РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Фалалеева Е.В. 1, Шумакова О.В. 1
1Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной, своевременной и достоверной информации о развитии сельских территорий как в целом, так и по отдельным направлениям является необходимым условием организации контроля над эффективностью проводимых государством мероприятий, для оценки устойчивого развития территории и ее инвестиционной привлекательности.

Мониторинг развития сельских территорий обеспечивает органы местного самоуправления своевременной и достоверной информацией, от которой могут зависеть принимаемые решения в различных областях.

Развитие муниципальной статистики является одним из направлений работы органов местного самоуправления в целях более полной оценки состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики. Мониторинг развития сельских территорий характеризует социально-экономическое положение населения; дает возможность прогнозирования развития территорий, а также своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.

Решение этих проблем и должна обеспечить организация мониторинга развития сельских территорий на муниципальном уровне.

Мониторинг представляет собой специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Информационной основой мониторинга может служить не только статистическая информация, но и данные социологических исследований.

Цельюмониторингаразвития сельских территорий на муниципальном уровне является формирование сведений об основных направлениях развития и оценке потенциала для дальнейшего развития.

Система муниципального управления сельскими территориями представляет собой целостную структурированную совокупность субъекта управления (органов местного самоуправления) и объекта управления (сельского населения), ориентированную на создание благоприятных условий для эффективного функционирования благоприятной среды развития сельского хозяйства и повышения уровня жизни на селе.

Главными задачами органов местного самоуправления в области развития сельских территорий, являются:

  1. стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в данную местность;

  2. диверсификация сельской экономики, увеличение инвестиционной привлекательности территории, обеспечение занятости сельского населения;

  3. улучшение жилищных условий населения и создание современной инфраструктуры в сельской местности.

  4. обеспечение экологической безопасности территории.

При оценке развития сельских территорий необходимо учитывать два направления – это устойчивое развитие территории и оценку ее инвестиционной привлекательности.

Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель.

Направлениями государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий являются:

  1. демографическая политика и создание условий для переселения в сельскую местность;

  2. диверсификация сельской экономики, политика повышения занятости и доходов сельского населения;

  3. улучшение жилищных условий сельского населения, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

  4. политика сельского расселения;

  5. экологическая политика.

  6. комплексное развитие поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию.

Оценка инвестиционной привлекательности региона подразумевает интегральную характеристику отдельных сельских территорий с позиции эффективности осуществления в них инвестиционной деятельности и, чаще всего, осуществляется по следующим параметрам:

  • оценка уровня экономического развития региона (сельской территории);

  • оценка уровня развития инфраструктуры в регионе (сельской территории);

  • демографическая характеристика региона (сельской территории);

  • оценка уровня развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона (сельской территории);

  • оценка степени безопасности инвестиционной деятельности в регионе (сельской территории).

На основе оценки показателей можно в целом оценить уровень инвестиционной привлекательности отдельных регионов (сельских территорий). Ранжирование регионов (сельских территорий) по этому показателю позволяет выделить регионы (сельские территории) с наивысшей (приоритетной), высокой, средней и низкой инвестиционной привлекательностью. Такая оценка служит для региональной диверсификации инвестиционного портфеля.

Устойчивое развитие территории обуславливает создание благоприятного инвестиционного климата под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.

На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов инвесторов с региональной средой.

Решению одной из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устранение дефицита инвестиционных ресурсов и т.д. То есть «инвестиционная активность и экономический рост взаимообусловлены».

Таким образом, основными направлениями проведения мониторинга развития сельских территорий на муниципальном уровне являются:

  1. мониторинг демографической политики и создания условий для переселения в сельскую местность;

  2. мониторинг диверсификации сельской экономики, политики повышения занятости и доходов сельского населения;

  3. мониторинг улучшения жилищных условий сельского населения, развития инфраструктуры;

  4. мониторинг экологической безопасности.

Методика мониторинга развития сельских территорий, построена на сборе и обобщении количественной и «качественной» информации, основанной на оценке уровня развития социального и экономического состояния сельских поселений и их инвестиционной привлекательности.

