РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ППК-1 ОАО «ВОСТОЧНЫЙ ПОРТ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ППК-1 ОАО «ВОСТОЧНЫЙ ПОРТ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ОАО «Восточный Порт» - крупнейшая стивидорная компания на Дальнем Востоке России, со специализацией по перевалке каменного угля с использованием конвейерного оборудования. Промышленно-перегрузочный комплекс (ППК) №1 - структурное подразделение ОАО «Восточный порт». ППК-1 – универсальный терминал по переработке генеральных и навалочных грузов (клинкер, уголь, кокс, железорудный концентрат, лес и пр.). Возможна работа с металлами, целлюлозой, глиноземом, лесными, химическими, длинномерными и тяжеловесными грузами [1].

Оптимизация структуры управления ППК-1.Любые мероприятия по совершенствованию существующих систем, направлены, прежде всего, на повышение эффективности их составляющих и должны быть обеспечены соответствующими ресурсами. Для этого необходимо изыскать источники поступления этих ресурсов.

Учитывая, что значительные издержки предприятие несет на содержание АУП, имеет смысл определить менее эффективных для предприятия его членов и предложить реструктуризацию.

В 2011 г. в порту было принято решение о введении должностей советников по ключевым вопросам управления в количестве 6 штатных единиц, каждый их которых отвечал за содействие генеральному директору в решении подведомственных ему вопросов управления. Таким образом, в данные должности были введены представители корпорации «Северсталь», ранее не работавшие в портовом бизнесе. Ключевой обязанностью данных работников является осуществление аналитической функции по своему направлению, а так же разработка рекомендаций по внедрению инновационных технологий по отдельным направлениям деятельности служб и департаментов порта Восточного.

Каждый из советников обеспечен собственной вспомогательной службой. В результате служба советников была вычленена в самостоятельное подразделение с собственным штатным расписанием, что представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Штатное расписание службы советников генерального директора ОАО « Восточный порт»

Наименование должностей

Кол-во штатных единиц

Оплата по договору руб.

Распределение бремени ФОТ по структурным подразделениям ОАО «Восточный порт», %

ППК-1

Прочие

1.Советник по финансовым вопросам

1

70 000

20

80

2.Советник по вопросам экономики и стратегического развития

1

70 000

20

80

3.Советник по коммерческим вопросам

1

70 000

20

80

4.Советник по правовым вопросам

1

70 000

20

80

5.Советник по информационной безопасности

1

70 000

20

80

6.Советник по вопросам оптимизации производства

1

70 000

20

80

7.Помощники советников

6

50 000

20

80

8.Секретарская служба

6

30 000

20

80

9. Служба персональных водителей

6

32 000

20

80

ИТОГО в месяц

24

1 092 000

20

80

ИТОГО в год

13 104 000

20

80

Введение дополнительного подразделения в структуру ОАО «Восточный порт» обосновано введением новым руководством новых форм стратегического планирования, которое предусматривает освобождение лиц, занятых непосредственно в данной деятельности от решения оперативных вопросов, что не дает возможности возложить ответственные функции на действующих глав отделов по смежным вопросам. Ввиду того, что эффект, ожидаемый от деятельности новых работников, отразится на общепортовых показателях, расходы на содержание данной службы были отнесены плановым отделом на расходы подразделений, занятых в производстве услуг. Таким образом, часть прибыли ППК- 1 в размере 2 620 800 рублей (20%) направлялась на содержание аппарата советников генерального директора.

Бюджет порта складывается из доходов его подразделений, в том числе и ППК-1, а статьи этого бюджета, в свою очередь, формируются из плановых затрат на обеспечение деятельности подсистем порта, одной из которых и является служба советников. Отчетные данные по исполнению бюджета данного подразделения представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Отчет по исполнению бюджета службы советников генерального директора ОАО «Восточный порт» за 2013 год

Статья расходов

План

Отчет

Отклонения %

ФОТ, руб.

13 104 000

13 104 000

0,0

Содержание рабочих мест служащих

132 000

160 000

+21

Выделенный интернет

101 000

720 000

+612,9

Мобильная связь

150 200

150 200

0,0

Содержание автомобильного парка

520 000

1 262 000

+142,7

Организационно-административные расходы

900 000

1250 000

+39,0

ИТОГО

14 907 200

16 646 200

+11,7

Бремя участия ППК-1

3 329 240

Из приведенной таблицы 2 видно, что существует перерасход бюджета по статьям «содержание автомобильного парка» и «организационно- административные расходы» на 142,7% и 39% соответственно.

