ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Высокий уровень самоубийств в большинства развитых странах мира, в том числе и в России ставит вопрос о причинах возникновения этого явления и способах его предупреждения. Суицидом называют осознанное лишение собственной жизни.

Суицид (англ. suicclasse - самоубийство; от лат. suis - себя + caedo - убивать) - формы психической и поведенческой активности, имеющей целью добровольное самоуничтожение. Суицид может быть либо актом рациональным, реализуемым в соответствии с моральными причинами (например, избежать утраты чести); либо - социальным (не быть в тягость), религиозным, философским или определяемым личностными установками; либо патологическим проявлением различных психических расстройств (аффективных, тревожных, бредовых, инволюционных и пр.), т.е. может рассматриваться как вариант патологического поведения; либо может осуществиться в условиях острого экзистенциального кризиса.

А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды).[1] Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным.[3]

Чаще всего встречается так называемое суицидное поведение подростков. Надо отметить, что проблема эта стоит довольно остро, а поэтому крайне важно обратить внимание не только родителей и школы, но и всего общества.

Приступая к работе, с людьми, у которых есть суицидальные мысли, а особенно с теми, у которых уже были такие попытки, появляется ощущение, что мы стоим у края обрыва. И нужно быть крайне осторожными, так как перед нами стоит вопрос: жизнь или смерть.

Суициды, как правило, имеют в основе 3 бессознательные взаимосвязанные причины:

  1. Ненависть, месть, то есть желание убивать.

  2. Безнадежность, депрессия, то есть желать умереть.

  3. Стремление быть убитым, из чувства вины.

Суицид бывает истинным и демонстративным, но это всегда стремление к диалогу, просьба о помощи. Когда человека не слышат и не понимают не только окружающие нас, но и близкие люди, а сам он не представляет выхода из критической ситуации, он в отчаянии решается на такой поступок, что бы окончательно покончить с проблемой, давящей на него. То есть с отчаянием, непониманием, страхом и разочарованием.

Как правило, люди, идущие на суицид, говорят об этом своим близким, но не прямо, а намеками. Поэтому не отмахивайтесь от тех, кто заводит разговор о самоубийстве. Стоит относиться к этому серьезно, попытаться выслушать и понять этого человека. Часто такие разговоры бывают, когда человек чувствует, что он не может самостоятельно справится с критической ситуацией, не может решить свою проблему и или просто не видит смысла жизни. [2]

Так же следует обратить внимание, на внезапные изменения в поведении человека. Он старается привести в порядок свои дела, раздает вещи, пишет завещание, прощается с родными и друзьями, говоря при этом о разочаровании, печали и отсутствии смыла существования.

В этих случаях просто необходимо серьезно отнестись к словам этого человека и постараться убедить обратиться на прием к психологу.

Суицид «демонстративный» – это когда человек не желает умереть, он просто надеется на то, что его кто-то спасет. Таким вот образом, он старается привлечь внимание к себе, своим проблемам, просит помощь и ищет любовь. Такой суицид бывает в состоянии аффекта.

Суицид «истинный» – это когда человек действительно желает умереть, потому что не видит смысл жизни. Он в депрессии, подавлен, не видит выхода, и действительно не может понять, для чего ему жить. Его ничего не радует, он разочаровался во всем. Это человек ощущает безнадежность. Желание умереть возникает при потере любимого человека, при одиночестве, в результате несчастной любви. Проблемы со здоровьем и на работе, страх осуждения и наказания, развод, длительное физическое или психологическое унижение тоже могут быть причинами для суицида.

При суициде «истинном», человек продумывает все заранее, он подготавливается к самоубийству: продумывает, каким образом покончит с жизнью, когда и где. И естественно не хочет, что бы его спасли. Он действительно не желает дальше жить. Такая подготовка может длиться много лет.

После провалившейся попытки суицида, человек часто намерен ее повторить.

Причиной подростковых самоубийств чаще всего являются бедность, отношения в семье и со сверстниками, алкоголь и наркотики, неприятности с учёбой, неразделённая любовь, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, неизлечимые болезни

У взрослого человека возникает склонность к самоубийству, если с ним жестоко обращались, подвергали физическим и психологическим унижениям в раннем возрасте. Часто среди таких людей – дети, выросшие в семьях алкоголиков, наркоманов и самоубийц.

Все самоубийцы - психически нездоровые люди. Конечно, при наличии душевных болезней, расстройств личности, а также при злоупотреблении психоактивными веществами, риск суицида повышается. Но исследования показали, что 80-85% самоубийц были вполне здоровыми людьми.[3] Наиболее частая причина суицида - ощущение человеком безнадежности и отчаяния. Когда человека одолевают эти чувства, он может рассматривать суицид как единственный способ решение всех своих проблем. Одиноким людям или имеющим мало близких друзей, не хватает эмоциональной поддержки, которая предупредила бы появление чувства безнадежности и мыслей о самоубийстве во время трудного периода их жизни, переломного момента или внезапного несчастья.

Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт "неприятия самого себя", "самоотрицание", появляется ощущение "потери смысла жизни".

В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, фрейдовский "Танатос" - не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Из 200 авторов юношеских автобиографий и дневников, исследованных Норманом Килом (1964), свыше трети более или менее серьезно обсуждали возможность самоубийства, а некоторые пытались его осуществить. Среди них такие разные люди, как Гёте и Ромен Роллан, Наполеон и Бенджамен Констан.[5]

Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?

В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт. В любом конфликте существуют:

во-первых: объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией;

во-вторых: субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности;

в-третьих: оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирующей ситуации;

в-четвертых: реальные действия личности в такой ситуации.

По уровню самоубийств, среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире – средний показатель самоубийств, среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире.

С начала 1990-х годов коэффициент самоубийств, среди подростков почти удвоился. Достигнув самого высокого показателя в 2002 году, он несколько снизился в 2004 году до 20,4 на 100 тысяч человек. Юноши гораздо чаще совершают самоубийства, чем девушки (32,8 на 100 тысяч человек против 7,6 – в 2004 году) (Росстат, 2004 год).[4]

Если коэффициент самоубийств, среди девушек оставался почти стабильным, то среди юношей этот показатель, начиная с 1989 года, удвоился.

Самоубийства среди подростков составляли: 19,8 случаев на 100 тысяч человек в 2009 году, 19,3 случая – в 2010-м, 20,1 – в 2011-м, 19,4 – в 2012-м, 19,8 – в 2013 году.[4]

По мнению профессора, руководителя отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Бориса Положего, частота суицидов подросткового населения держится последние 7-8 лет практически на одном и том же уровне случаев на 100 тысяч.

Различия в смертности подростков от самоубийств по территориям России огромны, по данным за 2013 год они составляют 110 раз - от 255, 4 на 100 тысяч в Чукотском АО до 2,3 на 100 тысяч в Чечне. В группу с низкими показателями вошли, помимо Чечни, Дагестан (3,1), Северная Осетия (4,6), Кабардино-Балкария (5,8), Карачаево-Черкесия (7,4), Ставропольский край (3,2), Рязанская (3,2), Брянская (4,4), Ростовская (5,8), Орловская (5,9), Курская (7,2), Калужская (7,2), Ульяновская (8,2), Белгородская (8,4) области и Москва (3,4). В группу с высокими показателями вошли, помимо Чукотского АО, Алтай (70,9), Бурятия (70,4), Читинская область (66,6), Якутия (55,1), Тыва (54,8), Хакасия (49,1).[4]

При освещении самоубийств в СМИ Всемирная организация здравоохранения не рекомендует публиковать фотографии и предсмертные записки самоубийц, а также сообщать о конкретных способах и других деталях самоубийства.

За один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством 108 человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно уходят из жизни. Если учесть так же все неудавшиеся по той или иной причине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится.

Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно, предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях, как на макро, так и на микросоциальном уровнях.

Распространение самоубийств, их частота отражают моральное здоровье общества, уровень социальной напряженности, наконец, просто благополучие людей.

Однако, на протяжении человеческой истории у разных народов, в рамках различных субкультур, при различных социально-экономических формациях самоубийства в том или ином виде всегда имели место.

Как бы не было больно осознавать, на количество и масштабы этой проблемы сегодня мы не в состоянии как-либо повлиять и помочь этим совсем юным детям. Хотелось бы пожелать лишь одного, чтобы родители все - таки находили время на общение со своими детьми, и не относились равнодушно к их возможно самому громкому крику о помоши.

Было бы наивно думать, что настанет когда-нибудь «золотой век», когда не будет конфликтов, разочарований, трагедий – всего того, что иной раз толкает человека к самоубийству. Видимо придется признать, что самоубийства будут всегда, как всегда будут болезни, старость, страдания и смерть.

Список литературы:

  1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социально и клиническая психиатрия. - 2010. - №4.

  2. Газиева А.М. «Социально – психологические особенности детей с девиантным поведением». //Материалы международной практической конференции «Развитие правового сознания в образовательном пространстве». Часть 1. 28 февраля 2014г. Махачкала.Стр.132 -137.

  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 2011.

  4. Самоубийства // / Социологическое исследование, М., 2009, т.2. - с. 281-287.

  5. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. - 2010. - № 10.

  6. Цахаева А.А. , Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала.2009г. 312 с.

  7. Цахаева А.А., Аминов У.К., Аминова Д.К. Реализация личностного ресурса адаптивного поведения в процессе развития личности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета.2014. №3 (28)С.33-36

Просмотров работы: 1479