ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время понятие «мотивация» объясняется по- разному. В первом случаи - совокупность факторов, определяющих поведение, во-втором – совокупность мотивов. По мнению Марковой, мотивация – это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению.[3; с.72] А.К. Макарова предполагает, что мотивация является источником активности и направленности поведения. Понятие «мотивация» более шире, чем понятие «мотив». В современной психологии мотивация используется в двух значениях : как обозначающее систему факторов,(потребности, мотивы, цели) и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.[4;79] Любая форма поведения объясняется внутренними и внешними причинами. В первом случае выступают психологические свойства субъектов поведения. К ним относятся: цели, намерения, интересы, желания. Во втором случае от стимулов, которые исходят в той или иной ситуации.[4; 89]

Формирование учебной мотивации у школьников является одной из основных проблем современной школы. Она обусловлена формированием у учащихся самостоятельного приобретения знаний и развития. Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимаются причины, заставляющие личность действовать, совершать те или иные поступки.. Мотивы - это сложные образования, так как они выступают вместе с потребностями и интересами, и представляют с собой систему, в которых выполняется оценка и анализ задач, выбор и принятие решений. Ребенок приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить более взрослый статус. В первом и втором классе у детей складывается положительное отношение к учебной деятельности. Однако, к третьему классу их отношение к учебе может меняться. Им может казаться затруднительным выполнение домашних заданий, они перестают усердствовать в их выполнении и не проявляют старательности. Высокий уровень умственного развития является условием для формирования положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников.

В. А. Караковский считает, что разочарование в школе, учебе, потеря интереса часто проявляются при снижение познавательной активности детей. Они не задают тех вопросов которые задавали раньше. Характер вопросов меняется: «Можно поднять ручку?», «Можно спросить?», «Можно выйти?» Караковский отмечает что к концу первого года обучения школьники даже выражением лица становятся очень похожи друг на друга.

Ряд авторов выделяет положительные и отрицательные стороны мотивации учения младших школьников: К положительным чертам мотивации можно отнести благоприятное отношение школьника к школе, его любопытность и интересы. Мотивация младших школьников носит и отрицательные черты, которые препятствуют обучению. Интересы младших школьников неустойчивы, то есть без помощи и содействия преподавателя могут терять силу. Воспитание мотивации учения – основная задача учителя. Если учителю удается понять те или иные причины поведения ребенка, то он сможет управлять как действиями школьников, так и их мотивами. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. Начиная работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель, — каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста (младшего, среднего, старшего),чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности? Только после этого необходимо выбирать формы обучения. Маркова А.К. считает, что мотив учения — это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.

К содержательным характеристикам мотивов автор относит:

1) наличие личностного смысла учения для ученика. В таком случае мотив учения выступает в роли побудителя, и придает его учению личностный смысл.

2) Наличие действенности мотива, то есть его влияния на ход учебной деятельности и поведения ребенка. Если мотив является личностно значимым для ребенка, то он является и действенным.

3) Самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он возникает при самостоятельной работе ученика, а также при помощи и напоминании учителя.

По мнению Леонтьева, рождение нового мотива, вызывает новые цели, а устойчивое достижение целей способствует появлению новых мотивов. Это явление в психологии называют «сдвиг мотива на цель».

Учебная мотивация включает в себя три группы мотивов: познавательные мотивы, социальные мотивы учения и мотивы достижения.[5; 25.]К познавательным мотивам относят мотивы, связанные с содержанием и процессом учения. Социальные мотивы представляют широкие социальные (учиться, чтобы быть культурным, поступить в институт, найти хорошую работу и др.) и узколичные мотивы ( получить хорошую оценку, быть отличником в классе.

Маркова выделила пути изучения учителем мотивации учения школьников:

Анализ состояния учебной деятельности школьников включает в себя:

1) Оценку учителя, анализ успеваемости школьников, посещаемость, поведение.

2) Учет учителя оценки учениками своего собственного труда: мнение самих учеников о том, как они справляются с заданиями, и сколько времени тратят на решение домашних заданий.

В анализ мотивации учения входит:

1) выявление учителем разных способов отношения школьников к учению.

2) установление учителем оценок школьниками своего отношения к учению, с помощью анкет бесед, открытого обсуждения в ходе урока, классного часа.

Изучение мотивации учения каждого ребенка надо проводить для того, чтобы стремиться на основе имеющихся уровней формировать новые виды и формы мотивации, необходимые для воспитания личности. Изучение мотивации не самоцель, а лишь основа для ее дальнейшего формирования.

Д.Б.Эльконин учебно-познавательные мотивы рассматривал как одно из основных направлений учебной деятельности.

Эффективным средством, способствующим познавательной мотивации является проблемность обучения. На каждом этапе учебной деятельности необходимо использовать проблемные ситуации, задачи. После решения этих задач мотивация учащихся занимает довольно высокий уровень.

Каждому учителю известно, что заинтересованный ученик учится лучше. Интерес играет главную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка стремление к достижению целей, учителю самому необходимо быть заинтересованным к успехам и неудачам учеников. Поэтому одним из основных задач учителя является повышение внутренних мотивов учения. Для того, чтобы учащийся включился в работу, нужно чтобы задачи, которые ставятся перед ним были не только понятны, но и внутренне приняты, были значимы для учащегося.

Филиппова Н.В в своей работе по достижению мотивации в младшем школьном возрасте говорит о том, что мотивы достижения успеха и избегания неудачи являются важными видами мотивации. В своем исследовании Филиппова Н.В. показала, что существует взаимосвязь самооценки и уровня школьной мотивации. Учащиеся, имеющие высокий уровень самооценки в 55% случаях показывают и высокий уровень школьной мотивации. Следовательно, высокий уровень самооценки повышает уровень школьной мотивации.

Существует взаимосвязь интеллекта и уровня школьной мотивации. Учащиеся, имеющие высокий уровень интеллекта, в 58% случаях показывают и высокий уровень школьной мотивации. Следовательно высокий уровень интеллекта повышает уровень школьной мотивации. У большинства учащихся (59%),которые имеют высокий уровень интеллекта отмечается: в 58% случаях высокий уровень школьной мотивации; в 21% - низкий уровень школьной мотивации; в 21% - средний уровень школьной мотивации.

Таким образом, формирование у школьников мотивов учения состоит в том, что учителю необходимо переводить учащихся с отрицательных к положительным формам учения.

Литература

1. Ахмедова А.М. Психология развития. М., 2010.

2. Гасанова П.Г. Индивидуально-психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной мотивации учения ВАК- «Известия ДГПУ» 2014г.

3.Гасанова П.Г. Формирование мотивации профессионального самоопределения — Развитие правового сознания в образовательном пространстве / Материалы Международной научно — практической конференции Часть 1 28 февраля 2014 года г.Махачкала,

4.Гасанова П.Г., Кимпаева Э.А. Содержательные и динамические характеристики мотивации учебной деятельности студентов // Международной научно-практической конференции «Этноценностные ориентации как механизм стабилизации общества» 29 апреля 2011 года.апрель 2011. Махачкала. ДГПУ

5. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. М., 2011. №2. с.102–109.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.- М.,2010.

7. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников. М., 2004.

8.Филиппова Н.В. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте.- М., 2008.

9. Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.

10. Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация личностного ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета.2014. №3 (28)С.33-36

Просмотров работы: 9762