На сегодняшний день представляется сложным дать оценку эффективности интеллектуального труда работников, не занятых в основном производстве. С этой целью целесообразно составить фотографию рабочего времени (ФРВ) сотрудников исследуемого отдела - инструмент, который можно использовать для самых различных целей. Основное предназначение ФРВ - это выяснение точного бюджета времени сотрудника, его анализ и оптимизация использования рабочего времени. Фотография рабочего времени позволит выявить скрытые резервы, неэффективное использование времени. То есть, найти резервы времени для повышения дохода или др. Данная обязанность вменена одной из работниц административной службы ОАО «Восточный порт». В результате наблюдения в течение 5 рабочих дней были систематизированы данные, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 - Фотография рабочего времени сотрудников службы советников ОАО «Восточный порт»

Наименование должностей

Кол-во рабочих часов

Простои рабочего места по причине опозданий (час.)

Участие во внутренних совещаниях

Работа в кабинете

Работа за пределами офиса

Взаимодействие с другими службами порта

1.Советник по финансовым вопросам

40

5

10

12

10

3

2.Советник по вопросам экономики и стратегического развития

40

5

10

20

4

1

3.Советник по коммерческим вопросам

40

4

10

12

10

4

4.Советник по правовым вопросам

40

6

10

14

6

4

5.Советник по информационной безопасности

40

4

10

20

0

6

6.Советник по вопросам оптимизации производства

40

5

10

23

1

1

Итого за неделю

240

29

60

101

31

19

Как видно из таблицы 3, особенностью организации рабочего времени рассматриваемых работников можно отметить свободу в действиях, почти полную автономность по отношению к другим службам порта и фактическое отсутствие контроля за работой советников со стороны руководства.

Кроме того, функции по предоставлению аналитических отчетов и разработки рекомендаций делегированы руководителям отделов. Роль советников заключается в рекомендации к внедрению или отклонению.

Таким образом, введение нового подразделения повлекло за собой ряд негативных результатов:

1) увеличение ФОТ и предоставление завышенных размеров заработных плат на фоне снижения заработной платы основных рабочих;

2) дублирование функций советников и руководителей подразделений;

3) возникновение конфликта в коллективе на основании демонстрации хозяйского положения и пренебрежения к установленному порядку «приезжего» руководства по отношению к сотрудникам, формирующееся недоверие к компетенции генерального директора и снижение уровня мотивированности персонала.

4) отсутствие реальных результатов деятельности и снижение отдельных показателей деятельности предприятия в период деятельности службы советников.

Считаем целесообразным рекомендовать упразднение службы советников, а освобожденные средства в объеме 3329240 рублей направить на развитие подсистем управления персоналом ППК-1, а именно на укрепление системы мотивации персонала ППК-1. В частности превратить эти средства в социальные инвестиции, которые подразумевают стратегическую, целенаправленную долгосрочную политику компании, ориентированную на улучшение жизни работников порта и жителей поселка в интересах достижения целей бизнеса.

Такой подход позволяет направлять средства не на решение сиюминутных проблем, а на поэтапное достижение системных изменений в социально - экономическом развитии предприятия.

Обоснование мероприятий по повышению квалификации рабочих ППК-1 ОАО «Восточный порт». Анализ системы мотивации персонала ППК-1 показал, что на сегодняшний день существуют серьезные недостатки в работе комплекса.

В частности, существуют серьезные недочеты в нормировании труда работников, занятых в погрузочно–разгрузных работах данного подразделения. Наблюдается явная тенденция к повышению индивидуальной выработки рабочими. Этот факт существенно снижает уровень мотивированности основного рабочего персонала. Такая ситуация сложилась, исходя из принципа планирования деятельности предприятия, согласно которому величина планового показателя на последующий период основывается на фактических показателях выработки предыдущего периода, который принимается за базовый.

Было выявлено, что показатель индивидуальной выработки докера- механизатора ППК-1 вырос на 27%. Таким образом, ежегодное повышение планов ППК-1 без пересмотра числа, занятых на ППР рабочих на сегодняшний день привело к предельной физической нагрузке на каждого работника, что влечет за собой ряд последствий, среди которых: повышение утомляемости, снижение работоспособности, травматизм, простои рабочего времени, демотивация и т.д.

Для того чтобы предотвратить возможные отрицательные последствия нужно пересмотреть нормы выработки применительно к условиям работы порта.

