Основным рынком сбыта Renault-Nissan являются европейские страны, среди которых Франция занимает лидирующие. Ежегодно во Франции Альянс продает более полумиллиона автомобилей. Пиком продаж был 2010 год, когда было продано 743, 5 тыс. автомобилей, в 2009 году продажи устояли от спада и достигли показателя 688 тыс. автомобилей. Примечательно, что в пик кризиса, когда общемировой уровень продаж сократился, Альянс удержал свои позиции и не претерпел отрицательного прироста. Пик второй волны экономического кризиса отразился на продажах с большим эффектом - продажи сократились более чем на 100 тысяч автомобилей. К 2013 году Альянсу не удалось восстановить позиции на рынке Франции, показатели докризисного периода не были достигнуты, наоборот, в 2013 года продажи упали еще на 3 тысячи автомобилей.
Таблица 1.
Продажи автомобилей Renault-Nissan в 2008-2013 гг., шт.
Продажи автомобилей Renault-Nissan, шт. |
||||||
Страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Франция |
637 651 |
687 957 |
743 486 |
687 343 |
551 314 |
547 693 |
Германия |
165 553 |
240 049 |
171 368 |
181 176 |
170 303 |
162 509 |
Италия |
118 009 |
124 258 |
142 174 |
122 920 |
96 144 |
101 387 |
Великобритания |
107 711 |
73 465 |
113 393 |
88 540 |
56 169 |
77 163 |
Испания и Канарские о-ва |
136 053 |
115 217 |
124 828 |
99 092 |
83 366 |
98 024 |
Бельгия и Люксембург |
67 646 |
64 715 |
84 730 |
92 319 |
74 896 |
77 353 |
Польша |
28 618 |
24 165 |
29 900 |
30 747 |
n/d |
n/d |
Румыния |
106 958 |
51 787 |
45 821 |
39 592 |
n/d |
n/d |
Турция |
73 662 |
82 261 |
114 111 |
140 827 |
118 169 |
144 706 |
Алжир |
43 338 |
56 094 |
63 368 |
75 042 |
113 664 |
111 378 |
Марокко |
34 253 |
37 106 |
34 944 |
41 501 |
47 709 |
47 030 |
Россия |
108 070 |
72 284 |
96 466 |
154 734 |
189 852 |
210 099 |
Украина |
20 142 |
7 128 |
9 252 |
13 895 |
n/d |
n/d |
Мексика |
16 063 |
11 500 |
18 046 |
23 132 |
n/d |
n/d |
Колумбия |
27 128 |
27 720 |
38 009 |
46 820 |
n/d |
n/d |
Бразилия |
115 153 |
117 524 |
160 297 |
194 300 |
241 594 |
236 360 |
Аргентина |
69 127 |
1 019 |
82 385 |
106 040 |
118 169 |
141 217 |
ЮАР |
4 216 |
7 050 |
10 000 |
10 492 |
n/d |
n/d |
КНР |
101 981 |
133 630 |
155 697 |
109 221 |
59 926 |
60 027 |
Источник: составлено автором по данным [6].
Вторым по величине рынком сбыта Renault-Nissan является Германия. В пик кризиса в Германии также наблюдался рост продаж: показатель достиг 240 049 автомобилей в год, это наибольшее количество продаж на всем рассматриваемом промежутке. В пик второй волны мирового экономического кризиса продажи также сократились, и показатель не удалось повысить к 2013 году. Что касается других стран Евросоюза, сильных изменений за период не произошло, как в 2008, так и по итогам 2013 года. Италия, Испания, Великобритания, Бельгия остались в одном ранге с показателем продаж от 50 до 150 тысяч автомобилей в год. Большое количество автомобилей Альянса продается также в таких странах, как Италия, Великобритания, Испания и Канарские острова, Румыния, Россия, Бразилия, КНР, Турция. Интересно, что именно в Турции показатель продаж рос стремительно в течение 2008-2013 годов, что говорит о том, что этот рынок осваивался производителями, и вывод продукта в Турцию был достаточно успешным. Менее значительными объемами продаж автомобилей брендов, принадлежащих Альянсу характеризуются рынки Бельгии и Люксембурга, Польши, Алжира, Марокко, Украины, Мексики, Колумбии, Аргентины. И наименьший показатель продаж в ЮАР. Он не превысил 10,5 тысяч автомобилей за весь период (Таблица 1).
