ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современное время остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющего мира. В связи с этим возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.

В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.

Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:

- Конституция Российской Федерации.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г. - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотизм. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриотическое воспитание дошкольника определяется современными условиями: углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях. Поиск решения этих проблем составляет важную задачу современной педагогики. Цель исследования создание условий реализации педагогических задач патриотического воспитания дошкольников при внедрении национально-регионального компонента.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).

Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:

- воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;

- уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др. Основателем национальной системы образования считается К. Д. Ушинский. Он установил, что у всех великих народов мира есть своя национальная система воспитания, в основе которой лежит принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей специфический характер.Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в области содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира, формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.

Следует отметить, что в педагогике до сих пор отсутствует целостная система патриотического воспитания, несмотря на это выделяются четыре основные концепции, такие как: социальное воспитание, ориентированность на коллективное воспитание, личностное и личностно-ориентированное самоорганизуемое воспитание.

Как отмечают исследователи: «Проблема обучения детей на родном языке является в настоящее время одной из актуальнейших во всем мире» (С.С. Салаватова, 2008 г., 2011 г. [4; 5]), поэтому необходимо, чтобы родной язык использовался и детском саду. В рамках своей опытно-экспериментальной работы мы проводим игры с использованием родного языка; « переведи на родной язык», «что означают слова?» и др. использование краеведческого материала в образовательной деятельности «Познание» (математика), например можно использовать задачи и дидактические игры с связанные с историей, природой и символикой родного края.

Появление различной концепций предопределено осознанием, прежде всего, необходимости в обществе развития духовной культуры личности. В данной ситуации обратимся к новым подходам воспитания у детей патриотических чувств, именно это условия осуществления патриотического воспитания у дошкольников, в контексте реализации национально-регионального компонента.

  1. Ориентированность педагогического процесса на полное развитие личности. При становлении личности важно обращать внимание на ценности и культуру его народа, на его традиции и обычаи. Для решения этого вопроса огромное значение имеет народно-педагогическое направление образования, то есть этнопедагогика. Идеи этнопедагогики способствуют становлению духовно богатой и общественно развитой личности, стремящийся жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире.

  2. Патриотическое воспитание должно охватывать все деятельности ребенка, должно носить комплексный характер. Формирование патриотического воспитания реализуется при активной, разнообразной деятельности дошкольников, так как быть патриотом - значит не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для того, что бы правильно построить детскую деятельность, чтобы она согласовалась с задачами регионализации образования и патриотического воспитания, педагогу необходимо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (образовательная деятельность, труд, художественно-эстетическое, игра), а также иметь сочетать их в едином педагогическом процессе.

  3. Внедрение национально-регионального компонента в работу с дошкольниками должно осуществляться по принципу от личностно значимых к общецивилизованным культурно-историческим явлениям, т. е. постепенного перехода от более близкого ребенку, менее близкому.

  4. Деятельность, предлагаемая детям должна вызывать интерес и быть эмоционально-насыщенным. Акцентирование на эмоционально-чувствительную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которое концентрируют его внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, что достигается путем сопереживания и прогнозирования развития ситуации.

  5. Использование коллективной деятельности необходимо для развития патриотических чувств у детей-дошкольников. При формировании гражданско-патриотических чувств базовым моментом

  6. является накопление необходимых норм поведения, взаимоотношений в социуме, в коллективе.

Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.

Поведенное нами исследование доказывает эффективность работы по формированию патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента в дошкольных учреждениях.

Использованная литература:

  1. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л. В.Кокуева. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с.

  2. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

  4. Салаватова, С. С. Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования /С.С. Салаватова // Наука и школа. – 2007. – №3. – С.17-20.

  5. Салаватова, С. С. Этнокультурная составляющая обучения школьной математике: языковой аспект /С.С. Салаватова // Журнал «Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №5.

  6. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4 – С.59- 64.

Просмотров работы: 7709