«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА ПО ТЕМЕ: «ЭНДОМЕТРИОЗ». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31. 05. 01. «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО». - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА ПО ТЕМЕ: «ЭНДОМЕТРИОЗ». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31. 05. 01. «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО».

Сахаутдинова И.В., Зулкарнеева Э.М., Муслимова С.Ю., Иванова Д.А., Улямаева В. В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цельосвоениядисциплины «Акушерствоигинекология»:

подготовка высококвалифицированного врача, владеющего определенными знаниями в области акушерства и гинекологии с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело», участие в формировании соответствующих компетенций: ОК-1, ОК-8, ОПК- 1, ОПК-2, ОПК- 3, ОПК-4, ОПК- 5, ОПК -6, ОПК -8, ОПК -9, ОПК- 11, ПК- 1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-22.

ЭНДОМЕТРИОЗ

Понятие эндометриоз включает наличие эндометриоподобных разрастаний, развивающихся вне пределов обычной локализации эндометрия — на влагалищной части шейки матки, в толще мышечного слоя матки и на ее поверхности, на яичниках, тазовой брюшине, крестцово-маточных связках и т.п.

Актуальность темы:

- возрастающая частотаэндометриоза

- рост бесплодия при эндометриозе

- стойкий болевой синдром при некоторых формах эндометриоза

- рост числа наблюдений «острого живота» при эндометриозе

Цель изучения темы:

овладение практическими навыками диагностики, лечения и профилактики эндометриоза.

Задачи темы:

- углубить и систематизировать знания по классификации, этиологии, патогенезу, клинике, диагностике эндометриоза;

- усовершенствовать практическиенавыки, полученные на предыдущих курсах;

- воспитать чувство ответственности; развивать аккуратность, дисциплину, наблюдатель-ность в работе, стремление к постоянному профессиональному совершенствованию;

- освоить этапы оказания медицинской помощи при гинекологических заболеваниях

(Приказ МЗ РФ №572 н от 01.11.2012г. Раздел VII. Порядок оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями. Код по МКБ-Х N80.0 – N80.9).

Для формирования умений студент должен знать:

- этиологию, патогенез эндометриоза;

- классификацию эндометриоза;

- клиническую картину различных форм эндометриоза;

- течение и прогноз эндометриоза;

- принципы диагностики эндометриоза;

- принципы лечения эндометриоза;

- показания к госпитализации;

- показания к медикаментозному лечению;

- показания к хирургическому лечению при эндометриозе;

- принципы профилактики заболеваний;

- прогноз заболевания;

В результате освоения темы студент должен уметь:

- собирать анамнез;

- выделять факторы риска эндометриоза;

- проводить клиническое обследование больной с эндометриозом;

- проводить гинекологическое обследование больной;

- уметь интерпретировать результаты дополнительных и специальных методов

обследования больной при эндометриозе;

- проводить дифференциальную диагностику заболевания;

- формулировать клинический диагноз -назначать требуемое лечение;

- вести медицинскуюдокументацию.

В результате освоения темы студент должен владеть:

- методами общеклинического и специального исследования больных с эндометриозом;

- приемами построения плана дополнительного обследования больных с дисгормональными

заболеваниями;

- методикой интерпретации результатов специальных, дополнительных методов исследова-

ния больных с генитальным и экстрагенитальным эндометриозом;

- алгоритмом развернутого клинического диагноза при генитальномэндометриозе;

- навыком составления плана лечения и диспансеризации больных с различными формами

дисгормональных заболеваний;

В результате освоения темы студент должен овладеть следующими компетенциями:

- способность к коммуникации с больными, страдающими дисгормональными заболеваниями половых органов;

- способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для установления формы, степени эндометриоза;

- способность и готовность правильно сформулировать клинический диагноз с учетом

МКБ-X, определить план леченияв соответствии с приказом № 572н МЗ РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (Приложение № ?);

- способность оценить эффективность диспансеризации больных с эндометриозом.

Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность занятия:6 академических часов аудиторной и 2 академических часа внеаудиторной работы.