Доли Renault-Nissan на автомобильных рынках стран мира изменялись в зависимости от того, насколько были затронуты мировым финансовым кризисом.Наибольшую долю рынка Альянс занимает в Румынии: порядка 40% автомобилей, продаваемых в Румынии, являются автомобилями, производимыми под марками, которые принадлежат альянсу Renault-Nissan. Доля менялась в период кризиса, но незначительно, спад был в 2011 году на 2 процентных пункта, а с 2008 по 2011 гг. наблюдался рост с 34 до 39% доли автомобильного рынка страны. (Таблица 2)
Таблица 2
Доля Renault-Nissan на автомобильных рынках стран мира в 2008-2013 гг., в %
Доля рынка Renault-Nissan в странах мира в 2008-2013 гг., % |
||||||
Страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Франция |
25,4 |
26 |
27,9 |
26,1 |
24,2 |
25,4 |
Германия |
5 |
6 |
5,5 |
5,3 |
5,1 |
5,1 |
Италия |
4,9 |
5,3 |
6,6 |
6,4 |
6,3 |
7,2 |
Великобритания |
4,4 |
3,4 |
5 |
4 |
2,5 |
3 |
Испания и Канарские о-ва |
10,2 |
10,9 |
11,4 |
10,9 |
10,7 |
12,1 |
Бельгия и Люксембург |
10,2 |
11,1 |
12,9 |
13,4 |
12,5 |
13 |
Польша |
7,5 |
6,6 |
7,9 |
8,9 |
n/d |
n/d |
Румыния |
34,3 |
35,9 |
39,3 |
37,3 |
n/d |
n/d |
Турция |
14,9 |
14,8 |
15 |
16,3 |
15,2 |
17 |
Алжир |
17,8 |
23,9 |
28,1 |
25,3 |
26 |
26,2 |
Марокко |
28,2 |
33,7 |
33,8 |
37 |
36,6 |
38,9 |
Россия |
3,7 |
5 |
5 |
5,8 |
6,5 |
7,6 |
Украина |
3 |
4,1 |
5,3 |
5,8 |
n/d |
n/d |
Мексика |
1,6 |
1,5 |
2,2 |
2,6 |
n/d |
n/d |
Колумбия |
13,6 |
16,1 |
15,9 |
15,7 |
n/d |
n/d |
Бразилия |
4,3 |
3,9 |
4,8 |
5,7 |
6,6 |
6,6 |
Аргентина |
12 |
12,4 |
13 |
13 |
14,8 |
15,4 |
ЮАР |
0,9 |
2,1 |
2,5 |
2,2 |
n/d |
n/d |
КНР |
8,5 |
9,3 |
10,1 |
7 |
4 |
4 |
Источник: составлено автором по данным [6].
Вторую по величине долю рынка автомобилей Альянс имеет в Марокко. Этот показатель рос на всем рассматриваемом промежутке за исключением 2011 года, когда снизился на 0,4 процентных пункта , всего за период он возрос с 28,2 до 38,9 процентов - это значительный рост, почти 10 процентных пунктов (Таблица 2). К тому же, период закончен на повышении показателя продаж и доли рынка, занимаемой в Марокко, что говорит о дальнейшей благоприятной перспективе роста.
Несмотря на то, что продажи автомобилей марок Альянса имеют самый большой показатель во Франции, доля рынка, занимаемая компанией, составляет лишь 25% в среднем за период, максимальное значение было достигнуто в 2010 году и составило 27,9%. Можно сказать, что величина доли автомобильного рынка, которую занимает Renault-Nissan во Франции, стабильна, так как в начале и в конце периода, в 2008 и в 2013 году, она составляла 25,4%, то есть каждый четвертый автомобиль во Франции принадлежит марке, производимой Renault-Nissan (Таблица 2) [11].
Сравнительно большие доли рынка принадлежат Альянсу в Алжире, Колумбии. В этих странах популярными являются марки Dacia, Renault, причем именно недорогие модели с минимальным расходом топлива. Стоит отметить, что свои доли рынка Альянс занимает также Испании и Канарских островах, в Бельгии и Люксембурге, Аргентине (в среднем 11-12%). В КНР и Польше доли составляют около 10%. Наименьшие доли автомобильного рынка в следующих странах: 1-2% - в ЮАР и Мексике.
