РОЛЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) имеет первостепенное значение как для развития самого предприятия, так и для понимания направления и темпов развития отрасли и всей экономики страны. Активизация фондового рынка, большое количество сделок с активами и предприятиями требуют определения и аргументированного подтверждения их стоимости. Особенностью оценочной деятельности в России является большое количество операций с государственной собственностью (прежде всего на этапе приватизации), достаточно высокий уровень инфляции, делающий необходимым регулярные переоценки стоимости активов для фискальных целей. Обычная мировая практика, когда покупатель нанимает своего оценщика, а продавец — своего, достаточно распространена и в России.

Кроме того, разработка и реализация стратегий развития компании и повышения благосостояния акционеров, управление собственностью возможны только на основе оценки реальной стоимости собственности и возможных перспектив развития компании.

Государство в области экономики выполняет роли регулятора экономической деятельности и ее участника. Все сделки купли-продажи, залога и т.д., в которых принимают участие федеральные или муниципальные исполнительные органы, требуют обязательной и тщательной оценки стоимости имущества, проверки соответствия оценочной деятельности законодательным актам, принятым в этой области, правилам и принципам саморегулирования оценочной деятельности профессиональными сообществами.

Активизация оценочной деятельности, увеличение видов активов, подлежащих оценке и управлению, требуют постоянного развития и совершенствования методик и методологии оценки, внесения изменений и поправок в законодательную базу, регулирующую эту область экономических взаимоотношений.

Такое многообразие сфер деятельности требует большого количества квалифицированных специалистов в области оценки и управления собственностью в целом и предприятием (бизнесом) в частности, способных рассчитать и аргументировать стоимость бизнеса, использовать существующие и перспективные способы оценки, принимать участие в совершенствовании методологической и законодательной базы оценочной деятельности.

Сегодня в России создана единая система оценки, в основном соответствующая международным требованиям, но в то же время в некоторой степени учитывающая российскую специфику. Рынок оценочных услуг характеризуется известной стабильностью, сформировавшимся кругом лидеров и постоянно растущим спросом.

Переоценка основных средств и вообще оптимизация управления имуществом предприятий в России в настоящее время становится важным экономическим фактором, поэтому необходимо определить единый понятийный аппарат на виды стоимости основных средств, которых в различных действующих нормативных документах оказалось множество: реальная, рыночная, балансовая, остаточная, восстановительная, страховая, ликвидная, специальная и т.п. При этом за каждым термином стоит свое особое содержание и свой метод определения. Единое понимание стоимости предприятия оценщиками, государственными органами управления (ФНС, органами статистики, Минэкономразвития России и др.) имеет сегодня важное значение.

При рассмотрении стоимости имущества и бизнеса предприятий как экономической категории необходимо исходить, прежде всего, из ее рыночного характера. Это означает, что ее оценка не должна ограничиваться учетом одних лишь затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно должна учитывать ряд рыночных факторов: время, риск, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночную популярность и известность, макро- и микроэкономическую среду обитания объекта. В современных условиях любой объект собственности может являться источником дохода и объектом рыночной сделки, в том числе и права собственника. Собственник предприятия в целом, его бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать, т.е. любое предприятие является объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами и (как всякий товар) обладает полезностью для покупателя. Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной цены и которую можно определить как рыночную стоимость.

Следует отметить, что любой вид имущества, предприятие как имущественный комплекс, его бизнес — инвестиционный товар, т.е. товар, приобретение которого осуществляется с целью возврата вложений и получения дохода в будущем. При этом затраты и доходы разнесены во времени. Размер возможной прибыли имеет вероятностный характер, поэтому инвестору необходимо учитывать риск возможной неудачи. Текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.

Анализ имеющихся научных точек зрения на стоимость как экономическую категорию в целом показал, что в настоящее время существует несколько основных подходов к пониманию категорий стоимости и цены бизнеса.

Под стоимостью предприятия (бизнеса) следует понимать выраженный в денежной форме и приведенный к настоящему моменту совокупный поток всех выгод от использования его имущества, которые могут извлечь его инвесторы.

Для классификации стоимости предприятия (бизнеса), подходов и методов, применяемых в процессе оценки стоимости, необходимо четко понимать, что весь процесс оценки напрямую зависит от причин, ее побудивших, и целей, ею преследуемых. При этом один и тот же объект на одну дату обладает разной стоимостью в зависимости от целей его оценки, а сама стоимость определяется различными методами.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) во всех случаях проводится с одной конечной целью — осуществления грамотного управления его деятельностью на основании прогнозных данных, полученных в процессе оценки, чтобы предприятие могло выполнять свою главную экономическую функцию — приносить прибыль.

Цели оценки субъектов для различных субъектов представлены в таблице 1.

Таблица 1 Классификация целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов

Субъект оценки

Цели оценки

Предприятие как юридическое лицо

1. Обеспечение экономической безопасности.

2. Разработка планов развития предприятия.

3. Выпуск акций.

4. Оценка эффективности менеджмента

Собственник

1. Выбор варианта распоряжения собственностью.

2. Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации.

3. Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли.

4. Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия

Кредитные учреждения

1. Проверка финансовой дееспособности заемщика.

2. Определение размера ссуды, выдаваемой под залог

Страховые компании

1. Установление размера страхового взноса.

2. Определение суммы страховых выплат

Фондовые биржи

1. Расчет конъюнктурных характеристик.

2. Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

Инвесторы

1. Проверка целесообразности инвестиционных вложений.

2. Определение допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в проект

Государственные органы

1. Подготовка предприятия к приватизации.

2. Определение облагаемой базы для различных видов налогов.

3. Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства.

4. Оценка для судебных целей

Библиографический список

  1. Богатин Ю. В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учебное пособие для вузов. — М.: Банки и биржи, 2003. — 254 с.

  2. Есипов В.Е., Маховская Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. – СПб.:Питер, 2002. – 416 с.

  3. Раджабов З. М., Сарычева Т. А,, Филенко Д. Г, Подходы и методы в оценке. – Инновационная экономика №2. 2013 г.

Просмотров работы: 4634