ВЫРАЖЕННОСТЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЫРАЖЕННОСТЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Садыкова А.Ф. 1, Бильданова В.Р. 2
1ЕИ К(П)ФУ
2 Елабужский институт Казанского Федерального университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [2, с. 233]. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Pефлексия - это процесс удвоенного, зеркального заимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для понимания рефлексии ее необходимо рассматривать на сложных организованных реальных социальных группах, которые объединены значимой совместной деятельностью[3]. Рефлексия - это способность к пониманию психики других людей, включает способность «встать на место другого», механизмы проекции, идентификации, эмпатии. А.А.Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Как сказал Д. Дьюи, «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию. В рамках изучения педагогической психологии мы провели исследование рефлексивности по методике А.В. Карпова [4, с.52]. Данный опросник предназначен для измерения степени развития личностного свойства, состоит из 27 вопросов. После тестирования формируется значение, характеризующее общую степень развития рефлексивности личности. Измерение личностной рефлексивности, применимо в рамках психологического консультирования, научных исследований, при профотборе, особенно в рамках предполагаемых специальностей типа «человек-человек». Исследование было проведено среди студентов ЕИ КФУ инженерно-технологического факультета (ИТФ), татарской и сопоставительной филологии (ФТиСФ). В результате обработки данных, мы получили, что у студентов присутствуют три уровня: высокий уровень развития рефлексивности (10% студентов), средний уровень рефлексивности (80%), и низкий уровень рефлексивности (10%). Отличий в процентном отношении между студентами двух факультетов мы не выявили.

Таким образом, мы получили, что у студентов педагогических специальностей, важное профессиональное качество как рефлексивность у большинства студентов (ФТиСФ, ИТФ) выражено на среднем уровне. Это качество необходимо формировать для того, чтобы обеспечить непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, анализировать уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий, анализировать предстоящую деятельность, планировать прогнозированием вероятных исходов, ориентированных на будущее.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 216 с.

2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал.- 2003.- Т. 24.- № 5.- С.45-57.

3. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.

Просмотров работы: 1042