Альянсу удалось сохранить свои позиции в продажах автомобилей в странах мира и доли на автомобильных рынках стран в период кризиса за счет грамотно выбранной конкурентной стратегии. Renault-Nissan в гонке за лидерством использует стратегию укрупнения, так как производит транспортные средства сразу нескольких марок. Кроме того, Альянс следует мировым тенденциям и использует стратегии по унификации модельного ряда, отвечающего потребностям определенных клиентов. В конкурентную стратегию Альянса входят следующие цели для достижения: присутствие на рынках всех регионов мира; расширение производства и продаж; повышение конкурентоспособности на основе совершенствования качества и сокращения издержек [12].
Альянс возлагает большие надежды и инвестирует капитал в АвтоВаз, что свидетельствует о том, что производители используют стратегию поглощения компаний отрасли, осуществляя вертикальную интеграцию. Стоит сказать, что вложения в АвтоВаз не оправдали себя в 2013 году, когда завод принес убыток Альянсу в размере 186 млн. евро,, в 2013 году чистая прибыль Альянса составила 582 млн. евро, что в три раза меньше, чем в 2012 г. ,Однако были и позитивные тенденции, когда АвтоВаз принес Альянсу прибыль в 2011 году, которая в абсолютном выражении составила 49 млн.евро [11]. Что касается производства автомобилей, за счет присоединения АвтоВаза, показатели производства Альянса увеличились на 10%.
Таким образом, стоит сказать, что стратегия укрупнения с применением поглощений является удачной, если поглощаемые компании достаточно устойчивы на рынке. Кроме того, поглощения, осуществляемые в период финансово-экономического кризиса, являются наиболее рискованными и имеют малую вероятность окупаемости в краткосрочной перспективе.
Данная стратегия начала осуществляться еще с начала 90-ых годов XX века, когда компания Nissan оказалась на грани банкротства, так как имела сильное долговое бремя. Компания признала потребность в нахождении сильного европейского производителя, который способен «поделиться» мощностями и осуществить ряд капиталовложений. У Nissan был хороший технологический потенциал, но отсутствовала возможность самофинансирования. И в марте 1999 года концерт Renault приобрел акции Nissan и была оговорена возможность приобретения всех финансовых филиалов в Европе. В это же время, Nissan получил возможность приобрести пакет акций Renault. Это было важным событием для японских авто-производителей. Компании расценивают данный шаг не как слияние или поглощение, а как создание международного стратегического альянса с участием в активах. Альянс определяет свою глобальную стратегию, как «прибыльный рост на основе синергетического эффекта, полученного от объединения усилий двух компаний при сохранении брендов каждой из них» [5]. Значимым положительным эффектом от реализации стратегии создания международного альянсана основе синергии является тот факт, что объединение Альянса с Samsung Motors в каком году? явилось возможным благодаря тому, что изначально Samsung Motors был создан на основе соглашения о техническом содействии с Nissan. Таким образом, Альянсу удалось успешно проникнуть на корейский рынок и увеличить свою долю на рынке автомобилей [13].
Данный эффект отражается в таких сферах деятельности компании, как продажи, продуктовая стратегия, исследования и разработки, географическая диверсификация. Последняя определяется тем, что изначально Nissan был лидером в таких регионах как АТР и Северная Америка, а Renault занимал ведущие позиции на рынках Европы и Латинской Америки.
Альянс также обеспечивает экономию на масштабе за счет диверсификации производства. Компании Альянса используют производственные мощности друг друга, которые находятся в разных частях света. Также они производят видоизмененные копии друг друга и выводят их на рынки разных стран с целью поиска новых покупателей. Примером таких действий служат такие «продуктовые пары», как Nissan Platina в Мексике и адаптационный вариант этой модели - Renault Clio в Европе.
Также осуществляется ряд совместных проектов в сфере исследований и разработок, один из них – по использованию альтернативных источников энергии.
VolkswagenAG (далее – Volkswagen AG, Концерн, Группа) в настоящее время является концерном, в который входит несколько дочерних компаний: Audi AG,Automobili Lamborghini S.p.A (дочерняя компания Audi AG), Bentley Motors Ltd.Bugatti Automobiles S.A.S. (дочерняя компания Volkswagen France),MAN, Scania AB, SEAT S.A., Skoda Auto a.s. Volkswagen, Marine,Porsche, Ducati Motor Holding S.p.A. (дочерняя компания Audi AG). Концерном производятся автомобили двенадцати марок: Volkswagen, Audi, SEAT, Skoda, VW Commercial Vehicles, BENTLEY, Bugatti, Lamborghini, SCANIA, MAN, Porsche, Ducati, Scania [9].
