ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Джамалудинова З.Д, Ибрагимова Л.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Говоря о подростковом возрасте, В.А. Сухомлинский отмечает характерные для него "глубокие изменения в духовной жизни человека", когда "многие из фактов его познания, умственного труда, поведения и взаимоотношений с товарищами».

В подростковом возрасте характерны показное отрицание авторитетов, увлечение идеалами и сомнение в наличии идеального в будничной жизни.

С одной стороны, подросток хочет быть хорошим, стремится к совершенству, с другой – не любит, чтобы его воспитывали. Так выражается противоречие отрочества, в основе которого лежат сложные психологические процессы. Поэтому так важно в этот период "вслушаться" в то, что волнует, тревожит подростка и формировать у него пример моральной красоты, пробуждая чувство удивления, восхищения этой красотой.

Противоречивость подросткового возраста в значительной степени определяется перестройкой мышления, когда он начинает мыслить более абстрактно, отвлеченно, образно, и это открывает перед ним мир с новой стороны.

В особенностях мышления кроется и подростковый негативизм. Чаще всего он объясняется несоразмерностью между желанием, стремлением к самоутверждению и умением его осуществить. Поэтому необходимо развивать у подростка зрелость мысли, идейную целенаправленность и стойкость.

Воспитание подростков невозможно без нравственной ориентации на идеал. Мечта об идеальном – это великая внутренняя духовная сила человека.

Идеалом для подростка может стать и значимый для него взрослый, который будет определять направления его развития, являясь эталоном для сравнения на всех этапах самосовершенствования и взросления.

В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ориентаций человека, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет психологической и педагогической литературы чаще становится вопрос об изучении ориентации подростков.

Как отмечал Б.С. Волков, взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углублено понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постоянно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой жизненных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества. Все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является современно особым этапом развития личности.

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность – представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.

Ценности – это идеи, идеалы, цели к которым стремиться человек и общество.

Существуют общепринятые ценности, такие как любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и др.

Внутригрупповые ценности… религиозные и индустриальные.

Ценности объединяются в систему, которые изменяются с возрастом жизни человека. Ценности являются ориентиром в жизни человека, которые необходимы ему для поддержки социального порядка, а также они вступают как механизм социального контроля. Ценности не подвергаются сомнению, они служат идеалом для всех людей.

Формирование ценностей опирается на ряд предпосылок: во-первых, определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к само переживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или мене самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющий его поступать так или иначе.

Если рассмотреть генезис происхождения ценностей, то впервые это понятие встречается в работах древнегреческих философов – ценностные категории в виде добродетелей являлись идейной основой создания разумного порядка мира и человека.

Развитие теория ценности получила в эпоху феодализма, когда на аренду вышли религиозные идеи сотворения мира и человека.

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с современным миром.

Под сформированностью ценностных ориентации на общечеловеческие ценности понималось адекватное отношение к ним, учет их общественной и личностной значимости, наличие знаний о них, степень их интериоризации и экстериоризации, т. е. способности руководствоваться ими в процессе жизнедеятельности.

Уровни сформированности ценностных ориентаций:

-высокий: критерии и показатели по диагностическим методикам ярко выражены – учащиеся приобщены к общечеловеческим ценностям, знания о них интериоризованы, адекватно оценивается их общественное и личностное значение в общепланетарном масштабе, путем анализа их общественной и личностной значимости, наблюдается экстериоризация усвоенных знаний, ярко выражена готовность руководствоваться ими в процессе жизнедеятельности, в рейтинге ценностей общечеловеческие ценности занимают высшее положение;

-достаточный: учащиеся приобщены к общечеловеческим ценностям, но некоторые вызывают у них сомнение; адекватно оценивается общественный и личностный смысл, значение в общепланетарном масштабе, но затруднена интериоризация знаний о некоторой части общечеловеческих ценностей; анализ общественной и личностной значимости для личности позитивен, экстериоризация усвоенных знаний выражена достаточно.

-слабый: недостаточно выражены психическая установка на реализацию жизненных планов, интериоризация общечеловеческих ценностей личные качества, эмоционально-личностное отношение к общечеловеческим ценностям индифферентное;

-критический: ориентации на большинство общечеловеческих ценностей не сформировано, экстериоризация ценностей, мотивированное использование общечеловеческих и этнокультурных ценностей в процессе жизнедеятельности выражена крайне слабо, участие в общественно значимых акциях и мероприятиях, социальная активность личности низкие.