Ранее отмечалось, что установленные нормы на перегрузку железорудного концентрата отделом охраны труда «Восточного порта» были завышены и не соответствуют возможностям работы порта. ОТиЗ установил следующие нормы выгрузки ЖРК: 23 вагона в смену, т.е. 1 472 тон. С учетом того, что среднее количество выходов в месяц всеми бригадами ППК-1 составляет 92 выхода, то при установленной норме выработки средний объем переработки ЖРК составит 135 424 тонны в месяц. Согласно данным, в апреле докерами ППК-1 было перегружено около 130 000 тон ЖРК, а индивидуальная норма выработки составила в среднем 73%, т.е. рабочие попросту не справляются с указанным фронтом работ. Следовательно, размер премиальных выплат и зарплаты сокращается.

Таким образом, для выполнения поставленных задач необходимо пересмотреть и приблизить нормы, рекомендуемые ОТиЗ к эргономическим и физическим возможностям работника в заданных условиях.

Соблюдая баланс, между экономическими интересами предприятия, в отношении производительности труда и экономии ФОТ, имеет смысл рекомендовать принятие норм по перегрузке ЖРК и ЖРО, исходя из максимальной выработки за прошедший период, то есть, за апрель 2013 г. В этом случае индивидуальная норма выработки по ЖРК составит не 1157,5 ч/т, а 1111,1 ч/т в месяц.

Таким образом, учитывая, что норма выработки ЖРО и ЖРК на бригаду составляет 135 424 тонны в месяц, необходимо увеличить число работников, занятых на ППР эквивалентно новым нормам выработки.

Данная рекомендация преследует исключительно социальные и мотивационные цели, и нецелесообразна с точки зрения хозяйственной деятельности по следующим причинам:

1) увеличение численности ППП повлечет за собой снижение показателя чистой прибыли по причине роста ФОТ и премиальных выплат;

2) объемы и виды грузопотоков в настоящее время крайне нестабильны, в результате чего может сложиться ситуация простоя за отсутствием работы.

Исходя из данных причин, для повышения производительности труда, наиболее целесообразным представляется возможность повышения качественных характеристик ППП.

Ранее говорилось о том, что для получения класса квалификации – 4, 3, 2, 1, основным рабочим необходимо пройти обучение в учебно-курсовом комбинате (УКК) Восточного порта. Ранее процесс обучения выглядел следующим образом. Для получения самого низшего класса – 4, будущий работник за свое обучение платил 3 500 рублей. Срок обучения – 2 месяца, затем сдача экзаменов и зачисление в штат. Для повышения классности обучение производилось путем передачи опыта докеров высокого класса рабочим низшего класса. То есть затраты на обучение были незначительными, в основном на зарплату преподавателям УКК. При этом в бригаде работали докеры-механизаторы 1 класса – 1-2 чел., 2 класса – 3 чел., 3 класса – 3-5 чел., 4 класса – 10-14 человек.

Если допустить, что все расходы по обучению или их часть возьмет на себя порт, то процесс обучения будет выглядеть следующим образом, при условии, что в планируемом периоде численность докеров составит 112 человек. Из общего количества человек набирается группа на повышение классности с 3 класса на 2 и с 4 на 3 класс, а также на обучение вновь прибывших в бригаду 4 человек. Обучение по повышению классности производится в 2-х месячный срок с отрывом от производства и сохранением среднего заработка. Таким образом, рассчитаем затраты на обучение и представим их в таблице 4.

Таблица 4 - Затраты на обучение докеров-механизаторов ППК-1

Должность

Количество чел.

Зарплата (руб.)

Затраты на з/п (руб.)

Старший мастер УКК

1

12 000

12 000

Преподаватель

2

8 000

16 000

Электромеханик (25 часов)

1

150 р. в час

3 750

Механик (25 часов)

1

150 р. в час

3 750

Докер – механизатор 4 класса

6

6 000

36 000

Докер – механизатор 3 класса

2

8 000

16 000

Ученик

4

-

-

ВСЕГО затрат за 2 месяца

   

87 500

Как видно из приведенной таблицы 4, затраты на обучение 12 докеров составят 87 500 рублей. Численность докеров 1 класса составит 2 человека, 2-го класса – 5 чел, 3-го класса – 9 чел, 4 класса – 12 чел.

Для того, чтобы определить экономический эффект от обучения с целью повышения классности докеров-механизаторов, необходимо рассмотреть данные, представленные в таблице 5.