Volkswagen AG осуществляет продажи своей продукции в 18 странах мира и имеет наибольшие рынки сбыта в Германии и Китае, в которых продажи автомобилей марок, принадлежащих Volkswagen AG достигают более 1 миллиона автомобилей в год (табл.3).
Абсолютным лидером можно выделить Китай, где зафиксирован колоссальный рост продаж в кризисные годы, в течение всего рассматриваемого периода, причем ни первая, ни вторая волна мирового финансового кризиса не помешали этому росту. В 2008 году показатель продаж составил 1 млн. автомобилей, постоянно росли и в 2013 году выросли более, чем в 3 раза несмотря на то, что в мире происходил финансовый кризис. Группе Volkswagen AG удалось сильно укрепить свои позиции на китайском рынке , что не удалось сделать ни одному другому производителю.
Таблица 3.
Продажи автомобилей Volkswagen AG в 2008-2013 гг., шт.
Продажи автомобилей Volkswagen AG, шт. |
||||||
Страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Германия |
1 060 349 |
1 246 571 |
1 038 596 |
1 153 070 |
1 175 514 |
1 004 477 |
Великобритания |
380 062 |
341 888 |
381 175 |
408 869 |
434 798 |
454 400 |
Франция |
270 341 |
260 799 |
270 527 |
299 330 |
279 127 |
245 926 |
Испания |
278 321 |
224 692 |
246 732 |
212 549 |
175 810 |
173 893 |
Италия |
264 978 |
237 750 |
242 732 |
244 953 |
196 964 |
176 231 |
Россия |
132 918 |
95 208 |
133 503 |
228 977 |
317 735 |
287 264 |
Чехия |
79 626 |
77 952 |
81 932 |
82 874 |
85 347 |
83 215 |
Польша |
77 478 |
79 120 |
81 639 |
73 391 |
74 569 |
75 920 |
Турция |
54 818 |
49 094 |
87 434 |
107 913 |
123 811 |
126 853 |
ЮАР |
73 259 |
52 758 |
72 279 |
99 427 |
109 396 |
103 720 |
США |
314 513 |
297 973 |
360 287 |
444 187 |
596 078 |
611 747 |
Мексика |
139 257 |
118 391 |
129 548 |
153 023 |
164 890 |
180 123 |
Канада |
51 405 |
51 405 |
59 743 |
69 617 |
80 572 |
87 053 |
Бразилия |
637 480 |
697 279 |
727 790 |
704 726 |
780 195 |
558 317 |
Аргентина |
127 186 |
103 445 |
135 628 |
178 170 |
169 043 |
148 979 |
Китай |
1 024 184 |
1 400 514 |
1 924 649 |
2 258 614 |
2 812 051 |
3 266 235 |
Япония |
61 626 |
53 904 |
63 998 |
71 729 |
82 078 |
100 535 |
Индия |
19 002 |
19 002 |
53 555 |
111 689 |
114 084 |
92 561 |
Итого: |
Источник: составлено автором по данным [8].
Большой объем продаж автомобилей осуществляется в Бразилии, но показатель можно охарактеризовать как неравномерный, так как наблюдались спады продаж в 2008 году, 2011 и значительный спад произошел в 2013 году. В тот период продажи упали с 780 тыс. автомобилей в год до 558 тыс. В следующую группу стран, в которых продажи автомобилей марок Группы составляют в среднем 300-400 штук в год, входят: Великобритания, Франция, Испания, Италия, США. Более 100 тыс. автомобилей марок Группы в год продается в России, ЮАР (в 2012-2013 году), Мексике, Японии (в 2013 году) Меньшее по количеству число продаж автомобилей марок, производимых концерном Volkswagen AG, осуществляется в Индии, однако, Индии побила рекорд китайского рынка, так как с 2008 по 2013 год продажи увеличились с 19 тыс. автомобилей в год до 92 тысяч - почти в 5 раз, что говорит о расширении сбыта автомобилей Группы и укреплении позиций на индийском рынке (табл.3) .
Наибольшую долю автомобильного рынка страны Volkswagen занимает в Чехии: доля возросла с 2008 по 2013 год на 6 процентных пунктов - с 40 до 46 процентов (табл. 4). Высокие доли на автомобильных рынках (20-25%) Группа имеет в Германии, Испании, Польше, ЮАР. Значительно (почти в 3 раза) возросла за 200802013 гг. доля рынка, которую занимает Группа в России за рассматриваемый период: с 4 до 11%, а в Турции доля возросла до 17% в 2013 году (Таблица 4).
Таблица 4.