Несмотря на то, что многие изменения в духовно–нравственной сфере с трудом поддаются изучению, так как область духовно–нравственных преобразований личности – сложнейшее явление, затрагивающее психику личности, единство информационно–логического и эмоционально–образного ее уровней, достигнутое в ходе вовлечения старшеклассников в мир культуры, стало одним из факторов эффективности культурного просвещения, о чем свидетельствуют данные исследования.

Равным образом подчеркнем такой феномен, как взаимосвязь школы и религии. Именно поэтому сейчас в обществе снова начала доминировать та точка зрения, что сохранение культуры, духовности, морали без изучения духовно-нравственных ценностей традиционных религий России невозможно.

Сегодня многие ученые-исламоведы рассматривают ценности ислама как цельное учение о смысле земного существования человека, в жизни которого науке отведено особое место. Знатоки ислама не раз подчеркивали, что наука в мусульманском понимании не сводится только к теологии, а охватывает познание всего мира, в первую очередь самого человека во всем многообразии его деятельности на Земле. Главной ценностью для мусульман являются знания.

Рассмотрение ислама в контексте образования и одновременно мировой культуры позволяет выстроить трехуровневую структуру понимания и усвоения его нравственно-культурных ценностей, духовного богатства.

Первый уровень представляет собой блок учебного материала, который включает в себя знания о сущности ислама, его истории, развитии, о социальных, правовых, экономических и политических аспектах. По нашему мнению, молодежь в системе государственного образования должна знать религию своих предков хотя бы в сумме первоначальных представлений. Второй уровень связан с формированием религиозного мировоззрения в семье, в конфессиональных учебных заведениях. Третий уровень характеризуется степенью вовлеченности человека в практическую реализацию заветов мусульманского вероучения.

Знания в исламе рассматриваются как обязанность и достоинство человека. Всю свою жизнь он должен стремиться к знаниям и их получению. Достаточно вспомнить, что, согласно мусульманское вероучению, всякий мусульманин в течение своей жизни должен учиться: учиться быть мусульманином, основам наук, ценностям культуры, языкам и другим основам жизнедеятельности. Свои знания он непременно должен передавать своим детям, родственникам, соседям, всем, кто хочет познавать окружающий мир, поскольку обучение других есть великий пример милосердия. Реализация единства разума (знания), души (эмоций) и тела (навыков и умений) в исламе принято называть adab. Adab – это не только результат образования, но и метод познания, с помощью которого обучающиеся актуализируют знания, отношения и виды деятельности.

Основными критериями образованного человека в исламе являются знания на уровне мудрости и добродетели. "Адаб без знания все равно, что костер без хвороста. Адаб без знания все равно, что душа без тела", – гласит арабская пословица.

Свой вклад исламский мир в лице своих поэтов, философов, мудрецов внес и в воспитание, считавшееся важнейшим делом родителей, общества, государства. Недаром во всех низших образовательных исламских заведениях первейшее внимание уделялось именно вопросам нравственного характера. "Кто в детстве не получит воспитания, не будет счастья в жизни знать потом; сгибай сырую палочку как хочешь – сухую выпрямишь одним огнем". Ислам в своей методике воспитания подходит к человеку и как к Божьему совершенному созданию, и как к человеку, который может ошибаться, совершать грех. Добро и зло существуют в человеке. И ислам нужен для того, чтобы человек, идя по его пути, победил в себе зло, справился со своими ошибками.

Ислам не отнимает у человека права на жизнь, не лишает его желаний, надежды, но подавляет в человеке его дурные намерения, страсти, прихоти, показывает ему лучшее, что есть в этом мире, обеспечивает человеку духовное здоровье, делает его добрым и сильным. Ислам всегда учитывает, что человек может ошибаться, но дает ему возможность покаяться перед Аллахом, который примет его покаяние и простит. Ислам не лишает человека мирских радостей, страстей, любви к жизни, удовольствий, он просто помогает человеку обуздать свои животные инстинкты, указывает ему правильную дорогу. Мусульмане верят, что человек по воле Аллаха – наместник на земле. В нем есть и зло, и добро, благие дела и дурные поступки.

