ru/

8

Просмотров работы: 2581