Оснащение:

Дидактический материал:оцифрованные видеофильмы: «Вапоризация очагов эндомет-риоза» и «Гинекологические операции»; мультимедийный атлас «Оперативная гинекология. Эндометриоз»; мультимедийная презентация «Рациональная фармакотерапия в гинеко-логии»; алгоритм «Алгоритм обследования пациенток при подозрении на аденомиоз»; истории болезни с данной патологией; рисунки, таблицы, схемы, гистеросальпингограммы; гинекологический фантом; учебно-гинекологический тренажер «Эндометриоз матки» и «Заболевания женской репродуктивной системы», набор гинекологических инструментов.

ТСО:ноутбук; проектор.

Критерии оценки: «отлично» - допускается 1 ошибка; «хорошо» - допускаются 2 ошибки;

«удовлетворительно» - 3 ошибки, «неудовлетворительно» - более 3-х ошибок.

Все задания записываются в рабочую тетрадь.

 

КОНТРОЛЬ БАЗИСНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА.

Задание № 1

Внимательно рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделоврепродуктивной системы женского организма. Коротко опишите их морфологиюи топономику.

 

1.

2.

3.

4.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ И

ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ.

Задание № 2.

Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованиемконспек-та лекции, рекомендуемой учебной литературой, учебно-методического пособия имульти-медийных презентаций, выставленных на сайте кафедры.

Задание № 3.

Ответить на вопросы для самоконтроля,используя литературу и конспект лекции.

  1. Эндометриоз: определение.

  2. Этиопатогенезэндометриоза.

  3. Классификация генитальногоэндометриоза.

  4. Внутреннийэндометриоз: клиника.

  5. Внутреннийэндометриоз: диагностика.

  6. Перитонеальныйэндометриоз: клиника.

  7. Перитонеальныйэндометриоз: диагностика.

  8. Принципы лечения генитального эндометриоза.

  9. Лечебно-диагностическая лапароскопия при перитонеальномэндометриозе.

  10. Показания к хирургическому лечению больных аденомиозом.

  11. Медикаментозная терапия эндометриоза.

  12. Позадишеечный (ретроцервикальный) эндометриоз: клиника, диагностика, лечение.

  13. Эндометриоз шейки матки: клиника, диагностика, лечение.

  14. Эндометриоз и бесплодие.

  15. Профилактика возникновения и рецидива эндометриоза.

Задание № 4.

Проверьте свои знания.

Компьютерное тестирование с использованием входящего тестового контроля в режиме

on-lain с фиксацией полученных результатов.

Задание № 5.

Решите ситуационные задачи входящего контроля.

Задача № 1

В женскую консультацию 20.10. обратилась больная 40 лет с жалобами на периодические боли внизу живота, иррадиирующие в прямую кишку, боли при половом акте, кровянистые выделения из прямой кишки, боли при акте дефекации. Стул с наклонностью к запорам. Такие боли в течение последних 2 лет, постепенно нарастают. Боли усиливаются перед менструацией. Кровянистые выделения из прямой кишки периодические, связать их с менструальным цикломбольная затрудняется.

В анамнезе: хронический гастрит, хронический колит, геморрой, гипертоническая болезнь II стадии. Менструации обильные, болезненные по 6-7 дней, через 28 дней. Последняя 24 - 30.05. Беременностей 10 (2 родов и 8 медицинских абортов без осложнений).

При бимануальном исследовании: матка и придатки без особенностей. Позади матки в ретроцервикальном пространстве - бугристое плотное образование размерами 3 х 5 см, резко болезненное.

При ректальном исследовании: наружный геморрой без признаков воспаления, в ампуле прямой кишки большое количество каловых масс, на перчатке небольшое количество темной крови.

Задание:

  1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.

  2. Этиология и патогенез данного заболевания.

  3. С каким экстрагенитальным заболеванием у данной больной не обходимо провести

дифференциальную диагностику?

  1. Возможно ли сочетание этих заболеваний?

  2. План обследования?

  3. Возможные ближайшие и отдаленные исходы заболевания.

Задание № 6.

В таблицу «Патоморфологияэндометриоза» впишите характерные особенности очагов эндометриоза.

ПАТОМОРФОЛОГИЯ ЭНДОМЕТРИОЗА

 

Очаги эндометриоза

Характерно

1.

Макроскопические

 

2.

Гистологические

 

3.

Инфильтративные

 

Задание № 7.

Назовите факторы риска заболеваемости эндометриозом и впишите их.

Задание № 8.

Перечислите основные теории и концепции возникновения эндометриоза, их происхождение. Впишите в таблицу.

