ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оглавление

Общая характеристика КИС

Современные предприятия представляют собой сложные динамические системы. Они развиваются во времени и включают большое число элементов, реализующих различные производные и управленческие функции. Такие экономические объекты имеют многоуровневую структуру, а также обширные внешние и внутренние информационные связи. В России сейчас понимают необходимость комплексного подхода к автоматизации информационных процессов на предприятиях и в организациях. На собственном опыте многие разработчики осознали, что эффективность автоматизации в первую очередь зависит от того, насколько широко она охватывает комплексы расчетов, проводимых в управлении. Поэтому в последнее время наметилась тенденция построения корпоративных информационных систем (КИС) применительно не только к крупным, территориально-распределительным информационным системам, но и к любым предприятиям, вне зависимости от их масштаба и формы собственности. [2]

Информационная система - это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками, включающая в себя следующие элементы: информационная модель, кадровые ресурсы, программное обеспечение, аппаратно-техническая база.

Система управления любой компании включает три основных подсистемы:

  1. Планирование продаж и операций. Это общий план функционирования предприятия, устанавливающий объемы изготовления готовой продукции.

  2. Детальное планирование необходимых ресурсов (материалов, производственных мощностей, трудовых ресурсов).

  3. Управление исполнением планов в процессе производства и закупок (снабжения). [5]

Все эти подсистемы реализуются на основе корпоративных информационных систем.

Корпоративные информационные системы (КИС) - это интегрированные системы управления территориально распределенной корпорацией, основанные на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве. КИС призваны объединить стратегию управления и передовые информационные технологии.

Корпоративно информационныепредставляют собой совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационную систему, которая наилучшим образом решает задачу каждого конкретного предприятия. То есть, КИС - человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая под его воздействием должна:

  • Накапливать определенный опыт и формализованные знания;

  • Постоянно совершенствоваться и развиваться;

  • Быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям предприятия.

Главная задача КИС состоит в поддержке функционирования и развития предприятия, в повышении прибыли компании за счет наиболее эффективного использования всех ресурсов компании и повышения качества принимаемых управленческих решений. [5]

Интегрированные приложения, содержащиеся в КИС, комплексно поддерживают главные аспекты управленческой деятельности компаний:

  • Планирование ресурсов для производства товаров и услуг;

  • Оперативное управление выполнением планов;

  • Анализ результатов хозяйственной деятельности;

  • Различные виды учета.

Положительные стороны КИС:

  • Главный плюс КИС - возможность осуществления управления полным циклом компании, охватывающим все фазы бизнес-процессов;

  • КИС позволяют сократить различные затраты и уменьшить цикл реализации;

  • Унификация аппаратного обеспечения (технология "клиент - сервер");

  • Высокий уровень доступности информации за счет хранения данных в одной базе предприятия.

Недостатки КИС:

  • Высокая стоимость и сложность внедрения;

  • Неисправности проявляются во всех разделах из-за хранения в одной базе;

  • Риск неполадок безопасности системы;

  • Возможно временное снижение производительности компании.

Основные способы классификации КИС

Существуют различные классификации КИС, которые могут отражать, например, историю их развития либо полноту охватываемых функций. В зависимости от масштаба производства предприятия, на котором внедряются КИС, их можно разбить на 3 уровня:

  1. На первом уровне располагаются, как правило, простые системы малого бизнеса. Сюда включаются дешевые и простые в использовании программы, предназначенные для элементарных бухгалтерских функций. Такие системы по цене составляют от 100 до 10 000 долларов, имеют ограничения по количеству операций и наращиванию мощностей.

  2. На втором уровне располагаются системы, составляющие по цене от 10 до 150 тыс. долларов и с сопоставимыми затратами на внедрение. Многие системы этого уровня являются интегрированными, так как существует возможность вести вместе как управленческий, так и финансовый учет. Здесь не столько важен сам продукт, нежели то, как именно он внедряется. Главным источником ведения таких КИС являются квалифицированные специалисты, знающие бизнес компании и специфику ПО.

  3. На третьем уровне располагаются системы, которые являются масштабными информационными системами управления предприятием и по цене составляют от 150 тыс. долларов. Системы 3 уровня функционально различны между собой, поскольку в одной, например, может быть хорошо развит финансовый модуль, а в другой - производственный. Одна больше будет подходить к автомобилестроению, а другая - к нефтегазовому производству.

