ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Сидельцева Х.Е. 1
1Томский политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Создание систем результативного управления предприятиями является одной из важнейших проблем стоящих перед современными менеджерами.

Любая модель системы менеджмента предприятия включает в себя процессы планирования и анализа, что и демонстрирует цикл PDCA Шухарта-Деминга (рис.1). Как известно, процесс планирования предшествует выполнению всех иных управленческих функции, так как он призван формулировать цели и задачи предприятия, пути, средства, а также методы их достижения. Планирование с акцентом на удовлетворение требованиям потребителей является одним из основных аспектов системы менеджмента, предлагаемой в стандарте ГОСТ ISO 9001-2011. Для достижения запланированных целей необходимо проводить мониторинг ключевых показателей процессов, который может быть реализован на основе системы сбалансированных показателей (ССП).

Рис. 1 Цикл PDCA

В настоящее время каждое современное предприятие использует систему сбалансированных показателей для оценки результативности его функционирования. ССП была описана в начале 1990-х годов американскими учеными Р. Капланом и П. Нортоном, но большинство предприятий в тот период отказались от ее использования, так как считали ССП разновидностью TQM, EVA или BPR, а сейчас ССП и ее элементы используется повсеместно [3]. По мнению Нортона и Каплана, ССП предоставляет менеджеру инструмент для получения желаемых результатов в сложных условиях конкуренции.

Таким образом, ССП является методом реализации стратегии организации.

По мнению экспертов, система сбалансированных показателей может стать сбалансированной структурирующей основой для всех подсистем управления, и переориентации их на стратегию[2].

Рассмотрим на примере мебельной фабрики «Витра» интеграцию ССП в систему управления предприятием.

В общем виде все подсистемы управления взаимодействуют с ССП по следующим каналам:

  • каждая из подсистем вносит свой вклад в реализацию стратегии;

  • каждая из подсистем управления должна быть адаптирована (выровнена) под внедряемую стратегию;

  • каждая из подсистем управления может служить источником информации для ССП (в том числе и для других подсистем).

В представленной ниже таблице 1, проанализировано взаимодействие некоторых подсистем управления МФ «Витра» с ССП и СМК (на основе стандарта ГОСТ ISO 9001-2011) [1][4].

Таблица 1.

Подсистемы управления МФ «Витра»

СМК

(ГОСТ ISO 9001-2011)

ССП

п.

Примечание

+/-

Примечание

Управление персоналом

-мотивация

-внутреннее обучение

- экзамены

- механизм самофункцион-ия

6.2.1, 6.2.2

присутствует в полной мере, описаны общие требования

+

ССП позволяет с помощью показателей деятельности персонала повысить мотивацию, создавать прозрачные требования

Система оперативного контролинга

- СКТ

- внутренние аудиты

- корпоративный Тайм-менеджмент

- экспертизы

5.6, 8.2.2, 8.2.3,

8.4

описаны внутренние аудиты, мониторинг и измерение

+

ССП позволяет измерить результаты работы подрездлений, выявить узкие места

Управление документацией

-документооборот

-организация сетевых ресурсов обмена информацией

4.2.3, 5.5.3

присутствует в полной мере требования к документации

+

контроль док-ии осуществляется через показатели «ВнА «Оборот форм», «ВнА«Организация сетевых ресурсов»

Управление БП

- стратегическое планирование

- рацпредложения

- процессный подход

5.4

планирование на основе целей

+

трансформация стратегических целей в конкретные показатели для каждого БП

Итак, система сбалансированных показателей легко интегрируется в систему менеджмента предприятия, как видно из таблицы, а также может дополнять СМК (ГОСТ ISO 9001-2011). Интегрируя ССП с систему менеджмента предприятия, руководителям предоставляется возможность облегчения взаимодействия между подразделениями на всех организационных уровнях, преобразования огромного потока данных в доступную для понимания информацию, а также ССП дает понимание стратегических целей всем участникам производственного процесса и позволяет предупредить возникновение критических ситуаций. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что система сбалансированных показателей – это инструмент измерения результативности деятельности всего предприятия, основанный на стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса.

Список информационных источников:

  1. ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества.Требования. – М.:Стандартинформ, 2012 – 36с.

  2. Гершун А., Горский М. Технология сбалансированного управления. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005 – 541с.

  3. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные./ Пер.сангл. – М.:ЗАО «Олимп-бизнес», 2005 – 512с.

  4. Мебельная фабрика «Витра» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vitra-mebel.ru/ , свободный. – загл. с экрана 21.09.14.

Просмотров работы: 1275