 

Основные теории и концепции

возникновения эндометриоза

Происхождение

эндометриоза по этой теории

1.

 

1.

2.

2.

   

3.

   

Задание № 9.

Назовите основные виды патогенезаэндометриоза. Впишите их.

2.

3.

Задание № 10.

Составьте схему.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭНДОМЕТРИОЗА ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ

Задание № 11.

Определите к какому типу эндометриоза по локализации относятся эти представленные на рисунках очаги эндометриоза. Впишите в таблицу.

       

Эндометриоз после операционного рубца

Эндометриоз пупка

Эндометриоз толстой кишки

Эндометриоз большого сальника

       
       

Эндометриоз шейки матки

Аденомиоз тела матки Iст.

Эндометриоз на

поверхности яичника

Эндометриоз на поверхностибрюшины

       

Задание № 12.

Вспомните клинику эндометриоза. Впишите соответственно названиям граф ваш

ответ.

КЛИНИКА ЭНДОМЕТРИОЗА

 

Клиника

Симптомы, с чем связаны

1

 

1.

2.

2

   

Задание № 13.

Внимательно посмотрите на схему«Этиология и патогенез». Стрелками укажите взаимосвязь.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Задание № 14.

Выполните «Дифференциальную диагностику». Распределите данные заболевания с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику эндометриоза шейки и тела матки в соответствующие графы.

1. ЭНДОМЕТРИОЗОМ

ШЕЙКИ МАТКИ

 

2. АДЕНОМИОЗОМ

МАТКИ

Киста наботовой железы

 

Полип цервикального канала

Эритроплакия

 

Рак эндометрия

Эктропион

 

Миома матки

Задание № 15.

Внимательно посмотрите рисунки с изображением стадий развития эндометриоза. Подпишите стадии в соответствии с ростом развития. Опишите каждую стадию.

       
       

Задание № 16.

Укажите стрелками взаимосвязь бесплодия и эндометриоза.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Задание № 17.

Проверьте свои знания.

Компьютерное тестирование с использованием исходного тестового контроля в режиме

on-lain с фиксацией полученных результатов.

Задание № 18.

Решите ситуационные задачи исходного уровня знаний.

Задача № 4

Больная 32 лет обратилась в женскую консультацию по поводу до – и послеменструальных коричневых выделений из половых путей, продолжающихся 3-4 дня. Из анамнеза установлено: 4 мес. назад был произведен мед.аборт. При осмотре в зеркалах: шейка матки без особенностей. При бимануальном исследовании: матка в anteversio-anteflexio, несколько увеличена, неравномерной консистенции. Придатки с обеих сторон не пальпируются, безболезненные. При УЗИ: миометрий неоднородной структуры, нечеткая граница между эндо- и миометрием.

Задание:

  1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.

  2. Этиология и патогенез данного заболевания.

  3. Предложите свой план ведения больной.

  4. Возможные ближайшие и отдаленные исходы заболевания.

Задание № 19.

Рассмотрите рисунок. Подпишите названия мест локализаций эндометриоза.

Дайте клиническую характеристику.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Задание № 20.

Внимательно рассмотрите картинки. Подпишите рисунки в соответствии с диагнозом.

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   

7

   

8

   

Задание № 21.

Поставьте диагноз на основании рисунка

     
     

Задание № 22.

Заполните таблицу «Симптомы эндометриоза», используя литературу и конспект лекции.

СИМПТОМЫ ЭНДОМЕТРИОЗА

 

Типичные

Менее типичные

Более редкие

Встречаются

очень редко

       
       
       
       
       

Задание № 23.

Впишите в ячейки схемы «Возможные пути подавления эндометриоза» различные

методы воздействия на заболевание.

Задание № 24.

Составьте алгоритм действия врача акушера-гинеколога при эндометриозе

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ВРАЧА ПРИ ЭНДОМЕТРИОЗЕ

Задание № 25.

Впишите в ячейки схемы основные принципы лечения эндометриоза, укажите методы и перечислите применяемые лекарственные препараты.

Задание № 26.

Вам предлагается заполнить направления на цитологическое и гистологическое исследования. Продемонстрируйте оформление медицинской документации.

     
 
 

Задание № 27.

