Создание систем результативного управления предприятиями является одной из важнейших проблем стоящих перед современными менеджерами.
Любая модель системы менеджмента предприятия включает в себя процессы планирования и анализа, что и демонстрирует цикл PDCA Шухарта-Деминга (рис.1). Как известно, процесс планирования предшествует выполнению всех иных управленческих функции, так как он призван формулировать цели и задачи предприятия, пути, средства, а также методы их достижения. Планирование с акцентом на удовлетворение требованиям потребителей является одним из основных аспектов системы менеджмента, предлагаемой в стандарте ГОСТ ISO 9001-2011. Для достижения запланированных целей необходимо проводить мониторинг ключевых показателей процессов, который может быть реализован на основе системы сбалансированных показателей (ССП).
Рис. 1 Цикл PDCA
В настоящее время каждое современное предприятие использует систему сбалансированных показателей для оценки результативности его функционирования. ССП была описана в начале 1990-х годов американскими учеными Р. Капланом и П. Нортоном, но большинство предприятий в тот период отказались от ее использования, так как считали ССП разновидностью TQM, EVA или BPR, а сейчас ССП и ее элементы используется повсеместно [3]. По мнению Нортона и Каплана, ССП предоставляет менеджеру инструмент для получения желаемых результатов в сложных условиях конкуренции.
Таким образом, ССП является методом реализации стратегии организации.
По мнению экспертов, система сбалансированных показателей может стать сбалансированной структурирующей основой для всех подсистем управления, и переориентации их на стратегию[2].
Рассмотрим на примере мебельной фабрики «Витра» интеграцию ССП в систему управления предприятием.
В общем виде все подсистемы управления взаимодействуют с ССП по следующим каналам:
каждая из подсистем вносит свой вклад в реализацию стратегии;
каждая из подсистем управления должна быть адаптирована (выровнена) под внедряемую стратегию;
каждая из подсистем управления может служить источником информации для ССП (в том числе и для других подсистем).
В представленной ниже таблице 1, проанализировано взаимодействие некоторых подсистем управления МФ «Витра» с ССП и СМК (на основе стандарта ГОСТ ISO 9001-2011) [1][4].
Таблица 1.
Подсистемы управления МФ «Витра» |
СМК (ГОСТ ISO 9001-2011) |
ССП |
||
п. |
Примечание |
+/- |
Примечание |
|
Управление персоналом -мотивация -внутреннее обучение - экзамены - механизм самофункцион-ия |
6.2.1, 6.2.2 |
присутствует в полной мере, описаны общие требования |
+ |
ССП позволяет с помощью показателей деятельности персонала повысить мотивацию, создавать прозрачные требования |
Система оперативного контролинга - СКТ - внутренние аудиты - корпоративный Тайм-менеджмент - экспертизы |
5.6, 8.2.2, 8.2.3, 8.4 |
описаны внутренние аудиты, мониторинг и измерение |
+ |
ССП позволяет измерить результаты работы подрездлений, выявить узкие места |
Управление документацией -документооборот -организация сетевых ресурсов обмена информацией |
4.2.3, 5.5.3 |
присутствует в полной мере требования к документации |
+ |
контроль док-ии осуществляется через показатели «ВнА «Оборот форм», «ВнА«Организация сетевых ресурсов» |
Управление БП - стратегическое планирование - рацпредложения - процессный подход |
5.4 |
планирование на основе целей |
+ |
трансформация стратегических целей в конкретные показатели для каждого БП |
Итак, система сбалансированных показателей легко интегрируется в систему менеджмента предприятия, как видно из таблицы, а также может дополнять СМК (ГОСТ ISO 9001-2011). Интегрируя ССП с систему менеджмента предприятия, руководителям предоставляется возможность облегчения взаимодействия между подразделениями на всех организационных уровнях, преобразования огромного потока данных в доступную для понимания информацию, а также ССП дает понимание стратегических целей всем участникам производственного процесса и позволяет предупредить возникновение критических ситуаций. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что система сбалансированных показателей – это инструмент измерения результативности деятельности всего предприятия, основанный на стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса.
Список информационных источников:
ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества.Требования. – М.:Стандартинформ, 2012 – 36с.
Гершун А., Горский М. Технология сбалансированного управления. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005 – 541с.
Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные./ Пер.сангл. – М.:ЗАО «Олимп-бизнес», 2005 – 512с.
Мебельная фабрика «Витра» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vitra-mebel.ru/ , свободный. – загл. с экрана 21.09.14.