В зависимости от принципа использования КИС предприятием различают заказные (уникальные) и тиражируемые (адаптируемые) системы:

  • Заказные КИС - системы, создаваемые для конкретного предприятия и не подлежащие в дальнейшем тиражированию. Использование таких систем характеризуется определенным кругом специальных задач предприятия либо для автоматизации деятельности предприятия с уникальными характеристиками.

  • Тиражируемые КИС - системы, которые уже использовались раньше другими предприятиями. Каждой КИС, безусловно, присущи те или иные типовые свойства, но главная проблема тиражируемой системы заключается в ее адаптации к условиям работы на конкретном предприятии. [1]

Причины внедрения КИС, его особенности и преимущества

Можно выделить следующие основные причины необходимости внедрения КИС на предприятии:

  1. Замена существующих систем, не удовлетворяющих требованиям современного бизнеса (создающие трудности с логистикой и планированием деятельности предприятия, не поддерживающих многоязычность и многовалютность, предоставляющие малую скорость выполнения бизнес-процессов и т.д.).

  2. Потребность в расширении связей с партнерами и клиентами.

  3. Активное участие в конкурентной борьбе и достижение преимущества.

Очень важным моментом является то, что при внедрении КИС у предприятия появляются определенные преимущества: у руководства существует возможность полного анализа и выработки стратегических решений, налаживаются более тесные отношения с клиентами, партнерами и поставщиками, совершенствуется учет финансовых и товарно-материальных ценностей, снижается себестоимость продукции. Повышается общая результативность работы за счет более рациональной ее организации. Это ведет к повышению производительности и эффективности деятельности предприятия, увеличению прибыли и доходов.

К основным особенностям внедрения КИС относят:

  • Имидж фирмы-разработчика, время ее работы на рынке КИС, общее количество успешных внедрений системы;

  • Многофункциональность системы (обязанность ее удовлетворять все потребности предприятия);

  • Гибкость и открытость системы;

  • Терминология (ясность, понятность и привычность терминов);

  • Опыт работы и квалификация сотрудников предприятия (их способность к использованию КИС);

  • Приемлемость цены системы;

  • Возможность модульного (частичного) приобретения системы;

  • Возможность бесплатной работы в течение определенного времени.

Для оперативной реализации проекта (внедрения КИС) существует необходимость создания так называемой группы внедрения - группа специалистов предприятия, прошедшие обучение по внедрению системы. Данная группа разрабатывает план внедрения, контактирует с поставщиками КИС и внешними консультантами. [1]

Компоненты КИС

КИС зависят от множества входящих в них компонентов, их структурного взаимодействия, динамичности, сложности внутренний и внешних связей. С помощью эффективной корпоративной информационной системы можно упростить процессы контроля и управления на предприятии любого уровня. Этот процесс начинается с анализа деятельности предприятия и заканчивается внедрением разработанной системы, с учетом компонентов, входящих в КИС, которые подходят для предприятия.
  • Финансовый модуль (решения для финансов компании состоят из базовых модулей: бухгалтерии, системы консолидации, управления кредиторами и дебиторами, планирование движения денежных средств, управление основными средствами, работа с лизингом, казначейство, внутренний контроль, управление рисками);

  • Производственный модуль (благодаря интеграции с модулями логистики и маркетинга изменения в спросе сразу оказываются доступны всем участникам цепочки материальных потоков, и это способствует более точной обработке заказов);

  • Модуль логистики (управление потоками, запасами и складами, транспортировкой, кадрами и оборудованием; отслеживание состояния запасов; координация системы поставок; обеспечение доступности информации);

  • Специализированные модули (создание внедренческих решений для конкретного типа деятельности или разработка специальных модулей для объединения с основными модулями);

  • Общие для всей системы модули (модули, используемые предприятиями вне зависимости от специализации) ;

  • Мобильные приложения (позволяют обеспечить доступ к корпоративным информационным каналам в любое время в любом месте);

  • Корпоративные порталы (web-сайты, осуществляющие анализ, обработку и доставку информации и предоставляющие доступ к разнообразным сервисам);

  • Системы совместной работы – Collaboration Suite (обеспечение формирования продуктивной среды для совместной работы больших групп участников бизнеса).

Также, к компонентам КИС можно отнести:

  • Сервис электронной почты (e-mail) – сервис, предоставляющий работникам возможность вести внутрикорпоративную и деловую переписку по электронной почте, что ускоряет бизнес-процессы и принятие решений.

  • СЭД – Система Электронного Документооборота – сервис, позволяющий оперативно создавать, согласовывать и утверждать (через электронную подпись) документы. Упрощает и ускоряет «бумажную волокиту», где возможны потери документов и т.д. Ко второму сотруднику в маршрутном листе не может прийти документ в СЭД, пока его не согласовал первый сотрудник. [1]

Развитие КИС

При построении корпоративных информационных систем используются различные концепции и методологии.