Однако, делая добро людям, не хвались и быстрее забывай об этом. А если тебе сделали доброе дело, помни об этом вечно. Ведь тот, кто неблагодарен к людям, неблагодарен и к Аллаху. Делать добро следует "родителям и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, близкому по родству, и соседу чужому, и другу, и путнику". При этом не следует ждать, когда тебя попросят об этом, нужно самому прийти с добром к человеку.

Говоря об исламе, следует подчеркнуть, что в нем, как и в других вероучениях, совесть является основой человеческих взаимоотношений, для которых должна быть характерна честность, правдивость, ответственности, доброта. Мусульманин совестлив перед самим собой, обществом, Аллахом.

В исламе человек должен нести ответственность за свои слова, поступки, обладать чувством верности своим обязательствам и обещаниям. К величайшему сожалению, в наше грубое, прагматичное время у людей постепенно исчезает чувство стыда.

Настоящий мусульманин должен жить достойной и чистой жизнью, придерживаться справедливости, милосердия, стремиться к знаниям, ставить совесть высшим критерием духовности. А.А.Цахаева считает, что адаптивное поведение поможет привить нормативные ценностные ориентации и тем самым избежать агрессивных проявлений личности.

B наше время, когда так много говорится и пишется на тему общечеловеческих ценностей, тесно связанных, как ни парадоксально это звучит, с получившими широкое распространение в мире двойными стандартами, мусульманское вероучение, случается, смешивается с политикой исламского фундаментализма.

Настоящий правоверный – тот, кто радуется успехам своего ближнего, желает ему того, к чему стремится сам, не злословит, не завидует, творит добро по мере своих возможностей. И здесь не важно, какой национальности твой сосед, кто он по вероисповеданию – всем нужно оказывать уважение. Не зло или гнев, а терпение и любовь должны доминировать в отношениях между людьми. Огромные пространства исламского мира с его оригинальным мировосприятием сущего не позволили "цивилизованному" сообществу "окультурить" мусульманство, вследствие чего оно смогло сохранить себя и свою религию. Разумеется, это всего лишь одно из многих объяснений, которые могут быть задействованы в этой чрезвычайно деликатной сфере.

В исламе взаимоотношения в семье должны строиться на следующих принципах: ответственность перед детьми; любовь, доброта; личный пример, уважение, справедливость, забота о правильном формировании мировоззрения, нравственных качеств. Правоверный мусульманин изучает окружение своего ребенка, его интересы и потребности. Если он видит, что сын или дочь общаются с сомнительными подростками, злословят, посещают непристойные заведения, то тактично и решительно возвращает свое чадо на путь ислама. Мусульмане должны постоянно заботиться о тех, кто им дал жизнь, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не бросать одних в опустевших квартирах и домах, не ослушиваться. Поэт Саади писал: "Тот, кто родителей своих не уважает, не будет знать любви, узнает много бед".

Идеал настоящего мусульманина можно выразить в нескольких емких словах: мусульманин – это добропорядочный человек, семьянин, труженик, законопослушный гражданин, приверженец здорового образа жизни.

"Многомудрое слово всегда почитает мудрец". К этому стиху Низами хотелось бы добавить то, о чем говорят на протяжении веков: чтобы жить в мире, надо познавать, понимать и восхищаться культурой, духовно-нравственными ценностями традиционных религий России.

Таким образом, на сегодняшний день мы воспринимаем религию как нечто общее – это признание духовных начинаний, по которым должна строится жизнь человека, его судьба, которую он выбирает сам. У подростков появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям, стремление подростков к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.

Литература:

  1. Абдула-Мути. Воспитание в исламе. Наши дети. - Махачкала, 2012

  2. Даудова Д.М. Психологические особенности общения в подростковом возрасте //Материалы Республиканской научно-практической конференции студентов, магистрантов «Актуальные проблемы педагогики и психологии» Выпуск 13 . Махачкала ,ДГПУ, 2011г. С.67

  3. Никандрова.А.Д. Духовные ценности и воспитание человека.- М., 2011.

  4. Харисова.Л.А. Религия мира и добра: подросткам об исламе .- М., 2008.

  5. Зинченко.В.П.О целях и ценностях об образовании: Уч. пособие .- М., 2009.

  6. Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.

7. Юсупова Р.Ю. К вопросу о духовно-нравственной деградации личности. «Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии». Международная научно-практическая конференция. Махачкала, 2012.

Просмотров работы: 2243