ОЦЕНКА ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕЧОРСКОГО ЛПХ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕЧОРСКОГО ЛПХ»

Терентьева О.А. 1
1Ухтинский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель зимнего содержания дорог – обеспечение безопасного движения автомобилей с заданными скоростями и нагрузками, защита дороги, зданий и сооружений на ней от неестественного физического износа. Эта цель достигается путем защиты и очистки дорог от снежных заносов, лавин, предотвращения образования и устранения возникающей ледяной корки на проезжей части, борьбы с наледями.

Гололед (гололедица – метеорологический термин) – обледенение проезжей части покрытия при понижении температуры после оттепели и осаждении атмосферной влаги на охлажденную поверхность покрытия. Характеризуется высокой скользкостью и снижением коэффициента сцепления, борьба с ним осуществляется системой мероприятий, включающих использование химических веществ, фрикционных материалов и механическое удаление ледяных слоев в сочетании между собой или раздельно.

График зимней россыпи (розлива) – план организации работ дорожного подразделения по борьбе с зимней скользкостью на закрепленных за ним участках дороги путем россыпи или розлива противогололедных материалов, смесей или жидких химических веществ.

Сгребание и подметание снега. Первоочередной задачей при снегопаде является своевременная расчистка дорог от снега, предупреждение его уплотнения и появления снежно-ледяных образований. Своевременное удаление снега с проезжей части улиц до его прикатывания движущимся транспортом является основным мероприятием зимней уборки. К технологии и организации работ предъявляются жесткие требования: полная очистка выпавшего снега должна быть произведена до его уплотнения транспортом и пешеходами. Снег начинают убирать с начала снегопада, сгребая его плужно-щеточными снегоочистителями. В колонне должно быть столько машин, чтобы за один проход подмести всю полосу движения от оси до тротуара.

На улицах с двусторонним движением снег сдвигают, как правило, в правую сторону с таким расчетом, чтобы снегоочистители шли в общем потоке транспорта и вал укладывался вдоль, тротуара.

Ширина убираемой полосы проезжей части обычно во много раз превышает ширину захвата плужно-щеточного снегоочистителя. При уборке широкой полосы дороги одной машиной образовавшийся после первого прохода вал снега препятствует движению, разрушается и прикатывается тяжелыми машинами, поэтому при последующем проходе снегоочистителя нужно захватывать часть ранее очищенной полосы, что снижает производительность машины. В связи с этим широкие проезды целесообразно очищать от снега за один проход колонной снегоочистителей. Первый снегоочиститель движется в левом крайнем ряду у оси проезда. Следующая машина идет за первой на расстоянии 15-20 м, очищая соседнюю полосу и сдвигая вправо вал снега, образованный первым снегоочистителем. Так как второй снегоочиститель встречает все большее сопротивление от постепенно увеличивающегося вала снега, каждая последующая машина должна двигаться, перекрывая очищенную ранее полосу для обеспечения качественной снегоочистки. Ширина перекрываемой полосы зависит от типа снегоочистителя. Для снегоочистителя на шасси ЗИЛ-130, идущего вторым, ширина перекрытия составляет 0,25 м, третьим – 0,35-0,4 м и т.д. Таким образом, при снегоочистке очень широких проездов крайняя правая машина должна двигаться с перекрытием, близким к ширине захвата снегоочистителя.

На улицах с односторонним движением вал можно располагать вдоль левого лотка, при этом подметание в левую сторону обеспечивается соответствующей установкой щетки и плуга на снегоочистительной машине. Эта же машина может быть использована и при создании снежного вала на середине двустороннего проезда, подметание в этом случае начинают от тротуара. На улицах с разделительной полосой колонна снегоуборочных машин может одновременно создавать правые (у тротуаров) и левые – (у разделительной полосы) валы.

На выбор места расположения снежного вала оказывает влияние, и метод удаления снега с проезжей части. Примером может служить улица, расположенная вдоль реки, снег с которой удаляют путем его перекидки ротором в реку.

При интенсивности снегопада не более 3 мм/ч периодичность работы снегоочистителей, предусмотренная технологическими рекомендациями, обеспечивает постоянную нагрузку на машины независимо от интенсивности снегопада. В этом случае снегоочистители сгребают и сметают снег со скоростью 12-18 км/ч. Если интенсивность снегопада более 3 мм/ч, то продолжительность работы снегоочистителя сокращается в два раза, и он работает со скоростью около 25 км/ч. Если после окончания первого цикла работ снегопад продолжается, последующие циклы повторяют необходимое число раз. По окончании снегопада производят завершающее подметание дорожного покрытия.

Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами. При получении сводки о возможном гололеде дорожное покрытие немедленно обрабатывают химическими веществами по норме 15-20 г/м2. В случае если гололед уже возник, применяют пассивные методы. Дорожное покрытие в кратчайшие сроки следует обработать пескосоляной смесью по норме 150-300 г/м2. На участках с большими продольными уклонами, на кривых, подъездах и пересечениях дорог и во всех других местах, где по условиям движения часто возникает необходимость экстренного торможения, нормы .распределения увеличивают.