Подчеркните те лекарственные препараты, которые используются при лечении эндометриоза: даназол, тиболон, бусерилин, Дине-35, диферелин, дюфастон, утрожестан, индометацин, визанна, эпигалат, жанин, золадекс.

Задание №28

Вам предлагается заполнить рецептурный бланк. Продемонстрируйте оформление медицинской документации.

а) Дюфастон® 20 табл. по 10 мг

б) Декапептил-депо® для инъекции 3,75 мг

в) Визанна® 28 таблеток по 2 мг

 

Задание №29

Назначьте дозировку лекарственного препарата.

Лекарственный препарат«Даназол»с дозировкой таблетка 200 мг.Определите оптимальную суточную дозу препарата.Установите количество приема.

         

100 мг

200 мг

400 мг

600мг

800 мг

         

Задание №30

Назовите инструмент. Дайте название по латыни. Назовите его назначение.

Схематическое

изображение

инструмента

Наименование

инструмента

(на русском и

латинском языках)

Назначение, область применения

инструмента

     
     
     
     
     

Задание № 31.

Составить кроссворд по данной теме.

Задание №32.

Составить задачу по данной теме.

Задание № 33.

Составьте план наблюдения врача за пациенткой Петровой Ириной Маратовной, 34 года, с диагнозом «эндометриоз» на момент поступления по указанной схеме.

Она предъявляет жалобы на болезненные менструации, мажущие кровянистые выделения из половых путей до и после менструации, диспареунию, бесплодие.

1. Стол №____________

2. Лечебно-охранительный режим _____________________________

3. Проведение контроля основных показателей функционального состояния организма:

А)_____________, Б)_________________ В)_______________ Г)__________________

4.Подготовка пациентки к инструментальному методу исследования:__________________

  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

Основная

1

Гинекология: учебник для медицинских вузов/ под ред. Э. Айламазяна. С-Пб.: СпецЛит, 2013. - 416 с.

2

Гинекология: учебник для студ. мед.вузоврек. УМО по мед.ифармац. образованию вузов России/ под ред. В.Е. Радзинского, А. Фукса. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. -1000 с. : цв.ил.

3

Гинекология: учебник для студ. мед.вузоврек. УМО по мед.ифармац. образованию вузов России/ под ред. Г. М. Савельевой, В. Г. Бреусенко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 432 с.

4

Гинекология. Руководство к практическим занятиям: учеб.пособие/ под ред. В.Е. Радзинского. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 552 с.

Дополнительная

1

Акушерство и гинекология учебник для студ. мед.вузов. /под ред. В. Серова, Г. Сухих. М.:ГЭОТАР-Медиа. Серия: Клинические рекомендации. 2014. - 1024 с.

2

АнтошинаТ., БараташвилиГ., БатраковаТ. Клинические протоколы ведения пациентов по специальности акушерство и гинекология. Часть 1. М.: Н-Л. 2013. - 224 с.

3

Волков А., Рымашевский А., Хмара Л. Рецептурный справочник акушера-гинеколога. М.: Феникс.Серия: Медицина. 2012. - 352 с.

4

Гистероскопия. Атлас и руководство./под ред. Г.М. Савельевой,В.Г. Бреусенко,Л. Каппушевой. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2014.

5

Данилова Н. Миома, мастопатия, эндометриоз. Лучшие методы лечения. М.:Вектор. Серия: Семейный доктор. 2008. - 128 с.

6

Методы визуализации в онкологи. Стандарты описания опухолей. Цветной атлас. /под ред. ХедвигаХричак, Джанет Хасбэнд, Дэвид М. Паничек. Пер с англ.яз.И. Тюрина. М.: Практическая Медицина. 2014. - 288 с.

7

Цвелев Ю., Кира Е., Берлев И., Гайворонских Д. Терминология в акушерстве, гинекологии и перинатологии. Учебное пособие. С-Пб.: Н-Л.2012. - 288 с.

Сахаутдинова И.В. - д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии № 3 ГБОУ ВПО Башкирского государственного медицинского университета.

Зулкарнеева Э.М. - к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии № 3, завуч, ответственная за УМР на кафедре.

Муслимова С.Ю.– к.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии № 3.

Иванова Д.А.* - клинический ординатор II-го года обучениякафедры акушерства и гинекологии № 3.

Улямаева В.В.* – студентка 6 курса гр. Л- 609 – А,лечебный факультет.

Просмотров работы: 2312