ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономическая и политическая нестабильность, сложившая в России в последние десять, привела к значительному увеличению численности детей и подростков, оказавшихся в чрезвычайно трудных условиях. Значительное число среди них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В последние годы вошло понятие «социальное сиротство», означающее сиротство при живых родителях. Исследованием особенностей детей, воспитывающихся в интернатных учреждений, занимались многие зарубежные и отечественные исследователи такие известные ученые, как И. Лангмейер, З. Матейчик, Дж. Боулби, а также И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицина и др. Вместе с тем изучением развития самосознания и самоотношения подростков в условиях семьи и вне семьи занимались Е.Н. Андреева, О.А. Карабанова, Н.А. Николаева, И.Г. Чеснова и др. В связи с ростом численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, стала весьма актуально изучение личностных особенностей. На современном этапе развития психологической науки одной из наиболее актуальных является проблема развития «Я-концепции». Являясь "ядром личности", развитие «Я-концепции» оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия, как результат психического развития. Оно накладывает отпечаток на все жизненные проявления человека. Особенно это явно проявляется в подростковом возрасте. Становление Я-концепции в подростковом возрасте определяет развитие личности в целом. Особое значение приобретает эта проблема у детей, воспитывающихся вне семьи. Так данные статистики показывают, что значительный процент выпускников из детских домов оказывается дезадаптированными к самостоятельной жизни, а также у них явно выражены асоциальное поведение с высокой степенью агрессивности. По данным Г.Х. Багандовой в исследованиях Н.Н. Толстых, Т.И. Шульги, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Ш. Шахмановой и др. дети, проживающие в закрытых детских учреждениях, (в приютах, детских домах, школах-интернатах), имеют особенности психологического и личностного развития. Эти дети сложно адаптируются к условиям социума. Особенно остро эта проблема начинает, проявляться в старшем подростковом возрасте, так как именно этот период является наиболее сложным и важным в становлении личности [1].

По данным М.Ю. Кондратьева в исследованиях А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, Н.М. Неупокоевой, Т.Н. Юферевой и др. у детей воспитывающихся вне дома, встречается ряд трудностей в личностном развитии [2]. Автор считает, что для детей-сирот характерны негативизм, лень, иждивенчество, неуверенность в себе.

Одной из наименее изученных сторон личности детей-сирот, является их самосознание. Развитие личности воспитанников детского дома имеет ряд качественных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития и обусловлены условиями жизни в интернатных учреждениях. Особенно ярко проблемы выражены в подростковом возрасте, так как он является переломным в становлении личности ребенка. За время проживания в интернатном учреждении у детей-сирот формируется иждивенчество и привычка жить по указке, сложность в формировании всех аспектов самосознания, отсутствие активности и самостоятельности.

При изучении «Я-концепции» подростков-сирот и подростков из семьи в своих исследованиях А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых использовали метод свободных описаний. Применялись 10 категорий самоописания. Из результатов исследования видно, что категории - «Я среди людей» в субкатегории отношение к другим людям и умение общаться с другими, в обеих выборках выражены в одинаковой степени.Две субкатегории - оценка себя как друга и умение понимать других людей - значительно выражены у школьников и почти не представлены у воспитанников интерната.

Сравнивая категорию «Поведение» у подростков из школы и интерната, можно также отметить существенные отличия. Если для «образа Я» подростков, растущих в семье, наиболее характерно негативистское противопоставление собственного поведения нормативному, собственных предпочтений - требованиям взрослых, то для «образа Я» воспитанников интерната важными оказываются другие стороны поведения - умение ловко приспособиться к ситуации. Таким образом, если утверждение собственного «Я» у подростков из семьи происходит через противопоставление себя ситуации, то у подростков из интерната - через приспособление к ситуации.