Обработку дорог при профилактическом методе борьбы с гололедом следует начинать с улиц с наименьшей интенсивностью движения, т.е. II и III категорий, а заканчивать на улицах I категории. Такая последовательность работ способствует сохранению реагентов на поверхности дорожного покрытия.

Обработку же дорог, покрытых гололедной пленкой, необходимо начинать с улиц I категории, а затем обрабатывать улицы II и III категорий. Одновременно с обработкой улиц 1 категории производят выборочную обработку участков с большими уклонами, перекрестков, подъездов к мостам и т.п.

Для ускорения работ по борьбе с гололедом обработку дорог следует производить только в полосе движения, составляющей 60-70% ширины проезжей части улицы. Если гололедные пленки сохраняются, то через 2-3 ч необходимо повторить обработку покрытий пескосоляной смесью. Наиболее опасные участки обрабатывают выборочно через каждый час после первой посыпки.

Проезжую часть искусственных сооружений следует обрабатывать в первую очередь и с особой тщательностью, так как гололед на их покрытиях образуется раньше, чем на покрытиях городских дорог. Отдельные скользкие участки, образовавшиеся на покрытиях искусственных сооружений (имеющих на основном протяжении удовлетворительную для движения поверхность покрытия), должны подвергаться немедленной выборочной обработке.

Вывоз снега и скола. Снег и скол, собранный в валы и кучи, необходимо своевременно удалять с городских дорог, так как наличие валов сокращает пропускную способность улиц и способствует возникновению снежно-ледяных образований при колебаниях температуры воздуха.

Наиболее распространенным методом удаления снега является вывоз его автотранспортом на специально организованные снежные свалки. Этот метод самый дорогой, особенно в случаях значительного расстояния до снегосвалок. Однако применение других методов весьма ограниченно.

Складирование же снега на проезжей части у тротуара применяется в основном на второстепенных улицах с малой интенсивностью движения, где нет маршрутов городского транспорта.

Переброска снега и скола на свободные площади. Применение роторных снегоочистителей наиболее эффективно при погрузке снега из больших валов (после сильного снегопада), а также из слежавшихся или смерзшихся валов. Фреза или шнеки питателя роторного снегоочистителя обеспечивают измельчение такого снега и его непрерывную погрузку. При погрузке снега в самосвал роторным снегопогрузчиком выходной патрубок оборудуют специальными направляющими. В этом случае снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом передним ходом в направлении движения потока транспорта, что обеспечивает подход порожних автомобилей без маневрирования и ускоряет процесс погрузки. Однако грузить роторным снегоочистителем можно ночью или днем только на широких улицах, так как движущиеся параллельно машина и снегоочиститель занимают по ширине много места.

Снег перекидывают роторными снегоочистителями на набережных рек, проездах, имеющих незастроенные территории, причем в реки разрешается перекидывать только свежевыпавший снег, не содержащий Хлориды. Перекидка снега допускается в такие реки, весенние паводки на которых обеспечивают вынос загрязнений, на что должно быть получено разрешение санитарной и речной бассейновой инспекций.

Профилирование снежного вала. Если после снегоочистки образуются валы снега шириной более 2,5 м, то производят работы по формированию валов снега, например с помощью автогрейдера. При формировании образуются такие валы снега, которые соответствуют ширине захвата снегопогрузочных машин.

Существуют следующие схемы зимнего содержания территориальных автомобильных дорог:

  • Вариант А – традиционная схема содержания автомобильных дорог с ликвидацией зимней скользкости. Данная схема характеризуется полным удалением снежно – ледяного наката с дорожного покрытия путем патрульной снегоочистки и распределения твердых химических реагентов и их смесей.

  • Вариант Б – формирование снежно-ледяного наката на проезжей части.

  • Вариант В – повышение сцепления колес с дорожным покрытием

Если при содержании дорог общего пользования нормативные документы регламентируют только вариант А, то на территориальных дорога, к которым можно отнести лесовозные, появляется возможность использовать иные схемы. Обосновать предлагаемые варианты возможно только с точки зрения затрат на их осуществление.

Предприятие «Печорский ЛПХ» находится в Троицке-Печорске, который в свою очередь находится в II дорожно-климатической подзоне, где высота снежного покрова составляет от 145 до 165 см. Основными работами зимнего содержания автомобильных дорог являются очистка от снега и ликвидация зимней скользкости.

Предприятие «Печорский ЛПХ» использует две схемы зимнего содержания – варианты А и В. Затраты для этих вариантов (1 км) представлены в таблице.

Таблица

Затраты на зимнее содержание дорог предприятия «Печорский ЛПХ»

Показатели

Варианты зимнего содержания

А

В

тыс. руб.

тыс. руб

Материалы

2500,0

400,5

Эксплуатация машин

650,0

150,0

Заработная плата

250,0

50,0

Итого, прямые расходы

3400

600,5

Как видно из данных, наибольший удельный вес для этих вариантов приходится на расходные реагенты. К ним относятся пескоструйная и песчано-солевая смеси.

Если использовать схему варианта Б, где не используют реагенты, то можно прийти к наименьшим затратам при содержании дороги.

Просмотров работы: 976