ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕНЗА СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕНЗА СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ

Газимагомедова Д.М., Цахаева А.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня общество раздирают противоречия между острым желанием слиться в мировое сообщество и необходимостью сохранить свою самобытность, национальную культуру. Духовно-нравственная сфера личности постоянно бомбардируется суррогатом ценностей и чужих норм, что составляет наносной слой на базальных ценностных ориентаций человека. Очень важен какой ценз установит личность для оценок и предпочтений. Именно он определяет пластичность ядра самости и Я-концепции. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций в значительной степени затрудняют становление личности современного школьника, мы смотрим американо-европейские фильмы, на ТВ передачи на 90% скопированы с западных шоу, мы забываем родной язык и традиции. Стирается этническая идентичность. Это приводит к конфликтам. Агрессивное влияние СМИ и рекламы затрудняют формирование поло-ролевой идентичности. Таким образом, сегодняшние дети и подростки оказываются в условиях, когда становление и гармоничное развитие личности затрудненно. В связи с особенностями социальной ситуации в стране, представляется очень важным исследования возможностей психолого-педагогического воздействия на личность средствами национального фольклора. Вместе с тем ситуация обучения школьника характеризуется значительным увеличением интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на личность. Особое значение в этих условиях приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса, организация психолого-коррекционной работы со школьниками. Одной из важнейших задач психолого-педагогического воздействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих значимое конструктивное влияние на формирование личности школьника, разрешение им возникающих психологических проблем и трудностей. На пути решения этой задачи существуют проблемы, отражающие следующие противоречия:

  • Недостаточное научное осмысление психолого-коррекционных возможностей национального фольклора и использование этого феномена как средства психолого-педагогического воздействия;

  • Наличие противоречия между узкой направленностью той или иной методики, с одной стороны, и необходимостью обеспечения целостного воздействия на единую и неделимую личность, с другой. Пользуясь категориями педагогики и педагогической психологии, можно сформулировать эту проблему как противоречие между потребностью учащегося как субъекта педагогического процесса в гармоничном развитии и ограниченной возможностью отдельной психолого-педагогической технологии, призванной создать условия для удовлетворения этой потребности;

  • Противоречие, порождаемое применением методик, созданных в рамках определенного национально-культурного менталитета, к носителям иного. Американские, немецкие и т.д. методики могут быть действительно эффективными в условиях тех стран, где они созданы; но, будучи перенесены на российскую почву, они далеко не всегда подтверждают свою эффективность.

Нам представляется перспективным для разрешения означенных противоречий рассмотреть вопрос о создании методик психолого-педагогического воздействия, базирующих на материале национального фольклора. Существует много определений этого феномена. В рамках данной работы используется следующее рабочее определение:Фольклор – это1) совокупность культурного продукта, древнейшая форма общественного сознания, в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых формул отражающая образы и отношение социально-культурного филогенетического опыта; 2) сам процесс такого отражения, спецификой которого является импровизированное воспроизведение (воссоздание) устойчивой формулы обряда. Фольклор первичен по отношению к искусству; в этой форме сознания в синкретическом виде содержатся зачатки искусства, религии, науки.

Мы предположили, что фольклор может быть использован как целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на личность в рамках целостного подхода психолого-педагогической коррекции духовно-нравственной сферы. Фольклор, являясь основанием генезиса –т.е. происхождения различных видов искусства, религии, аккумулирует психолого-коррекционные и психотерапевтические возможности этих более поздних форм сознания и представляет собой феномен, формы проявления, которого находятся в структуре самосознания ученика. Предполагается, что в результате психолого-педагогического воздействия, основанного на материале фольклора, будут достигнуты статистически значимые изменения позитивной (т.е. положительной) направленности в структуре самосознания (т.е. все знания о себе) учеников.

Методической основой нашего исследования выступают положения педагогики, а так же социальной и педагогической психологии о личности как уникальной сложной и целостной одновременно системе, способной к актуализации, раскрытию творческого потенциала; о возможности личностного роста в процессе усвоения и творческого воспроизведения преобразованного субъектом социокультурного опыта; о значении ″помогающего″, ″поддерживающего″ психолого-педагогического влияния в целях содействия гармоничному развитию ребенка.