Таблица 1 –Концепции построения КИС

Год

Концепция

1965

MRP (Material Requirements Planning) - методология планирования потребности в материальных ресурсах, заключающаяся в определении конечной потребности в ресурсах по данным объемно-календарного плана производства.

1975

MRP I (Material Requirements Planning) - планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу, составление производственной программы и контроль ее исполнения.

1980

MRP II (Manufacturing Resources Planning) - система, позволяющая точно определить финансовые результаты сформированного производственного плана, что невозможно при частичном планировании. При использовании данной методологии обязательно подразумевается анализ финансовых результатов производственного плана.

Начало 1980-х

MES (Management Execution System) - система управления производственной деятельности, отслеживающая и документирующая производственные процессы от начала выполнения заказа до выпуска готовой продукции.

1990

ERP (Enterprise Resources Planning) - концепция бизнес-планирования. Система "динамического анализа" и "динамического изменения плана" по всей цепочке планирования. Методология ERP оказывается применимой и в торговле, и в сфере услуг, и в финансовой сфере.

1996

1. SCM (Supply Chain Management) - управление цепочками поставок - это планирование и координация снабжения, транспортировки и складирования товаров или услуг от момента сбора и поступления материалов до получения законченного продукта заказчиком.

2. Управление отношениями с клиентами (Customer Relationship Management) CRM - система, занимающаяся сбором и обработкой данных о клиентах, которые могут поступать из таких источников, как электронная почта, точки продаж, прямые контакты, call-центр (центр обработки запросов).

2000

Концепция ERP II направлена на автоматизацию внешних связей и на создание "виртуального производства", отражающего взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей, состоящее из автономно работающих над одним проектом предприятий.

Рынок КИС

В настоящее время на российском рынке корпоративных информационных систем присутствуют как западные системы, так и системы российских разработчиков. Общее число корпоративных информационных систем на рынке достаточно велико и исчисляется десятками. Наиболее известны следующие системы: SAP R/3, Concorde XAL, Oracle Application, ColumbusITPartnerRussia, 1C, «Галактика», «Парус-Корпорация», «БОСС- Корпорация», Syte Line и др. Объем российского рынка КИС уже можно сравнивать с европейским и американским. Доля КИС на российском рынке растет на 20% каждый год, и к настоящему времени соотношение российских и западных КИС примерно уравнялось. Можно отметить также, что КИС перешли на качественно новый уровень, охватывающий все сферы производства, торговли, логистики и складской деятельности. Хотя первоначально при разработке информационных систем для предприятий предпочтение отдавалось бухгалтерскому программному обеспечению. В ходе становления рыночных отношений, сопровождавшегося фрагментацией отраслей и производств, остро нуждавшихся в эффективном и оперативном управлении, появлялись разнообразные системы автоматизации, развитие которых характеризовалось развитием компьютерной техники и специализированного программного обеспечения. Эти факторы создали необходимые условия и послужили толчком для развития КИС. В основном большая часть КИС, присутствующая на российском рынке, ориентирована на предприятия малого и среднего бизнеса и рассчитана для торговых предприятий, на автоматизацию лишь некоторых функций предприятия. На российском рынке зарубежные КИС появились уже давно. На наш рынок они проникли путем заключения партнерских соглашений разработчиков КИС с рядом российских компаний. Западные системы заняли большую часть российского рынка программного обеспечения и до сих пор успешно конкурируют с КИС российского производства. Наиболее распространенными российскими КИС являются: «Галактика», «Парус», «БОСС-Корпорация», «1С». («Аккорд», «Альфа», «Супер-Менеджер», «Ресурс», «Эверест», IB- STradeHouse, «Vrsystem» и др.) [4]

Остановимся на системах 1С, Парус и Галактика, БОСС-Корпорация.

Система 1С - популярное в России (особенно, среди малых предприятий) ПО. Оно позиционируется компанией в 2-х направлениях. Во-первых, как универсальное средство создания прикладных решений для автоматизации экономической деятельности (платформа «1С: Предприятие») — в этом случае система используется для оптовой и розничной торговли, для смешанных форм предприятий, для учета услуг и т. д. Во-вторых, как готовые решения, поставляемые «1С». Существуют типовые конфигурации «1С: Торговля и Склад» (готовые прикладные решения), предназначенные только для торгового учета, и типовые конфигурации для комплексного учета в торговых организациях, в которых присутствует бухгалтерский учет и расчет зарплаты. Система «1С: Торговля и Склад», помимо базовых возможностей, содержит 3 дополнительных функциональных компонента: «Оперативный учет», «Бухгалтерский учет» и «Расчет», которые поставляются отдельно. В настоящее время насчитываются многие тысячи инсталляций ПО «1С» на российских предприятиях. Внедрением «1С» занимаются сотни российских фирм.

