МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ В ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ В ЭКОНОМИКЕ

Плехова Е.А. 1
1Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционное представление о малом бизнесе основано на том, что этот вид предпринимательской деятельности является незначительным, малоэффективным, нуждается в постоянной поддержке государства и скоро исчезнет в процессе глобализации экономики.

Малый бизнес - важнейший сектор экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, участвует в формировании бюджетов всех уровней. Кроме непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создаёт рабочие места и является источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц.

Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.

Рассмотрим основные плюсы и минусы малого бизнеса.

Плюсы:

  • Предприятием малого размера легче управлять и проще найти сотрудников для работы в компании.

  • Стартовый капитал и инвестиции являются незначительными.

  • Расходы коммерческого объединения являются небольшими, потребность в помещениях, как правило, минимальная. Риск потерять средства является незначительным.

  • Легче выбрать местоположение, т.к. производство можно без труда разместить в различных местах.

  • Работники в основном являются родственниками, друзьями, знакомыми или членами семьи, а значит, на них можно положиться. Руководитель компании знает их способности и навыки.

  • Возможность быстро реагировать на изменения на рынке и оперативно принимать управленческие решения.

Минусы:

  • Такие предприятия чувствительны к кризисным условиям, к условиям конкурентной борьбы, к перебоям в снабжении и к уходу с предприятия специалиста.

  • Объем резервов невелик или вообще отсутствует.

  • Отсутствие склада или высокая стоимость его аренды тормозят производство и выполнение заказов.

  • Зависимость от крупных клиентов.

  • Неожиданное увеличение одной части расходов приводит к тому, что цена продукта становится неконкурентоспособной. Приходится брать кредиты, что приводит к дополнительным сложностям.

  • Малое предприятие не всегда является эффективным.

  • Ограниченная свобода владельца.

  • Можно остаться без сбережений или в долгу у займодателя.

Основные проблемы предпринимательства: 1. Недостаток финансовых ресурсов.

Весьма значимой для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для расширения деятельности. По оценкам экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю.

2. Административные барьеры.

Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности - так называемые административные барьеры. Уровень налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчётности. Одной из значимых проблем бизнеса предприниматели по-прежнему отмечают уровень налогообложения, громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

3.Доступ к выполнению государственных заказов.Специфика государственных потребностей предполагает наличие нужд, которые могут быть удовлетворены лишь малыми предприятиями, так как для крупных компаний такие заказы часто не представляют значимого интереса. Для малого бизнеса работа по государственному заказу может оказаться наиболее приемлемым способом загрузки своих мощностей и поиска клиентов. 4. Проблема нежилых помещений для предприятий.Наиболее актуальной для бизнеса является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений.Именно этот фактор во многом сдерживает развитие инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности. 5. Проблема продвижения товаров и услуг на рынке.Многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке, испытывают трудности в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. 6. Потребность в деловой информации.Предприятия нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений. 7. Низкая квалификация персонала. Предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных специалистов. В условиях конкуренции лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут предложить более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет.

На сегодняшний день правительство Российской Федерации заинтересовано в развитии малого и среднего предпринимательства. В нашей стране действуют разные программы государственной поддержки малого предпринимательства (малого бизнеса). Государственная поддержка выражается в различных формах, таких, как:

  • Субсидирование (для начинающих предпринимателей, для участников выставок при регистрации и стажировки);

  • Бесплатное обучение (либо с частичной оплатой);

  • Лизинг на льготной основе (оказание технических услуг начинающим предпринимателям);

  • Бизнес-инкубаторы (аренда офиса с низкой стоимостью арендной платы);

  • Гранты (средства, выделяемые на безвозвратной основе);

  • Возможность льготного или бесплатного участия в выставках и ярмарках

Основным нормативным правовым актом, регулирующим государственную поддержку малого и среднего предпринимательства является Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором прописаны основные направления поддержки сектора малого предпринимательства.

В 2013 году, решением Правительства Российской Федерации, в поддержку малого и среднего бизнеса выделено более 18 миллиардов рублей. Данные средства из бюджета государства направлены на выдачу субсидий малому и среднему предпринимательству. Планируется направить более двадцати миллиардов рублей на период 2014-2015 годы.

Не маловажную помощь в поддержке малых предприятий оказывает общероссийская общественная организация «Опора России». Её деятельность направлена на решение острых актуальных вопросов из самых разных сфер, с которыми сталкиваются российские предприниматели в своей повседневной практике ведения бизнеса: правовая защита, привлечение финансирования, получение государственной поддержки, налаживание деловых контактов внутри предпринимательского сообщества и многие другие.

«ОПОРА РОССИИ» является площадкой для эффективного профессионального диалога владельцев и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, и представителей федеральных органов исполнительной власти, региональной власти и муниципалитетов, контролирующих органов, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также представителей экспертного сообщества.

Кроме того, в инфраструктуре присутствуют и фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации.

Общественные организации предлагают возможность принятие участия в формировании инициатив Законодательства, помогают налаживать контакты с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту.

Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.

Главное преимущество малого бизнеса в производстве, маркетинге, финансах или персонале в том, что он предоставляет более качественные продукты и услуги в более короткие сроки, при более низких издержках.

Таким образом, государственная поддержка и регулирование малого бизнеса - необходимый и неизбежный процесс, способствующий увеличению темпов экономического роста, улучшению структуры и качества валового национального продукта.

Библиографический список.

1.Федеральный закон от 24.07.2007 г. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=149765

2.Плюсы и минусы малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.eas.ee/ru/nachalo/biznes-ideja-i-sostavlenie-biznes-plana/obdumyvanie-tem-svjazannyh-s-tem-kak-stat-predprinimatelem/pljusy-i-minusy-malogo-predprijatija

4.Малый бизнес: роль и значение для государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.kreditbusiness.ru/role.html

5.Государственная поддержка малого предпринимательства в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://paruscbp.ru/novosti-zakonodatelstva/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-predprinimatelstva-v-2013-godu.html

6. Что такое «ОПОРА РОССИИ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://new.opora.ru/about

7.Государственная поддержка малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.reghelp.ru/podderjka_malogo_i_srednego_biznesa.shtml

8.проблемы малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://business-shahty.ru/support/problems/

7

Просмотров работы: 3192