ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Голубева А.В. 1, Александрова Е.Ю. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Наличие определенной системы ценностей личности выступает важным психологическим условием для личного и профессионального самоопределения обучающихся. Ключевые ценностные ориентиры личности формируются на основе высших социальных потребностей, обнаруживая свою реализацию в общесоциальных и культурных условиях деятельности.

Актуальность исследования заключается в уникальности сложившейся для молодежи социальной ситуации развития: прежние ориентиры и ценности общества уже утратили свою значимость, а новые еще не сложились. В этом случае молодые люди получают шанс сделать самостоятельный выбор тех нравственных, политических, социальных и духовных ценностей, на основе которых она начнет строить свое будущее и будущее всего общества.

Развитие современного российского общества связано с процессами гуманизации и демократии, что создает условия для качественного улучшения жизни человека не только в материальном отношении, но и в улучшении его духовного мироощущения, нравственного возрождения – процессов, касающихся формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения.

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют ценностные ориентации подрастающего поколения. Это требует научного осмысления, необходимого для учета новых реалий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема формирования ценностных ориентаций современных подростков и молодежи становится одной из приоритетных в современных психолого-педагогических исследованиях.

Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также в исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика и др.

Современный этап развития общества, происходящие изменения в мировом сообществе требуют расширения и углубления исследований особенностей ценностных ориентаций подрастающего поколения, так как подобное изучение и осмысление необходимо для решения проблем, возникающих в нашей стране.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость формирования личной безопасности в системе ценностных ориентаций современной молодежи 11-15 лет.

Объект исследования: ценностные ориентации учащейся молодёжи г. Мурманска в возрасте 11-15 лет.

Предмет исследования: формирование личной безопасности в системе ценностных ориентиров обучающихся ДЮСШ №16 г. Мурманска.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему формирования ценностных ориентаций современной молодёжи на основе анализа научно-методической литературы.

2. Раскрыть особенности системы ценностных ориентаций современной молодёжи.

3. Определить место личной безопасности в аксиосфере обучающихся ДЮСШ №16 г. Мурманска.

4. Экспериментальным путем определить возможности для формирования личной безопасности в системе ценностных ориентаций современной молодежи 11-15 лет.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; социологические методы (анкетирование); математико-статистический анализ полученных результатов.

База исследования: МБОУ ДОД ДЮСШ №16 г. Мурманска.

Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотивационных механизмов человеческой жизнедеятельности, как и у любых других живых существ [5]. Эволюция человеческой истории выявила ряд закономерностей, характеризующих функцию безопасности [1]:

  • социальный прогресс не устраняет и не отменяет опасности существованию личности, общества, государства;

  • рост могущества людей над природой сопровождается и увеличением масштаба угроз человечеству;

  • по мере дифференциации общества и усложнения его организации расширяется и спектр социальных опасностей;

  • социальные угрозы не являются неизменными и модифицируются вместе с развитием общества;

  • системы безопасности являются неотъемлемым атрибутом сложных социальных систем и организаций;

  • недооценка или игнорирование проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но, в конечном счете, неизбежно ведет к падению жизнеспособности (конкурентоспособности) и даже гибели соответствующих ее элементов (субъектов).

Личная безопасность как ценность также взаимосвязана с представлением о таком климате межличностных отношений, при котором в полной мере могут реализовываться и другие ценности: открытость, исследовательское отношение к реальности и взаимопомощь. Если степень угрозы для индивида минимальна, он без страха и с чувством ответственности может идти на рискованные поступки. При этом совершение ошибки не влечет за собой устрашающих последствий, и благодаря этому создается возможность учиться на собственных ошибках.

Отметим, что появление ценности личной безопасности в структуре общей системы ценностей личности производно от базовых индивидуальных и групповых потребностей. В сознании человека обычно формируется обобщенный тип ценности безопасность: параллельно для группового уровня (коллективная безопасность) и для индивидуального уровня (личная безопасность). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе способствует развитию следующих компонентов сознания личности школьника: 1) когнитивный компонент (формированию знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровье и ЗОЖ; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства); 2) личностный компонент (воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни); 3) деятельностный компонент (овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим).

