ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Очень часто они ориентируются на профессии родственников, создавая примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».

С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей, действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.

С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей - что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.

Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Семья - это, то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Важно понимать, что выбор, который ребёнок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности.

Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности[3, с.254].

Возможно, выбранный ими профиль обучения или профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

Под воздействием социальных реалий проблема семьи и родительского влияния в современной психологической науке приобретает статус одного из приоритетных исследовательских направлений.

Можно утверждать, что эффективность и влияние самопознания и самооценки в процессе выбора профессии зависят от того, насколько они сооответствуют требованиям определенной социальной среды, которая представляется как совокупность отдельных сфер, в которых человек проявляет личные свойства, осуществляет свои социальные функции. Эти сферы называются эталонными группами. Именно в этих группах личность осуществляет свое самоутверждение. Если, к примеру, ребенку внушили в семье, что он самый умный, то это мнение о себе он сохраняет и в других сферах отношений: в школе, в кругу друзей . В конечном счете это не может не отразиться на выборе им профессии. Поэтому, когда уровень самооценки личности и ее объективное положение не совпадают, возникают конфликтные ситуации, подчас довольно острые. Таких конфликтных ситуаций в жизни случается не мало. Например, сколько обид, разочарований бывает у тех молодых людей, способности которых, с их точки зрения, не были оценены приемными комиссиями учебных заведений, особенно учебных заведений искусства.

Профессиональное самоопределение происходит на основе социальных позиций личности, профессиональная ориентированность молодого человека основывается на его социальной ориентированности. В основе отношения к тем или иным профессиям лежит отношение к наиболее общим социальным ценностям, в частности к труду вообще, труду физическому и умственному, жизни в городе и деревне, знаниям, социальному статусу и т.д.

И если, скажем, деревенская девочка к 15 годам твердо решила, что жить она будет только в городе, а работа у нее должна быть обязательно легкая и чистая, то все усилия школы и общественности ориентировать ее на профессию, скажем, доярки в 16-17 лет, перед окончанием школы, будут тщетными. А основные жизненные установки молодых людей, как мы уже сказали, вырабатывает, прежде всего, семья[2, с.75].

Современное общество идет, как известно, к социальной однородности, к изживанию социально-классовых различий. Социальных "верхов" и "низов" в нашем обществе нет. Однако субъективно каждый человек одно социальное положение предпочитает другому. Существуют и определенные массовые предпочтения, в частности, того положения в обществе, для занятия которого обязательно или желательно высшее образование. Это хорошо видно и из приведенных выше таблиц оценки профессий выпускниками средних школ. Однако возможности достижения определенного положения у выходцев из разных семей пока различны, даже при единых установках, при желании достичь одного и того же. Так, в Российских вузах широко представлены все слои современного общества, однако относительная частота поступления в вуз у детей, скажем, интеллигенции и детей из сельской местности существенно различна. Кроме того, дети интеллигенции и колхозников по-разному распределяются между вузами, факультетами, специальностями.

Среди последних больше доля поступающих в сельскохозяйственные, инженерные, педагогические вузы; среди первых - на гуманитарные факультеты и на те, после окончания, которых больше вероятность работы в науке[3, с.159-160].

По-видимому, возможности семьи в ориентировании детей на определенные профессии неуклонно снижаются. Постоянно и быстро усложняется профессиональное разделение труда. Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний и умений невозможна. А ведь традиционно именно такая непосредственная передача была основой трудового воспитания, подготовки новых поколений к трудовой жизни. В семьях трудящихся ребенок воспитывался в атмосфере трудовых забот и интересов взрослых и постепенно втягивался в трудовую жизнь, сначала посильно помогая отцу и матери, старшим братьям и сестрам, затем по мере сил исполняя все более трудные физически и более сложные работы. Социальные условия жизни определяют выбор профессии. В обществе, в котором один человек влияет на другого человека, выбор ограничен различными привилегиями. Трудящиеся не могут решать свою судьбу по своему желанию или склонностям, так как кризис, проблемы безработицы, отсутствие средств к существованию, заставляют их браться подчас за работу, не соответствующую их склонностям. Также и с выбором профессиональной деятельности, родители могут влиять на выбор старшеклассника, и он будет поступать туда, куда скажут родители, хотя ему это может быть даже не интересно.