Теоретической основой нашего исследованияявляются теории и концепции, разработанные в рамках отечественной и зарубежной психологии и педагогики. К таковым относятся работы П.Г.Гасановой, Д.М.Даудовой, Л.А. Ибрагимовой, Г.Р. Чубановой и др. (психотерапевтические возможности фольклорных сказок).

Существует значительное число научных работ, авторы которых обращаются к отдельным жанрам и формам фольклора как частным техникам психолого-педагогической коррекции. Исследователи, работающие в самых различных областях психологии, педагогики (Абдурахманова М.М., Газиева А.М., Гасанова Б.М., Муталимова А.М. и др.) обращались к фольклору как феномену, вызывающему интерес в контексте исследуемых проблем. Однако фольклор не стал до сегодняшнего дня предметом систематического научного психолого-педагогического исследования.

В наших же рассуждениях показано, что в фольклоре знаний о мире выступает в синкретическом виде, т.е. в форме нерасчлененных, целостных образований. В фольклорных произведениях обнаруживаются конструкции, характерные как для научного, так и для религиозного мышления, т.е. в них отражается как знаковый, так и символический уровень реального явления. В соответствии с тем, что фольклор представляет способ и процесс отражения мира, в исследовании утверждается: именно в древнейших фольклорных жанрах содержатся зачатки мощных способов воздействия на человека и ⁄ или группу людей, а также основные базовые компоненты, образующие содержания коллективного бессознательного и общественного сознания. Архетипы и первообразы, образцы, образцы условно ″нормативных″ действий, т.е. способствующих поддержанию и развитию жизни,- все это и образует содержание фольклора. Поскольку в чистом виде фольклор является формой сознания архаического человека, поскольку он выступает как хранитель наиболее универсальных и эффективных способов поведения и реагирования в значимых ситуациях, предоставляя этот материал в предельно обобщенном виде.

Далее необходимо рассмотреть понятие″целенаправленное психолого-педагогическое воздействие″. В случае целенаправленного психолого-педагогического воздействия в качестве конституирующих образований выступают: специально организованная психологом ситуация; знание им особенностей воздействия; предвосхищение (планирование) результата. Все это образует осмысленное и четкое целеполагание, характерное для целенаправленного психолого-педагогического воздействия. Исходя из этой посылки, утверждается следующее: фольклор как любое другое явление воздействует на личность собственной творческой деятельности человека в русле фольклора, прогнозирование в связи с этим определенного результата позволяет использовать фольклор в качестве метода психолого-педагогического воздействия.

Литература:

  1. Абдурахманова М.М. Абдурахманова М. А. Методология формирования личности в семье // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие семьи и школы в решении задач охраны здоровья ребёнка» Махачкала, ДГПУ, 2009 с.67

  2. Гасанова П.Г. Реализация субъектно – субъектных отношений в режиме инновационного образования. Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. Материалы научно – практической конференции. Выпуск 3 18 сентября 2009 Махачкала.

  3. Газиева А.М., Магомедова Е.Э. Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания»//Материалы международной научно-практической конференции «Развитие правового сознания в образовательном пространстве». Часть 1. 28 февраля 2014 г. Махачкала; Издательство «Алеф», 2014г. , с.137-142

  4. Даудова Д.М. . Агрессия как психологический феномен //Материалы научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии» Выпуск 10.Махачкала ДГПУ, 2010г. С.34

  5. Цахаева А.А.Развитие правового самосознания подростков // Известия ДГПУ №4(9). - Махачкала, 2009. - С. 10-14 (0,3 п.л.).

  6. Цахаева А.А. Формирование правового сознания в образовательном пространстве/ Вестник вуза. Психолого-педагогические науки.- Махачкала 2010, с. 92-101.

  7. Цахаева А.А. Профессиональная рефлексия как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта // Прикладная психология и психоанализ – 2014.-№3, С. 6. ИФ РИНЦ 0,084

  8. Цахаева А.А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве. Дисс… на соиск. уч. степени доктора психологических наук, 2002 г. С.508

Просмотров работы: 1267