При этом важное место в когнитивной, личностной и деятельностной составляющей приобретает формирование знаний, ценностных ориентаций, умений в области личной безопасности. Мотивационной целью безопасности является безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.

В рамках констатирующего эксперимента в соответствии с поставленной целью исследования нами было проведено анкетирование обучающихся МБОУ ДОД ДЮСШ №16 г. Мурманска от 11 до 15 лет в количестве 50 человек – 17 девочек (34%) и 33 мальчика (66%).

Для составления анкет нами были использованные следующие методики: методика М. Рокича (шкала инструментальных и терминальных ценностей); адаптированная экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отношения к явлениям и процессам «Доминанта» С.Д. Дерябо, базирующаяся на классификации отношений личности, разработанной А.Ф. Лазурским [3]; подход к оценке сформированности основных компонентов ценностных ориентиров И.Д. Зверева (когнитивный, личностный и деятельностный компоненты) [4].

Экспериментальная работа базировалась на определении уровня сформированности трех основных компонентов сознания личности (подход И.Д. Зверева): знаний (интеллектуальный/когнитивный компонент), мотивов, ценностей и отношений (эмоциональный/личностный компонент), опыта деятельности (поступочный/компонент внутренней готовности).

Когнитивная составляющая фиксировалась при помощи вопросов анкеты, выявляющих знание обучающимися того или иного материала («что это?», «дайте определение?», «назовите»); эмотивная – с использованием ряда оценочных суждений, которые позволяют выяснить отношение человека к ценности («как вы относитесь?», «что бы вы выбрали?», «правильно ли это?»); поведенческий компонент – при помощи ситуаций, воспроизводящих факты реального действия («как бы вы поступили?», «что нужно сделать?», «способны ли вы?»).

Для сбора первичных данных использовался письменный анкетный опрос, достоверность и объективность которого достигалась с помощью усреднения разнообразных мнений и увеличения объема выборки. В анкету были включены следующие вопросы, ориентированные на оценку сформированности интеллектуального, личностного и поступочного компонентов:

  • Что на Ваш взгляд, в окружающей среде представляет опасность для человека?

  • Вы заходите в свой подъезд, слышите громкие крики, смех, шум и понимаете, что этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. Как вы поступите (подчеркните ответ).

  • Испытываете ли Вы ощущение дискомфорта и неуверенность в завтрашнем дне в связи с тем, что в мире в любой момент может произойти катастрофа или стараетесь не задумываться об этом?

  • Что Вы лично готовы сделать, чтобы обезопасить жизнь на земле? От чего готовы отказаться и чем пожертвовать, чтобы улучшить обстановку в мире?

  • С чем Вы связываете свои жизненные идеалы и устремления?

  • Что Вы знаете о безопасности жизнедеятельности? (дайте определение БЖД). Попытайтесь двумя-тремя предложениями отразить роль БЖД в современном мире.

  • Какие знания Вы получили по предмету БЖД в учебном заведении (школе)?

  • Хотели ли бы Вы в дальнейшем связать свою профессию (жизнь) с безопасностью, охраной? Объясните свой ответ.

Также в анкету вошли задания, направленные на оценку сформированности ценностных ориентаций личности, предполагающие ранжирование ценностей.

Констатирующий этап исследования позволил сформулировать следующие выводы:

  1. В системе ценностных ориентиров личная безопасность не занимает лидирующих позиций, обучающие зачастую выбирают материальные ценности, досуг, при этом важное место отводится здоровому образу жизни.

  2. Анализ результатов опроса свидетельствует, что обучающиеся затрудняются дать ответы на вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности, что позволяет говорить о слабой сформированности когнитивного компонента ценностной системы подростков.

  3. Поступочный компонент и компонент внутренней готовности находятся на среднем уровне. Обучающиеся осознают необходимость безопасного поведения, но при этом затрудняются выразить свои рекомендации и предложить пути решения проблемы.

