ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

Гармашева А.Б. 1, Фокина К.А. 1
1Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главный вопрос, который волнует начинающих предпринимателей — это как удержаться «на плаву» на начальном этапе развития собственного бизнеса. С какими только проблемами не сталкиваются российские предприниматели: отсутствие стартового капитала, сложности с получением приемлемых кредитов, недостаток знаний при отсутствии времени на обучение и т.д. Один из путей решения проблем — это франчайзинг. Франчайзингом называют отношения между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса и использование разработанной бизнес-модели. Использование франчайзинга позволяет осуществлять деятельность под известной торговой маркой и существенно снизить риски, связанные с самостоятельным выходом на рынок. Открытие бизнеса подобным методом имеет множество преимуществ, снимает с начинающего бизнесмена ряд задач. Ему не нужно заниматься проблемами привлечения покупателей, не нужно проводить утомительные расчеты. Система франчайзинга прочно зарекомендовала себя как один из самых надежных механизмов, позволяющих быстро «раскрутить» свое дело. Особенно важно то, что франчайзинг является оптимальным вариантом для малого бизнеса, ведь риск уменьшается многократно, и для работы под известной торговой маркой предпринимателю потребуется в несколько раз меньше капиталовложений.

Развитие франчайзинга на территории России только начинается. А ведь мировой опыт работы по договору коммерческой концессии насчитывает более 100 лет. Неравномерность развития франчайзинга неразрывно связана с экономическим положением различных российских территорий и уровнем развития бизнеса на рынке. За последние несколько лет доля российских предпринимателей, применяющих франчайзинг, значительно увеличилась по отношению к иностранным. Следует отметить, что в России франчайзинг развивается пока только в 8–10 отраслях. Франчайзинг активно применяется при создании сетей автозаправок нефтяными компаниями, в сфере обслуживания и общественного питания. При этом те рынки, которые почти на 80 процентов за границей заняты франчайзинговыми сетями, на российском рынке вообще не охвачены. Это автосервисы, автомойки, бытовые услуги, т.е. те отрасли которые на данный момент имеют высокий уровень рентабельности.

Сегодня можно увидеть яркие примеры франчайзинга в России. Практика показывает, попробовав один раз использовать для развития собственного бизнеса чью-то идею и имя, предприниматель не останавливается на достигнутом, используя еще большие возможности. Примером подобного бизнеса является знаменитый на весь мир фаст-фуд.История Макдональдса (McDonald's) началась очень давно, а вот в России знаменитая марка появилась только в 1990 году. Россияне с нетерпением ждали открытия первого ресторана McDonald's. В первый день открытия его смогли посетить около 30 тыс. человек. Популярность была настолько высока, что за год компания смогла подготовить площадку для открытия другого ресторана, а позже открыть завод, который выпускает полуфабрикаты и снабжаютет знаменитые кафе по всему миру.Данная сеть по праву может называться первым с кого и начинается развитие франчайзинга в России. Сеть успешно развивается и запустила новый проект - ресторан Мак-АВТО, обслуживающий водителей.

Другим примером, демонстрирующим качественное развитие франчайзинга в России, является компания Yves Rocher, которая стремительно набирает обороты во многих странах мира. Особенность заключается в том, что франчайзер требует от компаньона полного соблюдения требований по оформлению магазина и проведения различной акции. Компания первоначально способствовала открытию торговых точек и помогала им развиваться. Теперь марка достаточно узнаваема для того, чтобы заинтересовать своей франшизой.

В качестве примера успешного развития российского франчайзинга можно отметить сеть магазинов игрушек «БЕГЕМОТиК». За 2011-12 гг. открыто более 700 магазинов по всей России. Франчайзер создает выгодные условия для своих партнеров, а главное обеспечивает крепкий фундамент для развития собственного бизнеса и его окупаемости в короткие сроки. В марте 2012 года «БЕГЕМОТиК» получил награду «Золотой медвежонок» в номинации «Франчайзинговый проект года».

Интерес к развитию сетей известных мировых торговых марок в России среди иностранных компаний огромен, но перейти к делу решаются не многие. Основная причина этому, несовершенство законодательного регулирования вопросов франчайзинга. Выдержать кризис 1998 года на российском рынке одни из первых франчайзеров, открывающих свои филиалы, не сумели. Причиной тому отсутствие правильно выстроенной и эффективной политикой поведения компании на российском рынке. К примеру, магазины Next, British House и закусочная «Данкин Донатс» не смогли решить все необходимые вопросы франшизы и не удержались на рынке.

По данным американской торгово-промышленной палаты многие американские компании все еще опасаются выходить на рынок российского франчайзинга по целому ряду причин, среди которых отмечают как административные барьеры для новых компаний, так и несовершенство законодательной базы, которая регулирует франчайзинговые отношения только 54-ой главой Гражданского кодекса РФ, где он, по сути, отождествлен с коммерческой концессией.

Среди проблем с франчайзинговыми отношениями отмечается неуважение к чужой интеллектуальной собственности, когда под защитой оказывается лишь малая доля наработок франчайзера, которые он передает компании-партнеру. Тогда как основой франчайзинговых отношений является передача партнеру торговой марки и технологий.

Таким образом, иностранный инвестор желающий открыть франчайзинговую сеть в России пока еще чувствует себя незащищенным со стороны законодательства, не видит гарантий для развития своего бизнеса и не доверяет методам ведения бизнеса в нашей стране.

Библиографический список

  1. Российская Ассоциация Франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/

  2. Франчайзинг для индивидуального предпринимателя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.classs.ru/stati/predprinimatelstvo/franchaizing.html

  3. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bbroker.ru/articles_franch/action/article_detail/article_id/151/

  4. Наиболее популярные франшизы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biznec-info.ru/samie-popylarnie-franshizi.php

  5. Как стать франчайзи? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://franchisees.ru/01100040.php

  6. Опасности российского франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biznec-info.ru/opasnosti-rossijskogo-franchajzinga.php

Просмотров работы: 1194