Корпорация Парус

Система управления Парус поддерживает классическую модель управления предприятием: финансовое и материальное планирование ресурсов в целях обеспечения согласованной работы всех подразделений предприятия; учет всех фактов финансово- хозяйственной деятельности, происходящих в процессе функционирования предприятия; контроль и управление деятельностью предприятия; анализ исполнения планов с возможностью детализации обнаруженных ошибок. Реализация этой модели облегчает принятие управленческих решений. Системы управления ПАРУС включают ряд модулей, объединяемых в четыре подсистемы:

  1. Управление финансами (финансовое планирование, бухгалтерский учет, консолидация);

  2. Маркетинг и логистика (маркетинг (клиенты), закупки, склад, реализация, магазин);

  3. Управление производством (учет затрат и калькуляция себестоимости, технико-экономическое планирование, техническая подготовка производства);

  4. Управление персоналом (учет персонала, табельный учет рабочего времени, расчет заработной платы).

Система ПАРУС ориентирована на предприятия малого и среднего бизнеса, органы государственного и муниципального управления, бюджетные организации и страховые, нефтяные компании ("Лукойл-Нефтепродукт"), предприятия военно-промышленного комплекса ("Туполев", "Сплав"). [4]

Галактика

Система "Галактика" обеспечивает автоматизированное управление всеми видами ресурсов предприятия: материальными, финансовыми, кадровыми, позволяет осуществлять планирование и управление ходом производства, хранения и сбыта продукции, обеспечивает своевременное рациональное обеспечение производства необходимыми материалами, дает оперативную информацию для принятия управленческих решений. В состав программы «Галактика» входят следующие модули:

  • Управление производством (спецификации продуктов, управление заказами, управление ремонтами, учет в производстве, планирование производства, контроллинг, корпоративное планирование);

  • Финансы (финансовый анализ, платежный календарь, управление бюджетом, планирование финансов, управление проектами);

  • Бухгалтерский учет (векселя и кредиты, фактические затраты, финансово-расчетные операции, ведение налоговых расчетов, налоговые регистры, бухгалтерская отчетность, хозяйственные операции, касса);

  • Логистика (материально-техническое обеспечение, управление договорами, управление снабжением, управление сбытом, складской учет, поставщики, получатели);

  • Управление взаимоотношениями с клиентами (клиенты, рекламные кампании);

  • Управление персоналом (управление персоналом, заработная плата). (Воронежский машиностроительный завод; «Новая Эра»; УФПС Самарской области; Мобайл-Центр; ГП «ТЭК СПб»; «Алюминий Казахстана»)

«БОСС-Корпорация»

«БОСС-Корпорация»предназначена для управления финансово-хозяйственной деятельностью производственных, государственных и торговых предприятий и организаций. В ней автоматизированы разнообразные виды учета (бухгалтерский, оперативный и производственный), финансовое и производственное планирование, управление персоналом. Система построена по модульному принципу и состоит из 3 подсистем: «Финансы», «Логистика», «Персонал». В функциональный состав «БОСС-Корпорация» входят следующие модули:

  • «Главная книга»,

  • «Операции на расчетных счетах»,

  • «Операции с наличными денежными средствами»,

  • «Журнал хозяйственных операций и расчетов»,

  • «Финансовый контроллинг»,

  • «Управление закупками»,

  • «Управление запасами»,

  • «Управление продажами»,

  • «Основные средства,

  • «Штатное расписание»,

  • «Кадры»,

  • «Зарплата».

Представлены различные отраслевые решения для энергетики, торговли, нефтегазовой промышленности, металлургии, машиностроение и пр. (Московский хладокомбинат "Айс-Фили", рекламный еженедельник "Экстра М")

Таблица -Стоимость российских корпоративных информационных систем

Корпоративные информационные системы

Цена, руб.

