ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психологический климат складывается в образовательном процессе под влиянием многих факторов, но, возникнув как устойчивый эмоционально-психологический настрой, он сам начинает активно влиять на самочувствие его членов и выступает своеобразной «средой обитания», способствуя или препятствуя раскрытию уникальных возможностей и способностей личности. А поскольку учебную группу обучаемый, как правило, не выбирает, этим обстоятельством подтверждается необходимость специальной педагогической заботы об оптимизации психологического климата, чтобы он не подавлял, а, наоборот, стимулировал развитие внутренней активности личности и способствовал формированию у него готовности к саморазвитию [1,2,3,4]. Целью нашего исследования было выявление особенностей взаимосвязи коммуникативных способностей студентов и социально-психологического климата в группе. В нашем исследовании были использованы следующие методы:

1. Методика “Изучение психологического климата в учебной группе”.

2. Методика «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева).

В исследовании приняли участие две группы, общей численностью 59 человек в возрасте 18-19 лет – обучающиеся на факультете педагогики и психологии ДГПУ.

Методика «Изучение психологического климата в учебной группе»

Назначением данной методики является – нахождение количественного выражения уровня психологического климата в учебной группе. В первой группе 17% обучающихся оценивают климат в их классе как очень благоприятный, 77% - как благоприятный и 6% - как неблагоприятный. Оценки «крайне неблагоприятный» нет. Во второй группе 7% обучающихся оценивают климат в их классе как очень благоприятный, 38% - как благоприятный, 52% - как неблагоприятный и 3% - как «крайне неблагоприятный».

Анализируя результаты, полученные при сравнении данных по методике «Изучение психологического климата в учебной группе», для двух групп можно говорить о том, что обучающиеся первой группы чаще давали высокую оценку таким утверждениям как «учащиеся хорошо относятся друг к другу», «ученики редко ссорятся друг с другом», «учащиеся часто бывают вместе в свободное от занятий время», «учащиеся всегда считаются с мнениями товарищей», нежели обучающиеся второй группы. Это свидетельствует о том, что в 1-ой группе преобладает благоприятная психологическая обстановка, в то время как наличие таких особенностей по этим же параметрам у обучающихся 2-ой группы не наблюдается. Также, в первой группе обучающиеся более охотно нежели обучающиеся второй группы участвуют в жизни класса и школы, о чем свидетельствуют высокие оценки на утверждения «ученики активно участвуют в общественной работе», «ученики довольны результатами своей работы». Следовательно, группа I характеризуется более высоким уровнем сплоченности. В классе преобладает более благоприятный психологический климат, выражающийся в теплых, дружеских отношениях, в совместном времяпровождении, взаимовыручке и в активной готовности выполнять любую общественную работу, в то время как в группе II эти же показатели не столь выражены. Методика «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентаций и их гармоничности в процессе формального общения. В группе I 70% исследуемых показали высокий и 30% средний уровень общей гармоничности коммуникативных ориентаций. В группе II эти же показатели равны 52% и 48 % соответственно. В первой группе 93% обучающихся показали высокую и 7% среднюю ориентацию на принятие партнера; 97% показали высокую и 3% среднюю ориентацию на адекватность восприятия и понимание партнера; 37% показали высокую и 63% среднюю ориентацию на достижение компромисса. Во второй группе 69% обучающихся показали высокую и 31% среднюю ориентацию на принятие партнера; 83% показали высокую и 18% среднюю ориентацию на адекватность восприятия и понимание партнера; 27% показали высокую и 73% среднюю ориентацию на достижение компромисса. Первая группа по сравнению со второй характеризуется более высокой сплоченностью, благоприятным психологическим климатом, выражающимся в теплых, дружеских отношениях, в совместном времяпровождении вне класса, взаимовыручке, в активности и готовности выполнения любой общественной работы. Также первая группа показала меньшую склонность к агрессивным тенденциям и большую заинтересованность в понимании других людей и ситуации, заинтересованность в общении по сравнению со второй группой. При оценке социально-психологического климата обучающиеся первой группы чаще давали высокую оценку таким утверждениям как «студенты хорошо относятся друг к другу», «студенты редко ссорятся друг с другом», «студенты часто бывают вместе в свободное от занятий время», «студенты всегда считаются с мнениями товарищей», нежели обучающиеся второй группы. Это свидетельствует о том, что в 1-ой группе преобладает благоприятная психологическая обстановка, в то время как наличие таких особенностей по этим же параметрам у обучающихся 2-ой группы не наблюдается. Подавляющее большинство обучающихся первой группы стремится проявлять уважение к партнеру по общению, независимо от его достоинств и недостатков. Ориентация на достижение компромисса достаточно низка у обеих групп, что может быть связано с такими особенностями юношеского возраста как максимализм, стремление к равноправию, желание самоутвердиться. На основании проведённой ранговой корреляции Спирмена для первой и второй групп по методикам, «Изучение психологического климата в учебной группе», и «Определение интегральных форм коммуникативной агрессии», мы можем указать на положительную корреляционную связь между качеством социально-психологического климата в классе и коммуникативными качествами, которые проявляют студенты. Эта связь показывает, что чем выше уровень благополучности социально-психологического климата в классе, тем больше студенты считаются с мнением товарищей, и тем лучше относятся друг к другу, более дружны и доброжелательны, а также довольны результатами своей работы. Чем благоприятнее социально-психологический климат, тем более выражены в среде обучающихся такие качества, как гуманистическое отношение друг к другу, положительный настрой, чувство удовлетворенности группой, общением, сопереживание коллективным событиям, доброжелательность и защищенность как отсутствие агрессии, готовность оказать помощь.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2003.

  2. Аникеева Н.П. Групповой поведенческий тренинг/ Электронная библиотека.

  3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989.- 224 с.

  4. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат / ст. – М.: ИСИ МГУДТ, 2003

  5. Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.

  6. Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация личностного ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета.2014. №3 (28)С.33-36

Просмотров работы: 2087