ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ: КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АСПЕКТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ: КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АСПЕКТА

Алибакова Г.И. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как указывается учеными, «реалии XXI века можно характеризовать двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, глобализацией всей жизни, а с другой, этнизацией. Хотя первый процесс становится все более определяющим, необходимо учитывать, что вторая сторона – изначальная, она образует фундамент человечества, его цивилизации» [1, с. 3]

Как известно, в течение ряда лет студенты под руководством проф. Салаватовой Самиры Салиховны в рамках деятельности научно-образовательной лаборатории методических исследований проводит исследования языкового аспекта проблемы реализации национально-регионального компонента. Результаты этих исследований помещены в ее работах [1, 2].

В 2013 году нами также проведено аналогичное исследование. По ниже представленным вопросам были опрошены три типа респондентов: 1) студенты физико-математического факультета нашего вуза; 2) учащиеся общеобразовательных школ, включая национальные школы; 3) родители, и учителя. Всего было опрошено 128 человек разных национальностей.

Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы (мы использовали те же вопросы, которые представлены в работах [1, 3]:

  1. Считаете ли целесообразным обучение математике или другим дисциплинам федерального блока на родном (нерусском) языке в: а) начальной школе? б) 5-9-х классах? в) старших классах средней школы?

  2. Какие положительные стороны обучения математике на родном языке Вы видите? Просим ответить отдельно по каждому пункту а), б), в) предыдущего вопроса.

  3. Какие трудности, по Вашему мнению, могут возникнуть при обучении математике на родном (нерусском языке)? Просим ответить отдельно по каждому пункту а), б), в) первого вопроса.

  4. Обучались ли Вы в национальной школе?

  5. На каком языке велось преподавание математики в Вашей школе?

  6. Имеете ли Вы опыт преподавания математики на нерусском языке? Укажите язык.

  7. Считаете ли Вы целесообразным обучение математике или другим специальным дисциплинам представителей башкирской национальности на родном языке в любом высшем учебном заведении нашей республики?

  8. Считаете ли Вы целесообразным обучение математике или другим специальным дисциплинам на родном (нерусском) языке будущих учителей национальных школ?

  9. Кто по национальности ваши родители?

  10. Если вы – не русский, то умеете ли говорить на родном языке? (ответы: а) не понимаю, б) понимаю, но не умею разговарить; в) говорю, но плохо, на бытовом уровне; г) хорошо владею разговорной речью; д) могу преподавать математику на родном языке; е) другой ответ).

  11. С кем в основном общаетесь на родном (не русском) языке? (ответы: а) с бабушкой, дедушкой; б) с родителями и всеми родственниками; в) с одноклассниками; г) с подругами, друзьями; д) со всеми, кто понимает; е) ни с кем; з) хочу говорить только на родном языке, пусть все понимают, так как живут в Башкортостане; и) другой ответ).

  12. Вы хотите, чтобы Ваши дети учились только на родном (не русском языке)?

Были выделены три подхода в ответах.

Первый подход. Сторонники этого подхода считают, что математика как наука, имеющая свой символический язык, обладает свойством универсальности: она не требует перевода на национальный язык. Поэтому учить математике в России нужно учить на русском языке.

Второй подход. Сторонники этого подхода полагают обучать всем предметам на родном языке не только в среднем школе, но и вузе.

Третий подход.

  • В начальном звене национальной школы нужно обучать детей на родном языке всем дисциплинам.

  • В 5-9-х классах необходимо постепенно переходить к обучению на русском языке.

  • В старших классах, основной целью обучения в которых является подготовка к вузовскому обучению, нужно преподавать дисциплины федерального блока на русском языке.

  • В педвузе не следует обучать студентов на родном (нерусском) языке.

Цифровые показатели ответов на первый (по трем пунктам: а, б, в), седьмой и двенадцатый вопросы приведены в таблицах 1-3.

Таблица 1. Результаты анкетирования студентов

Студенты

Башкиры (21)

Другие нации, обучавшиеся в НШ (9)

Русские (14)

Другие нации, необучавшиеся в НШ (23)

Всего (67)

да

19

6

5

9

39

нет

2

3

9

14

29

да

11

1

1

0

13

нет

10

8

13

23

54

да

6

0

1

0

7

нет

15

9

13

23

60

7

да

7

3

4

5

19

нет

14

6

10

18

48

12

да

8

0

1

0

9

нет

13

9

13

23

58

Таблица 2. Результаты анкетирования родителей учащихся

Родители и учителя

Башкиры

(10)

Другие нации, обуч. в НШ (3)

Русские

(15)

Другие нации, необуч. в НШ (16)

Всего (44)

да

3

1

8

9

21

нет

7

2

7

7

23

да

1

2

4

15

22

нет

9

1

11

1

22

да

1

1

5

2

9

нет

9

2

10

14

35

7

да

1

2

4

6

13

нет

9

1

11

10

31

12

да

0

3

12

12

27

нет

10

0

3

4

17

Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся средних школ

Ученики

Башкиры (3)

Другие нации, обуч. в НШ (0)

Русские (9)

Другие нации, необуч. в НШ (5)

Всего (17)

да

0

0

5

2

7

нет

3

0

4

3

10

да

0

0

0

1

1

нет

3

0

9

4

16

да

0

0

0

0

0

нет

3

0

9

5

17

7

да

2

0

0

0

2

нет

1

0

9

5

15

12

да

0

0

0

0

0

нет

3

0

9

5

17

Список литературы

  1. Салаватова, С. С. Интенсификация профессионально-методической подготовки будущих учителей в педвузе в условиях национального региона. Монография / С. С. Салаватова. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2012. – 176 с.

  2. Салаватова, С. С. Этнокультурная составляющая обучения школьной математике: языковой аспект / С. С. Салаватова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; Режим доступа: URL: www. science-education.ru/105-7251

  3. Салаватова, С. С. К проблеме реализации национально-регионального компонента в обучении школьной математике: исследования студентов / С. С. Салаватова // Школа будущего. Научно-метод. журнал. – 2011. – № 4 (август) – С. 41-48.

Просмотров работы: 811