1. Система 1С Предприятие:

1) 1С Управляющий 8. Стандарт

2) 1С Управление торговлей 8

3) 1С Зарплата и управление персоналом 8. ПРОФ

4) 1С Зарплата и управление персоналом 8. КОРП

5) 1С Бухгалтерия государственного учреждения 8

22 000

14 500

14 500

70 000

12 000

2. Корпорация Парус:

1) Бухгалтерский учет

2) Управление финансами

3) Сведения отчетности, центр учета

4) Управление персоналом

36 000

28 000

18 000 - 60 000

28 000

3. Система "Галактика":

1) Галактика EAM Start

2) Галактика EAM Standart

3) Галактика EAM Enterprise

49 500

149 500

349 500

4. Босс-Корпорация

20 000-80 000

Среди зарубежных систем наиболее распространены: SAP R/3, Concorde XAL, Oracle Application, Baan.

Система R/3 германской фирмы SAP AG - предназначена для крупных территориально распределенных предприятий со сложной внутренней структурой. Она используется на множестве предприятий во всем мире, а также на ряде российских (ОАО «Российские железные дороги», на Борском стекольном заводе). Для использования на малых и средних предприятиях SAP предлагает облегченную версию своей системы под названием SAP Business One, которая в 2004 г. локализована для России. Этот продукт предназначен для фирм, занимающихся торговлей, сервисом и несложным сборочным производством со штатом 10-250 сотрудников и годовым оборотом до 10 млн евро. Внедрение системы занимает не более двух месяцев, стоимость составляет около 3000 евро на одно рабочее место (в эту сумму входят расходы на лицензии, консалтинг и внедрение). [2]

Oracle Applications

Американская фирма Oracle является крупнейшим производителем программного обеспечения различного назначения, наиболее известные среди них - СУБД Oracle и комплекс Oracle Applications (Oracle E-Business Suite) для автоматизации управления современным предприятием. Oracle E-Business Suite - это полнофункциональный комплекс бизнес-приложений, который обеспечивает эффективное управление всеми аспектами деятельности компании: финансами, производством, персоналом, закупками, логистикой, маркетингом, продажами, обслуживанием, отношениями с поставщиками и клиентами. Oracle присутствует на российском рынке более 20 лет. В настоящее время Oracle E-Business Suite используется на ряде крупнейших российских предприятий (предприятия связи ВымпелКом и Связьинвест, в РАО «ЕЭС России», АвтоВАЗ). [2]

Concorde XAL

Это система с универсальным набором функций для управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий среднего и малого бизнеса. Она охватывает практически все функциональные участки предприятия и состоит из следующих модулей: Главная книга, Дебиторы, Кредиторы, Продажи, Закупки, Склад, Основные средства, Зарплата, Управление кадрами, Планирование/Управление производством. В системе имеются развитые средства планирования, анализа деятельности и оперативного управления предприятием. (Нефтепровод "Дружба", радиостанция "Европа Плюс").

Baan

Достаточно известна в России система Baan, которая применяется на нескольких десятках крупных предприятий машиностроения, автомобилестроения, авиастроения, в пищевой, фармацевтической, целлюлозно-бумажной промышленности, в строительных организациях (Нижний Новгород, предприятие Нижфарм). Baan ориентируется на автоматизацию предприятий с производством дискретного типа - проектно-ориентированным высокотехнологичным оборонным, авиакосмическим, а также строительным. Системы Baan подходят организациям, в которых существуют производственные циклы (конструирование, изготовление, сборка). В системе имеются финансово-бухгалтерские модули, но сильной стороной решений Baan является автоматизация производства.

Заключение

Итак, рынок корпоративных информационных систем в современных условиях постоянно развивается. Это связано с быстрыми изменениями внешней среды, с всё более возрастающими потребностями организаций и предприятий в планировании их деятельности, в осуществлении анализа и контроля качества деятельности.Правильно подобранная и разработанная корпоративная информационная система, отвечающая целям и потребностям предприятия или организации позволяет хранить, обрабатывать и экспортировать информацию, нуждающимся в ней подразделениям, а также является эффективным инструментом управления бизнеса, что создаст конкурентное преимущество для предприятия в будущем.

Список используемой литературы

  1. Романов В.П., Коряковский А.В. Корпоративные информационные системы. – М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им.Г.В.Плеханова», 2011

  2. Ясенев В.Н. Информационные системы и технологии в экономике Юнити-Дана. - 560 с., 2008

  3. И.Бойцов Компьютер-Информ // [Электронный ресурс]. URL:http://old.ci.ru/inform20_04/p_10.htm

  4. Эфендиева А.Н Современный рынок корпоративных информационных систем

  5. URL: http://kaliningrad.ruc.su/news/corp.inf.sys.doc

  6. Лунев Е.А. Информационные технологии управления персоналом. [Электронный ресурс].URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook106/book/index/index.html?go=part-008

Просмотров работы: 16709