Доля рынка Volkswagen AG на автомобильных рынках стран мира в 2008-2013 гг., %
Доля Volkswagen AG на автомобильных рынках стран мира в 2008-2013 гг., % |
|||||
Страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Германия |
33,6 |
34,2 |
35,1 |
35,9 |
37,7 |
Великобритания |
16,3 |
15,9 |
17,2 |
19,3 |
19,8 |
Франция |
11,9 |
11,3 |
11,2 |
12,8 |
14,2 |
Испания |
23,0 |
23,2 |
23,8 |
24,7 |
24,0 |
Италия |
11,2 |
10,1 |
11,5 |
13,1 |
13,2 |
Россия |
4,0 |
6,5 |
7,1 |
8,9 |
11,0 |
Чехия |
40,2 |
43,7 |
45,6 |
45,4 |
46,3 |
Польша |
21,5 |
22,5 |
22,8 |
24,8 |
25,4 |
Турция |
11,0 |
10,4 |
11,9 |
13,7 |
17,6 |
ЮАР |
20,8 |
19,3 |
19,9 |
22,7 |
22,7 |
США |
2,4 |
2,9 |
3,1 |
3,5 |
4,1 |
Мексика |
13,5 |
15,6 |
15,7 |
16,9 |
16,7 |
Канада |
3,0 |
3,5 |
3,8 |
4,4 |
4,8 |
Бразилия |
24,0 |
25,4 |
22,9 |
22,3 |
23,0 |
Аргентина |
25,4 |
26,9 |
24,2 |
25,1 |
25,0 |
Китай |
18,7 |
16,5 |
16,8 |
18,2 |
20,8 |
Япония |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
4,9 |
4,5 |
Индия |
1,5 |
1,3 |
2,5 |
2,0 |
1,8 |
Источник: составлено автором по данным [8].
Таким образом, Volkswagen AG осуществляют продажи автомобилей в большем количестве стран Европы и мира, чем Renault-Nissan. Во многом это обуславливается тем, что Renault-Nissan уступает Volkswagen AG по многим показателям деятельности, и, соответственно, доля мировых объемов продаж автомобилей у Volkswagen AG превышает аналогичные показатели Renault-Nissan.
Volkswagen приобретает известные марки с целью вертикальной интеграции, то Renault-Nissan являются взаимосвязанными производителями, в большей степени зависят друг от друга. В отличии от Renault-Nissan, Volkswagen AG использует стратегию дифференциации, в соответствии с которой компании важно позиционировать себя как уникального производителя продукта с исключительными признаками. Так, Volkswagen является самым безопасным автомобилем среди немецких производителей, но также он может удовлетворить потребности тех, кто ищет недорогую машину с небольшим расходом топлива, с качественным салоном и широким ассортиментом моделей разного цвета.
Стратегия Использование цены также применяется как создание массовых продуктов и продуктов с достаточно высокой ценой для привлечения аудитории, ориентированной на люкс. В частности, Audi в составе Volkswagen имеет стремление создать дорогой, элитный продукт.
Концерн также использует стратегию фокусирования, которая направлена на аудиторию с определенными потребностями. Основными лояльными клиентами Volkswagen становятся те, кто предпочитает надежность и комфорт по приемлемой цене. В то же время в Концерне есть другие автомобили, стоимость которых превышает возможности людей со средним доходом. Речь идет об автомобилях класса люкс, таких как Bentley, Bugatti и Lamborghini. Эти компании обладают финансовой независимостью, однако, если рассматривать мощь всего Концерна в целом, то данные марки помогают занять нишу дорогих статусных автомобилей.
Одним из главных конкурентных преимуществ Volkswagen Group является дифференцированный продуктовый портфель компании. В него входят 12 брендов, которые представляют в общем итоге 280 различных моделей легковых и грузовых автомобилей, которые производятся в настоящее время в 7 странах Европы. При этом, бренды все принадлежат одной компании – Группе Volkswagen, но сохраняют свою индивидуальность и независимость на рынке. Компания производит широкий спектр продукции: от мотоциклов до малолитражных автомобилей и автомобилей спорт-класса, от небольшого коммерческого транспорта до грузовых транспортных средств и автобусов. Тем самым, компании удается быть участниками рынков разных сегментов, завоевывать своих покупателей и занимать все большую долю рынка транспортных средств в целом, так и отдельно по каждому сегменту.
