СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДЫ (ОВОС) В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДЫ (ОВОС) В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Мошкалова Д.В. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одним из важнейших принципов экологического права в РФ является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности. Экологическая оценка нацелена на то, чтобы предотвратить и выявить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии ее планирования [1].

Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) является составным звеном в системе экологической оценки (ЭО) у нас в стране и за рубежом, но подходы к проведению процедуры совершенно разные.

Цель исследования: дать сравнительную характеристику проведения ОВОС в России и странах Европы.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий [2]. Перед началом реализации проекта необходимо пройти все этапы ОВОС и получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Закрепление ОВОС в России началось не законодательным путем, а через нормативные акты органов государственного управления, регулирующих подготовку проектно-сметной документации. Это привело к тому, что этапы проведения ОВОС у нас и в странах Европы на сегодняшний день имеют свои организационные отличия.

На основе анализа нормативно-правовых актов и материалов программы «Гармонизации экологических стандартов II» были выделены следующие отличия в проведении процедуры ОВОС в России и странах Европы (табл. 1).

Главным отличием процедуры ОВОС в странах Евросоюза является наличие этапа скрининга, который закреплен в Директиве 85/337. Объекты, для которых ОВОС обязательна, указаны в Дополнениях к Директиве, но каждая страна может вносить в этот список и другие проекты при разработке своего законодательства. Некоторые эксперты считают, что введение у нас процедуры скрининга законодательным путем поможет избежать многих затруднений при проведении ОВОС, таких как избыточные административные требования к инициатору деятельности, а также поможет структурировать и более полно классифицировать список объектов оценки.

Таблица 1

Отличия процедуры ОВОС в РФ и странах Европы

Показатели оценки

Страны Европы

Российская Федерация

Этап скрининга (определяет необходимость ОВОС для определенного проекта)

обязателен для проведения

отсутствует

Определение масштабов оценки

в некоторых странах необязательно

отсутствует

Объекты оценки

закреплены в Дополнении I и II Директивы 85/337 ЕС. Члены стран участников ЕС могут определять, какие проекты будут предметом оценки

закреплены в ФЗ

«Об экологической

экспертизе»

Проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)

одноступенчатость экологической оценки (положительное решение по EIA является разрешением к реализации проекта; экспертиза экологической информации на начальных этапах процедуры)

многоступенчатость экологической оценки (материалы ОВОС предоставляются в окончательном виде на ГЭЭ)

Нормативно-правовая база

международные правовые акты, Директивы ЕС (85/337 и 97/11), региональные акты и положения стран-участниц

международные правовые акты, ФЗ «Об охране окружающей среды», Положение о проведении ОВОС 2000 г, ведомственные правовые акты

Другое отличие состоит в проведении государственной экологической экспертизы. В РФ ОВОС и государственная экологическая экспертиза закрепились как две последовательные процедуры экологической оценки, в то время как в странах Европы – это единый процесс, нацеленный на выявление недостатков проекта планируемой хозяйственной деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Процедура оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности в странах Европы и РФ имеет существенные различия и свои особенности проведения (отсутствие этапа скрининга у нас в стране и проведение государственной экологической экспертизы после результатов оценки воздействия).

  2. Эти различия можно объяснить тем, что еще в период СССР утверждение процедуры началось через нормативную документацию, регулирующую уже проектную стадию (не учитывался анализ намерений и послепроектный мониторинг), в то время как в странах Европы введение ОВОС начиналось через утверждение законодательных актов.

Список использованной литературы:

  1. Экологическая экспертиза [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.М. Питулько. – М.: Академия, 2004. – C. 3.

  2. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации [Текст] : Приказ Госкомэкологии РФ № 372 от 16.05.2000 г.

Просмотров работы: 2966