Для организации формирующего эксперимента был разработан комплект ситуационных заданий, нацеленный на формирование целевого ориентира на личную безопасность, отобрана контрольная (25 чел.) и экспериментальная (25 чел.) группы.

Для определения эффективности проделанной работы, нами был использовании тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Проверка достоверности результатов эксперимента осуществлялась с использованием G-критерия.

В контрольном эксперименте результат респондентов улучшился: личная безопасность вошла в число «ценностей-лидеров», в числе которых также оказались: здоровье (40%), семья стала занимать второе место (20%), общение с друзьями – на третьем месте (18%), материальный достаток (12%) несколько снизил свою позицию. При этом 80% испытуемых отмечают неуверенность в завтрашнем дне, 20% испытуемых не задумываются об этом.

По итогам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Ценности образуют основу сознания личности, влияют на ее мировоззрение и идеологию, обеспечивают устойчивость личности в изменяющихся социальных и политических условиях, регулируют мотивацию поведения и деятельности человека. Ценностные ориентации, являясь относительно устойчивым новообразованием в психологической структуре личности, подвержены процессам изменения, в которых движущей силой их развития выступают потребности человека. Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, возникает стремление ощутить себя и стать взрослым, возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении.

2. Функционирует немало различных моделей самореализации молодежи: для многих молодых людей основными ценностями являются: «поиск себя в этой жизни», «оставаться человеком», «материальное обеспечение» и т.д. Современная молодежь задумывается и о материальном благосостоянии, и о духовных ценностях в противовес своим предшественникам, которые в меньшей степени ощущали материальные трудности, но и меньше думали о смысле жизни, который в значительной степени был определен. При этом на современном этапе развития общества возрастает ценность личностной свободы, которая обеспечивает человеку свободный выбор, который, правда, не всегда является системно-образовательным компонентом позитивных, общественно принимаемых моделей жизненной ориентации. В условиях, когда она становится для человека свободой от любых ограничений, это может привести к формированию асоциальных моделей социализации.

3. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует освоению знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитанию ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; развитию черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни; овладению умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Система методологических принципов педагогической коррекции отношения человека к личной безопасности должна включать как принципы организации стимулов, так и принципы организации деятельности. При этом необходимо учитывать три аспекта: 1) задействовать все каналы развития субъективного отношения; 2) стимулировать действие соответствующих механизмов; 3) строить педагогический процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями.

4. В ходе экспериментального исследования показано, что в структуре ценностных ориентиров обучающихся личная безопасность не занимает лидирующих позиций, школьники зачастую затрудняются дать определение (знаниевый компонент), выразить свою позицию (компонент внутренней готовности личности), предложить пути решения проблем (деятельностный компонент). Большинство ответов школьников отличает свернутость формулировок,излишняя краткость. Это позволяет говорить о том, что личная безопасность в системе ценностных ориентаций испытуемых сформирована как ценность не в полной мере.

5. Результаты контрольного эксперимента свидетельствует о том, что 48% (12 чел.) обучающихся изменили свое отношение к личной безопасности: в ходе анкетного опроса продемонстрировано понимание вопросов, связанных с личной безопасностью. При этом говорить о сформированности личной безопасности в системе ценностей испытуемых в полной мере также невозможно в связи с тем, что процесс формирования ценностных ориентаций и мотивов является долговременным и системным.

Список использованной литературы

  1. Безопасность как социальное явление [Электронный ресурс] // Журнал «Право и безопасность». – 2004. – №4 (13, декабрь). – Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_10_5.htm, свободный.

  2. Васина, Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте [Текст] / Е.А. Васина. – М.: Мысль, 2005. – С. 65.

  3. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

  4. Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе [Текст] / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

  5. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб: Питер, 2002. – 3-е изд. – 478 с.

  6. Примерная программа основного общего образования по ОБЖ // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/, свободный.

  7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ. Базовый уровень // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/, свободный.

Просмотров работы: 2325