Кроме того, социальная обусловленность выбора определяется потребностями общества в кадрах: престижностью профессий, целенаправленностью школы, общественным мнением, модой на профессию .

Приоритетной остается позиция старших членов семьи, которые ,как правило, обеспечивают материальное содержание старшеклассника и оказывают духовное влияние на формирование его личности, его вкусов и предпочтений. Рассмотрим конкретные проявления позиции старших членов семьи. Это, во-первых, личный пример родителей или кого-то из родственников. Авторитет родителей может подавлять желания ребенка и навязывать свою волю, заставлять ребенка идти по уже однажды пройденному родителями пути. Возможен вариант и когда успехи родителей и их любовь к своей профессиональной деятельность вдохновляет ребенка пойти по их стопам [1. с. 160].

Мы, проанализировав теоретический материал и психологические исследования по проблеме профессионального самоопределения определили, что на его успешность влияют многие факторы. Один из значимых факторов – детско-родительские отношения. На успешное развитие ребенка, на формирование его личностных особенностей, на построение его жизни в целом и личного профессионального плана в частности достаточно сильное влияние оказывает семья. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассника представляет собой сложный психологический феномен, интегрирующий в своем поле несколько модельных ситуаций: «профессиональный выбор старшеклассника происходит под влиянием профессионального примера родителей», «профессиональный выбор старшеклассника происходит под влиянием родительских наставлений», «профессиональный выбор старшеклассника происходит под влиянием сочетания профессионального примера и наставлений родителей», «профессиональный выбор старшеклассника происходит автономно, без учета профессионального примера и наставлений родителей», «старшеклассник испытывает трудности в осуществлении профессионального выбора».

Первые три из названных моделей являются непосредственным результатом влияния родителей на профессиональный выбор старшеклассника, последние две - результатом нарушения влияния родителей на профессиональный выбор старшеклассника. Влияние родителей на профессиональный выбор выступает как благоприятный или неблагоприятный фактор его осуществления.

Профессиональный выбор старшеклассника осуществляется под влиянием двух групп психологических условий, транслируемых родителями: успешность их профессионального самоопределения и развитие их индивидуально-психологических проявлений. Каждое из данных условий обладает своими особенностями воздействия на профессиональный выбор старшеклассника.

Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…» [3]. На наш взгляд, в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение. Но при этом дети помнят, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

Выбор профессии и карьеры во многом определяются семейным воспитанием. Некоторые родители подсознательно стремятся "прожить" в своих детях свою вторую жизнь. Тогда они тянут своих детей "за уши" в профессию, которая им совершенно не интересна. Послушный, зависимый ребенок соглашается, расплачиваясь позже за выбор, сделанный вместо него. Непослушный и независимый "ропщет и бунтует", в крайних случаях доводя отношения с родителями до разрыва.

Нередко межличностный или внутренний конфликт становится источником энергии, стимулом для достижения карьерных успехов. Тогда подросток, стремящийся оправдать ожидания родителей или доказать свою правоту, достигает профессионального успеха в спорте, бизнесе, политике, искусстве. Но так бывает нечасто. Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

  • Знания родителями интересов и потребностей ребенка;

  • Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;

  • Общаться с детьми нестандартно, естественно;

  • Глубоко «по-настоящему» чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;

  • Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;

  • Умение требовать, поощрять и наказывать [4, с.240].

Так же, на наш взгляд, родители могут воздействовать на детей в вопросе выбора будущей профессии, аргументируя свой выбор финансовой стороной. «В этой профессии денег никогда не заработаешь». Родители рекомендуют вам обратить внимание на денежные, по их мнению, варианты. Они могут убеждать, что и сама профессия, и обучение на интересующем вас факультете слишком сложны, что вы переоцениваете свои силы и не понимаете, насколько тяжело вам придется.

Литература:

  •  
    1. Алиева М.Б. «Сущность содержания профессионального самоопределения старшеклассников» / Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии. Выпуск №10.,под ред., к.п.н. доцента Керимовой к.п.н., Рамазановой Э.А. Махачкала: Алеф,2010г. С,158-160.

    2. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении [Текст] /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76.

    3. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие [Текст] / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.; Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального института: МОДЭК, 2004. – 463 с.

    4. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи [Текст] / С. Зеленков // Народное образование. – 2007. – №6. – С. 239-242.

    5. Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.

    6. Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация личностного ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета.2014. №3 (28)С.33-36

Просмотров работы: 11944