Таблица 5 - Выработка докерами-механизаторами 1, 2, 3 и 4 классов за 2013 г.

Класс

Кол-во чел. в бригаде в 2013 г.

Выработка за 2013 год (тыс.р.)

1

2

22763,37

2

3

13706,37

3

5

7342,7

4

14

1678,33

ВСЕГО

24

45 490,77

Таким образом, доход предприятия от трудовой деятельности каждого отдельного работника, а именно докеров 1, 2, 3 и 4 классов, соответственно, составит:

1 класс – 22 763,37 т.р. / 2 раб. = 11 381,69 тыс.р.

2 класс – 13 706,37 т.р. / 3 раб. = 4 568,79 тыс.р.

3 класс – 7 342,7 т.р. / 5 раб. = 1 468,54 тыс.р.

4 класс – 1 678,33 т.р. / 14 раб. = 119,88 тыс.р.

Следовательно, доход, приносимый докерами, повысившими класс в планируемом периоде, будет следующим (таблица 6).

Таблица 6 - Доход, приносимый докерами, повысившими классность в планируемом периоде

Класс

Кол-во чел. в бригаде в 2013 г.

Доход от труда рабочих в базовом периоде (тыс.р.)

Кол-во чел. в бригаде в плановом году

Доход от труда рабочих в плановом периоде (тыс.р.)

1

2

22 763,37

2

22 763,37

2

3

13 706,37

5

22 843,95

3

5

7 342,7

9

13 216,86

4

14

1 678,33

12

1 438,56

ВСЕГО

24

45 490,77

28

60 262,74

Данные таблицы 6 позволяют сделать вывод, что в планируемом периоде после повышения классности есть основание ожидать повышение дохода на 14 771,97 (60 262,74 т.р. – 45 490,77 т.р.) по отношению к показателю 2012 года. Таким образом, отдача от инвестиций в обучение рабочих ППК-1 произойдет уже в течение первого месяца.

Расчеты, приведенные выше, доказывают, что система мотивации персонала, ориентированная на повышение качества сотрудников, дает значительный экономический эффект, который проявляется в повышении выручки от реализации работ, за счет увеличения производительности труда через повышение квалификации основных рабочих.

Усиление мер по экологии и охране труда на ППК-1. Одним из способов совершенствования системы управления персонала, а именно сохранения здоровья работников ППК-1 может стать организация дополнительного однодневного отдыха для основных рабочих на базе «Шепалово», т.е. предоставление бесплатных путевок с обязательным отдыхом и медицинским осмотром работников, работающих во вредных условиях труда, минимум 1 раз в 3 месяца. Общая стоимость путевки на сутки составляет 1000 рублей. Все расходы по приобретению однодневных путевок для своих работников должен взять на себя порт. Для реализации предлагаемого варианта администрацией комплекса и профилакторием, совместно с профкомом, составляются графики заезда при численности основных рабочих в количестве 124 человек, что представлено в таблице 7.

Таблица 7 – Планируемый график предоставления дополнительного отпуска основным рабочим на базу «Шепалово»

Кол-во чел.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Янв

Фев.

Мар.

Апр.

Май

Июн

Июл

Авг.

Сен.

Окт.

Ноя.

Дек.

124

41

41

42

                 

124

     

41

42

41

           

124

           

42

41

41

     

124

                 

41

41

42

Необходимость составления таких графиков обусловлена следующими причинами:

  1. согласование наличия свободных мест на базе;

  2. сопоставление предлагаемого однодневного отдыха с возможностями работника.

Таким образом, затраты на оплату однодневного дополнительного отпуска в квартал для основных рабочих составят 124000 рублей, в год – 496000 рублей.

Оценить эффективность данного мероприятия можно исходя из ожидания снижения простоя рабочих мест по причине болезни рабочих, занятых на ППР ЖРО И ЖКТ. Каждый работник, занятый на погрузо-разгрузочных работах приносит определенный доход, рассчитанный по формуле (1):

Д = В / 365 дней, (1)

где Д – доход, приносимый одним рабочим, руб.;

В – выработка основным рабочим по данным 2008 года, тыс.р.

Д = 1 385 400 р. / 365 дней = 3 796 руб.

За первый квартал 2013 г. потери рабочего времени по больничным листам рабочих составили 27 чел/смен. Таким образом, простои рабочих мест повлекли снижение размера дохода на сумму: 27 чел/смен * 3 796 руб. = 102 492 руб.