Таким образом, компания реализует мультибрендовую стратегию. Это одно из главных конкурентных преимуществ Концерна, которое позволяет покрывать все сегменты рынка, при этом удовлетворять потребности людей из разных слоев населения, с разными доходами, социальными статусами, потребностями. Кроме того, это позволяет компании представлять свою продукцию почти во всех странах мира, учитывая культурные, национальные особенности каждого народа и соблюдая законодательства этих стран.
Также Volkswagen AG использует стратегию укрупнения, а именно,вертикальную интеграцию, скупая национальные и зарубежные марки автомобилей. После приобретения Bentley, Bugatti, Lamborghini Концерн стал частником рынка люксовых автомобилей, а вхождение в состав Группы марок MAN и Scania расширило продуктовую линейку и сделало Volkswagen Group участников, в том числе и рынка грузовых автомобилей и коммерческого транспорта.
Концерну присуща и конкурентнаястратегия, которая заключается в лидерстве по издержкам. Volkswagen AG планирует поставки таким образом, чтобы они обслуживали стразу несколько сегментов отрасли. Для поддержания устойчивой позиции при этом компания должна производить не менее 2 млн. автомобилей в год на одной платформе.Volkswagen использует одинаковые платформы для производства автомобилей под марками Audi, Seat и Skoda. В настоящее время Концерн использует всего 4 платформы, в то время как в конце XX века их было 16. При этом, важно отметить, что производство имеет лишь растущую тенденцию.
Кроме того, одной из отличительных особенностей деятельности рассматриваемых компаний является то, что конкурентные стратегии, которые применяет Volkswagen AG, во многом нацелены на завоевание большей доли рынка, расширение своей деятельности в мировом масштабе, поиск и завоевание новых рынков сбыта. Renault-Nissan стремится увеличить объемы производства и продаж, но за счет акцента интенсивности в производстве. Все объединения и приобретения автомобилестроительных предприятий и брендов имели целью приобретение дополнительных мощностей и завоевание дополнительной целевой аудитории, но в то же время, Renault-Nissan эффективно использует стратегию по объединению конвейеров для производства нескольких брендов на одном заводе. Это позволяет экономить на масштабе и не прибегать к экстенсивному расширению производства.
Список источников
Шароватов Д.И., к.э.н. автореферат диссертации на тему «Конкурентные преимущества зарубежных автопроизводителей и их использование при формировании стратегии развития легкового автомобилестроения России», Москва, РУДН, 2007 г.
Мещерякова Е.В. автореферат диссертации на тему «Конкурентные преимущества французских легковых автомобилей на автомобильном рынке России», Москва, МАМИ, 2008 г.
Официальный сайт производителя Lada. Режим доступа http://www.lada-auto.ru/topnews.xml
Официальный сайт производителя Даймлер. Режим доступа www.daimler.com
"Renault-Nissan CEO Carlos Ghosn: Reinventing the Automobile: Towards Zero-Emission Mobility with Nissan and the Alliance". Yale School of Forestry & Environmental Studies. 2011-04-26. Archived from the original on 2011-07-20.
Renault-Nissan Earnings Reports 2008-2013
"Daimler to supply Nissan Infiniti engines: report".// MarketWatch. 6 March 2011.
Volkswagen AG Annual Report 2008-2013 published by VOLKSWAGEN AG Finanz-Analytik and Publizitat Режим доступа www.volkswagenag.com
Volkswagen AG Chronicle 1904-2008 – www.volkswagenag.com
Volkswagen AG Annual Report 1999 published by VOLKSWAGEN AG Finanz-Analytik and Publizitat. Режим доступа www.volkswagenag.com
«АвтоВаз принес альянсу Renault-Nissan прибыль»// Вести-экономика Режим доступа www.vestifinance.ru (статья от 16.02.2012)
Продажи автомобилей в Европе // Vesti Finance . Режим доступа http://www.vestifinance.ru/articles/35661
Упадок продаж автомобилей в Европе. Режим доступа http://ghhauto.ru/novosti/541-upadok-prodazh-avtomobilej-v-evrope.html
Здравствуй вторая волна// Взгляд. Режим доступа www.odnako.org/blogs/o-mirovom-ekonomicheskom-krizise-zdravstvuy-vtoraya-volna/
Официальный сайт компании Nissan: www.nissan.ru//
Официальный сайт компании Renault: www.renault.ru//
Официальный сайт Группы Volkswagen www.volkswagenag.com
Официальный сайт Альянса Renault-Nissan www.renault.com
Журнал «Современная конкуренция» электронный каталог http://www.moderncompetition.ru/
8