ПРИМЕНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

Галиастанов Х.Ю. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак, респ.Башкортостан, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир это мир технологий, прогресса и глобализации. И на фоне всеобщей глобализации все более остро возникает вопрос об этнической самобытности, идентификации себя со своим народом. Ведь богатство национальных культур и цивилизаций, обрядов и традиций, разнообразие языков – это одно из самых больших ценностей, которое имеет человечество. Сохранение и приумножение всего наследия для будущего поколения это и есть задача и обязанность педагогов, родителей. Данная необходимость подчеркивается нормативно-правовыми документами федерального и республиканского уровней.

Важнейшим аспектом реализации данного направления является обучение на родном языке. В настоящее время в Республике Башкортостан обучение на родном языке ведется на шести языках (русском, башкирском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском. И именно национальная школа является тем центром, который призван отвечать потребностям нации, отражающим менталитет данного этноса, его историческую и культурную ценность.

В настоящее время, при изучении различных дисциплин, включению этнокультурного компонента уделяется все большее внимание. Это связано, прежде всего,cтем, что нынешнее образование ставит перед собой цель не только дать учащимся определенный набор знаний, умений и навыков, но и формирование всесторонне развитого, нравственного, образованного, трудолюбивого, способного к саморазвитию и творчеству, и любящего свой край и свое Отечество гражданина.

Включение этнокультурного компонента в образовательный процесс помогает сохранить и передать подрастающему поколению культурное наследие своего народа: историю, духовные ценности, традиции, а также, что немало важно, помогает заинтересовать учащихся, знакомит их с достопримечательностями, памятниками культуры и природы своего региона, содействует формированию экологической культуры. Кроме того, данный метод помогает делает учебный процесс более интересным, значимым, и несет в себе, кроме учебной, еще и воспитательную составляющую.

Наша опытно-экспериментальной работа осуществляется на базе национальной сельской школы села Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан в процессе обучения физико-математических дисциплинам.

Цель экспериментальной работы – сохранение, формирование и развитие этнокультуры и поликультуры школьников средствами названных учебных дисциплин.

Содержанием опытно-экспериментальной работы является конструирование и внедрение задач, которые содержат информацию о географических, исторических и других особенностях нашей прекрасной Башкирии. Эти задачи помогают развивать не только основные навыки решения задач, но и знакомят с родным краем, городом, историей. В рамках научно-образовательной лаборатории методических исследований нашего вуза (научный руководитель – профессор С. С. Салаватова) ведется широкая экспериментальная работа по реализации этнокультурного материала при обучении математическим дисциплинам. Создан ряд интересных и полезных для учителей-практиков работ, среди которых ряд учебных пособий и монографий, а также статей. В своей исследовательской работе мы используем, в частности материал, изложенный в монографии «Система методической подготовки будущих учителей математики в условиях национального региона [1], в статьях «Методические особенности обучения математике в национальной школе»[2] и «Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования» [3]. Однако, мы считаем, что не менее полезным является конструирование математических задач с этнокультурным содержание самими учащимися. Такие авторские задачи с большим интересом решаются учениками на уроке.

Приведем примеры таких задач.

Задача 1. Я живу в одном из самых живописных уголков нашего края – Белорецком районе Республики Башкортостан. Деревня, где я живу, расположена на высоте 540 метров над уровнем моря.

В один прекрасный летний день я вышел из дома, вдохнул чистый, горный воздух и любовался рассветом багряным. Я взял в руки свой барометр и измерил атмосферное давление: барометр показал 715 мм рт.ст. Закинув в спину свой походный рюкзак, я вышел в поход.

Своими красотами славится Южный Урал. Одно из красивейших мест расположено в самом сердце Южно-Уральских гор, в тиши густых и непроходимых лесов, под стражей непреступных скал и хребтов. Это гора Ямантау. Она является жемчужиной Урала. К концу дня я был на её вершине и наслаждался закатом.

Достав барометр из рюкзака, я снова измерил атмосферное давление, но уже на вершине горы. Прибор показывал 623,3 мм рт. ст.

Я позвонил другу, в этот момент он отдыхал на лазурном берегу Черного моря, и уточнил у него атмосферное давление. На берегу моря оно составляло 760 мм рт. ст.

Теперь, исходя из этих данных, надо вычислить высоту горы Ямантау.

Задача 2. Государственный флаг Республики Башкортостан состоит из трех горизонтальных полос разного цвета. Найдите цвета флага, если первой полосе соответствует волна с частотой 625 × 1012 Гц, вторая полоса белого цвета, белый, а третьей полосе соответствует волна частотой 555 × 1012 Гц, если известно, что между частотой и длиной волны существует следующая зависимость ν = с/λ. Где с – скорость света в вакууме, с = 3 × 108 м/с.

Для решения воспользуйтесь данными, приведенными на таблице.

Цвет

Длина волны λ (10-9 м)

Красный

620-760

Оранжевый

590-620

Желтый

560-690

Зеленый

500-560

Голубой

430-470

Синий

470-500

Фиолетовый

380-430

Задача 3. Белорецкий район — самая богатая лесами территория Республики. Они занимают 82 % всей площади. Найдите, сколько квадратных километров составляют леса, если площадь района 11501 км2.

Работа с учащимися показывает, что они с интересом и удовольствием решают такие задачи. Нами было проведено исследование среди учащихся 7-9-х классов. Ученикам были предложены следующие вопросы:

  1. Как, по-вашему, целесообразно ли вводить этнокультурный компонент в обучении?

  2. Вызвало ли у вас интерес решение задач, содержащие данные об объектах, событиях вашего региона?

  3. Что дает вам решение таких задач?

В опросе участвовало 27 учащихся. При анализе анкет, получили следующие результаты:

На первый вопрос 21 учащихся дали утвердительный ответ, что составило 78%. На второй вопрос 24 ученика ответили «да», это составляет 89% всех опрошенных. На вопрос «Что дает вам решение таких задач?» были получены следующие ответы: «интереснее на уроках», «узнаем новое о своем крае», «легче воспринимается задача» и так далее. Два из опрошенных учеников ответили «ничего».

Итак, анализ ответов учащихся говорит о том, что введение этнокультурной составляющей на уроках приносят положительные результаты. Это подчеркивает необходимость применения данного компонента.

Список использованной литературы

Салаватова С.С. Система методической подготовки будущих учителей математики в условиях национального региона: Монография / С. С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак.гос. пед. академия, 2008. – 152 с. Салаватова, С.С. Методические особенности обучения математике в национальной школе / С. С. Салаватова // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. – № 3. – С. 835-839.
  1. Салаватова, С. С. Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования /С.С. Салаватова // Наука и школа. – 2007. – №3. – С.17-20.

Просмотров работы: 1525