Если ежеквартально потери рабочего времени составят 27 чел/смен, то годовая сумма убытков составит: 119 872 руб. * 4 кв. = 479 488 рублей.

Таким образом, произведенные расчеты подтверждают целесообразность предложенных мероприятий.

Обоснование эффективности предлагаемых мероприятий. Предполагается, что издержки по реализации всех мероприятий должны компенсироваться из нераспределенной прибыли ППК-1.

Таким образом, суммарные расходы на повышение квалификации (87500 руб.) и лечебно – профилактический отдых (496000 руб.) составят 583500 рублей, а рост дохода от повышения классности докеров (14 771,97 тыс. руб.) и экономии от сокращения внутрисменных простоев и неэффективной для порта службы советников (3329,24 тыс. руб.) приблизится к 18101210 руб.

Примечательно, что наиболее показательна эффективность мероприятий от повышения классности, в результате чего, прирост выручки от ППР составит 14 771,97 тыс. рублей. Структура экономии и затрат денежных средств в результате реализации рекомендаций представлена в таблице 8.

Таблица 8 - Показатели эффективности мер по совершенствованию системы управления персоналом ППК-1 ОАО «Восточный порт»

Наименование мероприятия

Затраты, руб.

Доходы (экономия), руб.

Сокращение службы советников

-

3 329 000

Повышение квалификации

87 500

14 771 970

Сокращения внутрисменных простоев

-

479 488

Лечебно – профилактический отдых

496 000

-

ИТОГО

583 500

18 580 458

Таким образом, совокупные затраты на мероприятия составит всего 3% от всего объема освобожденных средств, остается значительный резерв, который может быть направлен на дальнейшее развитие всей системы мотивации персонала ОАО «Восточный порт».

Изменения в организационной структуре управления затронули только службу советников. Экономическое обоснование ликвидации данного подразделения приведено выше. Тем не менее, целесообразно ожидать и проявление качественного эффекта. Так, руководители подразделений, не ограниченные волей вышестоящего руководства, получают возможность ответственно и самостоятельно принимать решения по вверенным вопросам, что существенно повышает мотивацию управленческого персонала, а также дает возможность более оперативно реагировать на изменения условий внешнего окружения предприятия, представляя на согласование обоснованные проекты.

Кроме того, при ликвидации данного подразделения исчезнет дублирование функций и полномочий, которые негативно сказывались на мотивации и адаптации к новым условиям управления линейных руководителей, что заметно снижало инициативность работников.

Подводя итог по предложенным мероприятиям, можно выделить перечень реализованных задач, реализация которых принципиально возможна при условии их внедрения.

1. Были пересмотрены нормы, рекомендуемые ОТиЗ к эргономическим и физическим возможностям работника в заданных условиях, в результате чего принято решение увеличить число работников, занятых на ППР эквивалентно новым нормам выработки

2. С целью повышения мотивации основного рабочего персонала рассмотрена возможность повышения качественных характеристик ППП. После повышения классности есть основание ожидать повышение дохода на 14771,97 по отношению к показателю прошлого периода. Ожидается, что отдача от инвестиций в обучение рабочих произойдет уже в течение первого месяца.

3. Рассчитан показатель оптимальной численности работников управленческого звена в ОАО «Восточный порт», который ниже существующего на 119%, что говорит о необходимости рассмотреть вопрос сокращения кадров. В связи, с чем был проведен анализ функциональной нагрузки АУП и определена целесообразность упразднения службы советников, а освобожденные средства в объеме 3 329 240 рублей направить на развитие подсистемы управления персоналом ППК-1 ОАО «Восточный порт».

4. Предложены мероприятия по введению системы профилактическо – оздоровительного отдыха, которые положительно сказываются на уровне мотивации персонала.

5. Проведена оценка эффективности предложенных рекомендаций, которая показала, что суммарные расходы на внедрение предложенных мероприятий составят 583500 рублей, а рост дохода приблизится к 18 101 210 руб. То есть сумма затрат на мероприятия составит всего 3% от всего объема освобожденных средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что оптимизация структуры управления вкупе с инвестициями в человеческий капитал дает весомый финансовый эффект, что еще раз доказывает экономическую сущность человека как ресурса предприятия.

Все мероприятия имеют экономическое обоснование и доказывают, что совершенствование системы управления персонала дает весомый финансовый эффект, что еще раз доказывает экономическую сущность человека как ресурса производства.

Список литературы

  1. Официальный сайт ОАО «Восточный порт» // Режим доступа: http://www.vpnet.ru

Просмотров работы: 1725