Заметные различия между подростками из семьи и воспитанниками из интерната отмечаются в категории «Самооценка», где были выделены две темы: отношение к себе и личностные качества. По теме «Отношение к себе» высказывания были разделены на четыре субкатегории: 1) принятие или непринятие себя; 2) общая самооценка; 3) оценка своего характера; 4) сравнение себя с другими. Достоверные различия между школой и интернатом отмечаются по всем четырем субкатегориям. Для подростков из интерната отношение к себе сводится к общей самооценке и (в меньшей степени) к сравнению себя с другими. Подросткам из семьи общая самооценка менее значима и интересна, им гораздо важнее оценка своего характера, сравнение себя с другими и некоторое общее принятие или непринятие себя. При сравнении самооценок подростков обращает на себя внимание то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и они относятся к своей личности в целом негативно. У подростков из семьи отношение к себе положительное, а самооценка носит весьма сложный характер, даже если он низко оценивает отдельные свои качества, успехи, не перестает любит себя. Из сравнительного анализа по теме «Качества личности», А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых делают вывод, что воспитанники интерната, описывая себя, указывают преимущественно на свои нравственные качества (добрый, трудолюбивый, врун, грубый), а учащиеся массовой школы – на эмоционально-волевые (сдержанный, организованный, упорный, безвольный). Подростки из интерната приписывают себе значимо больше отрицательных нравственных качеств [4]. Подростки-сироты не видят себя членами семьи, хотя у многих из них есть один из родителей (мама или папа, есть братья и сестры). У них очень развито «чувство - Мы». У большинства занижена самооценка. Ориентация в самооценке на мнение других.

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых выделяют следующие особенности в «Я-концепции» подростка-сироты:

- отсутствует субъективная фиксация определенных аспектов своей мотивации;

- низкая самооценка; повторяет оценки, которые он постоянно слышит от учителей и воспитателей;

- низкий уровень стремления к самореализации; зависимость от мнения окружающих;

- признание необходимости внешнего контроля [4].

Можно утверждать, что самооценка и характер общения со взрослым взаимосвязаны. Именно общение влияет на зарождение общей и конкретной самооценки у детей из детского дома. Воспитанники детских домов не уверены в себе, у них заниженное представление о себе.

По мнению В.С. Мухиной самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности. В условиях депривации развивающейся личности в детском доме чаще всего формируется личность без ответственного отношения к собственному времени жизни. Эмоциональное неблагополучие, тревогу по поводу прошлого, настоящего и будущего у воспитанников детского дома имеют типичную представленность в их сознании [3].

Чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. И.А. Фурманов в своей работе отметил, что, если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, то обстоятельства ребенка подавляют, его ожидания, относительно будущего пессимистичны, чувствует себя слабее других, нелюбимым. В результате у него развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе становится устойчивой характеристикой воспитанников детского дома [5].

Для изучения одной из наименее изученных сторон личности детей-сирот, нами было проведено исследование Я-концепции подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи. Для исследования Я-концепции подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, использовалась методика Дембо-Рубинштейн

(модификация А.М. Прихожан). С помощью этой методики выявляли уровень самооценки и самокритичности.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, обнаруживаются качественные отличия в развитии всех аспектов Я (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка). Специфические особенности самосознания состоят в том, что воспитанники интернатных учреждений, зачастую не знают и не принимают себя как личность.

У детей-сирот слабо сформировано чувство Я. Причина этого кроется в том, что эти дети крайне мало осведомлены о себе и своем прошлом. У них обычно бывают весьма туманные представления о собственной семье.

Таким образом, как показал теоретический анализ проблемы личностных особенностей подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в условиях семьи, и проведенное эмпирическое исследование показал значительные различия между ними. У большинства воспитанников из школы-интерната отмечается негативная «Я-концепция», низкая самооценка, тогда как у подростков, воспитывающися в условиях семьи преобладает позитивная «Я-концепция» и высокая самооценка.

Литература:

1. Багандова Г.Х. Каузальная атрибуция достижений подростков, воспитывающихся в условиях вне семьи: Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2011.

2. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005.-304с.

3. Мухина В.С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия /Ред.сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.

4. Прихожан А.М. Психология сиротства/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 416с.

5. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В.Фурманова.–М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Просмотров работы: 2386