Разработка методики включает в себя следующие этапы:

1 этап – выбор направлений, характеризующих состояние сельских территорий. Направления мониторинга устойчивого развития сельских территорий, выбранные нами в ходе выполнения научно-исследовательской работы, совпадают с направления оценки инвестиционной привлекательности региона и в целом характеризуют развитие сельской территории. Поэтому направления мониторинга развития сельских территорий остались прежними:

  1. демографическая политика, занятость, доходы населения;

  2. развитие и диверсификация сельской экономики;

  3. улучшение жилищных условий сельского населения, развитие инфраструктуры, экологическая политика.

2 этап – выбор показателей, характеризующих устойчивое развитие сельских территорий. Показатели, используемые в ходе мониторинга устойчивого развития сельских территорий были уточнены и доработаны. Таким образом, было выделено 50 показателей, характеризующих развитие сельской территории. Информационной основой мониторинга служат статистические данные, оперативная информация, отражающая сведения о ходе и тенденциях развития социально-экономических процессов в регионе, а также результаты опроса глав сельских поселений.

3 этап – разработка критериев и алгоритма оценки развития сельских территорий. Для анализа развития сельских территорий учитывались данные за два года для определения устойчивости системы, некоторые показатели сравнивались со средними показателями по области или нормативными значениями показателя.

В зависимости от изменения значения показателя во времени и условий сравнения с нормативным показателем (если такой есть) каждому показателю присваивается балл от -1 до 2, т.е. происходит градация от сельских территорий с высоким уровнем развития, до сельских территорий с низким потенциалом, где происходит стабильное снижение показателей во времени.

Критерии оценки показателей, характеризующих развитие сельских территорий, приведены в приложении 2.

4 этап – классификация сельских поселений по уровню развития. Сумма баллов, полученная при оценке всех показателей, характеризует уровень развития социально-экономического положения сельского поселения и его инвестиционной привлекательности.

По совокупному баллу все сельские поселения разбиваются на пять групп (табл. 2).

Таблица 2 – Классификация сельских территорий по уровню социально-экономического развития и инвестиционного потенциала

Сумма баллов

Классифика-ционная группа

Характеристика группы

от 76 до 100

Очень высокий уровень развития

Сельские территории с высоким уровнем развития экономики, с развитой инфраструктурой, с оптимальным расселением, обеспечивающие высокий уровень жизни населения и высокую инвестиционную привлекательность.

от 51 до 75

Высокий

Территории, на которых развивается экономика, растут доходы населения, органы местного самоуправления должное внимание уделяют вопросам развития инфраструктуры, развивается инвестиционная привлекательность.

от 26 до 50

Средний

Сельские территории, в которых развитие всех сфер жизнедеятельности находится на среднем уровне или развито в большей или меньшей степени.

от 1 до 25

Низкий

Сельские территории, в которых не развита экономика, наблюдается низкий уровень жизни населения, уровень развития инфраструктуры не отвечает предъявляемым требованиям, территории с низкой инвестиционной привлекательностью.

от -27 до 0

Кризисное состояние

Территории, в которых не развита экономика, не уделяется внимание развитию инфраструктуры, и соответственно население за чертой бедности.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что действующее статистическое исследование сельских поселений не дает полную и своевременную оценку уровню их развития, позволяющую объективно устанавливать происходящие изменения и своевременно разрабатывать регулирующие воздействия, направленные на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.

Создание системы мониторинга развития сельских территорий на муниципальном уровне, на основе анализа статистической и оперативной информации позволит оценивать эффективность проведения мероприятий по улучшению социально-экономического положения территории, прогнозировать развитие поселений, оказывать целенаправленную бюджетную поддержку и оценивать инвестиционный потенциал.

  1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [Электронный ресурс]. – М. , [2011] . – Режим доступа : http://www.mcx.ru.

  3. Филимонова Л.А. Эволюция теории оценки инвестиционной привлекательности региона / Л.А. Филимонова, Н.В. Городинская // Управление экономическими системами (электронный научный журнал) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/teoriya-sistem/item/2085-2013-04-09-10-41-24.

  4. Инвестиционная привлекательность региона. А.Н. Асаул, Н.И. Пасяда: под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. – СПб.СПбГАСУ. – 2008. – 120с.

  5. Проведение научных исследований и разработка программы мониторинга в области устойчивого развития сельских территорий / Отчет о НИР (№ гос. регистрации) // Научный руководитель – О.В. Шумакова. – Омск, 2011

Просмотров работы: 1615