ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Махмудова Ф.А., Магомедова П. М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. До середины 50-х годов методы обучения исследовались по преимуществу с точки зрения деятельности учителя, тогда как сущность учебно-познавательной деятельности учащихся оставалась в стороне. Одной из концепций является и теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, а главное, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Таким образом, возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.

Вторая половина XX века - причиной возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.

В американской педагогике вначале XX в. известны две основные концепции проблемного обучения. Дж. Дьюи предлагал все виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путем решения проблем, при этом упор делался на их учебно-практическую форму. Суть концепции заключается в механическом переносе выводов психологии на процесс обучения. Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Психологической наукой давно доказан тот факт, что психическое развитие человека, особенно интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей при возникновении потребности в новых знаниях. Эти условия психология связывает с понятиями «проблемное обучение» и «проблемная ситуация», которое характеризует начало мыслительной деятельности субъекта.

Проблемное обучение- это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной и мыслительной деятельности человека. Применение методики проблемного исследования позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений.

Проблемная ситуацияэто интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели, известными ему способами действий.

При проведении занятий проблемного обучения используются следующие методы: метод монологического изложения, рассуждающий метод обучения диалогический метод изложения эвристический метод изложения, исследовательский метод, метод программированных заданий.

Проблемная ситуация является основным звеном проблемного обучения. Способы ее создания на уроках весьма разнообразны. Но во всех этих вариантах непременным условием проблемной ситуации остается необходимость для учащихся поиска решения и доказательства избранной точки зрения. В условиях проблемной ситуации резко, явно, отчетливо обнаруживаются позиции учеников. Задача учителя - помогать выявить разнообразные точки зрения, выразительно сформулировать их. Проблемное обучение не устраняет учителя, а требует от него сложного мастерства, необходимого и для верной постановки проблемного вопроса, и для организации проблемной ситуации, и убедительного, поверхностного ее разрешения. В условиях проблемной ситуации связи между учениками и учителем становятся непосредственнее, активнее. Необходимость постановки проблемы перед учащимися в процессе усвоения новых знаний и действий является важной заслугой основателей проблемного обучения. Однако только постановки проблемы недостаточно для создания оптимальных условий, обеспечивающих творческое усвоение этих знаний. Решение проблемы приводит учащегося не только к овладению некоторыми новыми знаниями и действиями, оно составляет микро этап в его развитии. Принцип проблемности в обучении соответствует не только условиям усвоения знаний и действий, т.е. условиям обучения, он совпадает с главными условиями, вызывающими и определяющими развитие учащегося. Это относится, конечно, к интеллектуальному развитию. Обучение и развитие - это не два процесса, по отношению к обучающемуся ребенку это единый процесс, определяемый условий обучения— проблемной ситуации включает личность обучающегося как основное ядро самой проблемной ситуации.

При проблемном обучении мышление учащихся активизируется путем создания проблемных ситуаций, формирования постоянного познавательного интереса, освоения учащимися навыков работы с неизвестным, проблемами и противоречиями, что в итоге при правильном подходе формирует основу личности, естественным образом закрепляется в ее характеристиках. Для того, чтобы деятельность учеников сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается не на разделение функций между учителем и учеником, а на распределение между ними последовательных этапов решения учебной задачи, то есть приобретает характер совместно - распределенной деятельности.

Так, в процессе решения проблемной задачи преподаватель должен стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации, соревнования, создавая максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех). Педагог должен проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими при попытках найти собственное решение, а также к неумению сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию. Можно заметить, что проблемное обучение, нацеленное во многом на мобилизацию творческих сил учащихся, требует в такой же степени наличия творческих характеристик и у самого педагога. В таких условиях обучение преподавателей проблемным методикам должно вестись также в рамках проблемного обучения.

Под технологией проблемного обучения понимаетсяспециально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно-значимые качества. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.

Технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они, при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Процесс обучения связан, прежде всего, с организацией условий, обеспечивающих наиболее успешное усвоение учащимися необходимых знаний и действий. Каждый отдельный акт обучения имеет своей целью формирование того или иного элемента действия, создание условий для усвоения некоторого принципа, отношения, закона. Наиболее важными психологическими закономерностями, которые определяют процесс обучения, являются, несомненно, психологические законы мышления. Однако, процесс усвоения осуществляется не мышлением самим по себе , он осуществляется думающей личностью, с присущими ей способностями и интересами, потребностями и определяющим и мотивами поведения.

Целесообразная организация проблемного обучения не подавляет творческой инициативы каждого ученика, а напротив, позволяет учесть в этом процессе его индивидуальные возможности и раскрыть их в решении различных проблем. Она позволяет также максимально использовать возможности одних учащихся для помощи другим учащимся. Эффективность использования проблемного обучения заключается в том, что она способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания в реальной жизни для решения практических задач.

В условиях проблемного обучения развитие активности в умственной деятельности учащихся можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопросов; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их.

Просмотров работы: 2490