Не секрет, что воздействия человека на окружающую среду усиливаются не в лучшую сторону, а изменения, происходящие в биосфере, вполне могут привести к экологической катастрофе. В связи нынешней ситуацией крайне важную роль приобретают экологические знания и применение их на практике.
Экологическое образование ставит новые проблемы перед административно-управленческим и профессорско-преподавательским составом вузов, так как требует новых подходов к оценке эффективности обучения, формированию личности, способной в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни и применять экологические знания на деле [1].
Поэтому, в условиях реформы высшего профессионального образования федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) и образовательные программы третьего поколения строятся на оценке конечных результатов обучения, то есть на сформированной компетентности [2]. Компетентность обладает интегрированной природой: она является совокупностью знаний, умений и навыков в отношении реальных объектов и процессов, характеризуется готовностью и способностью их применять.
Экологическая компетентность- это владение специалистом системой знаний, взглядов, убеждений соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и направленное на осознание своей моральной ответственности за состоянием окружающей среды во всех видах профессиональной деятельности.
Формирование экологической компетенции предполагает переориентацию всей системы подготовки студентов в вузе на интересы и потребности общества, каждого субъекта обучения с учетом экологии окружающей среды жизнедеятельности.
Формирование экологической компетенции будущих специалистов взаимосвязано с профессиональными компетенциями в виде:
осознания социальной значимости своей профессии;
мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
способности использовать экологические знания и навыки для решения социальных и профессиональных задач;
в готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья людей.
Формирование этих компетенций и экологического осознания в целом, осуществляется путем решения студентами в процессе обучения ситуационных заданий, разрешения профессиональных ситуаций, профессиональных дискуссий, поиску экологических закономерностей в описываемых событиях, выполнению учебных и исследовательских проектов и прочего [3].
Базовой основой овладения человеком любой профессии является формируемая в процессе обучения в вузе экологическая компетентность. Экологическая компетентность выступает как способ переносить и применять общеучебные умения в новой социально- экологической ситуации.
Цели экологического образования в интересах сбалансированного развития были чётко сформулированы по аналогии с Концепцией государственных стандартов общего образования нового поколения в работах Равена Дж. и Хуторского А.В [4, 5].
Авторы выделяют следующие группы целей (планируемых результатов) экологического образования:
личностные, отражающие общекультурную направленность экологического образования;
предметные, отражающие фундаментальный характер предметных знаний, на которые опирается экологическое образование;
метапредметные (надпредметные), отражающие универсальный характер учебной деятельности.
Представим группы планируемых результатов в виде рисунка 1.
Личностные
Метапредметные
Предметные
1 блок
«Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты» (Личностные и Метапредметные)
2 блок
«Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ»
(Предметные)
Рисунок 1. Планируемые результаты экологического образования:
Из рисунка видно, что планируемые результаты состоят из двух блоков, каждый из которых характеризует цели (практические результаты) экологического образования.
Современный этап развития экологического образования на основе идей сбалансированного развития природы и общества отражает новый социальный заказ образованию: формировать у студентов способность проектировать свою жизнедеятельность с учётом её экономических, социальных и экологических последствий для состояния окружающей человека среды, здоровья людей и безопасности их жизнедеятельности.
Основные психолого-педагогические требования к результатам экологического образования могут быть представлены следующим рядом: грамотность – образованность – компетентность – культура. Психолого-педагогические требования к результатам экологического образования представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Психолого-педагогические требования к результатам экологического образования
Грамотность – это наличие соответствующих знаний, умений и навыков в какой-либо области, а также умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.
Образованность – это опыт творческого применения полученных знаний и умений, а также составляющая часть человеческой нравственности, то есть опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Компетентность – это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определённой области.
Культура – это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [6].
Экологическая компетентность имеет очень важный социокультурный смысл, который направлен на социализацию студента в условиях нарастания веса социально-экологических факторов. Успешность социализации зависит также от реализации гражданских прав и обязанностей человека, что определяется сформированностью у него экологических ценностей и смыслов жизни, готовности к самоограничению в потреблении благ.
Следует также помнить, что успешная социализация студентов напрямую зависит от состояния их здоровья, умения вести правильный и здоровый образ жизни (полный отказ от курения, алкоголя, наркотиков, активные занятия спортом и т.п.), обеспечивать свою безопасность к конкретной экологической ситуации.
Выработка вышеперечисленных умений – важный результат экологической компетентности. И наконец, успех социализации зависит от способности студентов применять полученные в процессе обучения знания, умения, опыт экологически ориентированного мышления и поведения в повседневных жизненных ситуациях, в условиях действия разнообразных экологических рисков.
Таким образом, формирование экологической компетентности студентов вуза представляет собой непрерывный процесс постепенного включения их в экологическую деятельность посредством приобретения опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, экологически значимых личностных качеств, таких как гуманность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности, на основе применения технологии активного обучения. Все это способствует приобретению знаний о природной среде как важнейшей ценности, о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с природой и умений творчески решать учебные экологические задачи.
Список использованных источников
1. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А.Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 342 с.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос» - Режим доступа: eidos. ru/journal/2006/0505.htm
3. Ткачева, Т.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций инженера: психолого-дидактическое обоснование: учеб. пособие / Т.М. Ткачева. - М., МАДИ. 2011. - 119 с.3
4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и др
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдос»- Режим доступа: eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
6. Захлебный, А.Н., Дзятковская, Е.Н. Развитие общего экологического образования в россии на современном этапе- Режим доступа: http://www.rus-stat.ru/stat/687POM2008_144-170_Zakhlebny.pdf.