СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА – ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА – ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ

Истомин Е.М. 1, Шурыгина Е.С. 1, Засимчук Я.С. 1, Ковалева Е.А. 1, Леонович В.Е. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Находкинский городской округ (НГО) - это один из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Приморского края, имеет большой потенциал для развития. Он является крупнейшим транспортным узлом России на Тихом океане. Выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития туризма. Все эти факторы способствуют к увеличению инвестирования в округ.

Площадь территории муниципального образования составляет 325,9 км², протяжённость береговой полосы 199,8 км. Городской округ граничит с Партизанским муниципальным районом.

Населённые пункты городского округа отделены от города Находки территорией Партизанского муниципального района. Прибрежные территории городского округа омывают воды заливов Находка, Восток и Стрелок.

В состав НГО входят село Анна, поселок Береговой, село Душкино, город Находка, который является административным центром. До 2004 года поселки Врангель, Ливадия, Южно-Морской, Козьмино и маяк Поворотный также являлись самостоятельными населёнными пунктами, подчиненными Находкинской администрации, но в ходе муниципальной реформы были упразднены и стали микрорайонами города Находки, увеличив её площадь почти в 3 раза. Таким образом, населённые пункты муниципального образования не представляют единой сплошной территории, некоторые приморские поселки разделены с городом территорией Партизанского района. Позднее микрорайонами стали поселки Приисковый, Авангард и Средний.

Численность населения НГО представлена в таблице 1.

Таблица 1- Численность населения НГО по годам

2009

2010

2011

2012

2013

2014

167542

↘160760

↘160549

↘159935

↘159330

↘157397

Статистические данные, приведенные в таблице 1 показываю, что за последние 6 лет численность в НГО снизилась на 6%, что составило 10145 человек. Это связано в основном с большим оттоком молодежи в поисках самореализации своих интересов и рабочих мест.

Целью данной работы является анализ экономического состояния находкинского городского округа и разработка предложений по его развитию.

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления НГО, которые отражают позитивную динамику и позволяют предположить достаточный уровень социально-экономического развития, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления НГО

Наименование показателя

2010 год

2013 год

Экономическая сфера

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете

на 10 тыс. человек населения

444,678 ед.

493,235 ед.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя

59385,1 руб.

69186,1 руб.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций

24837,1 руб.

35929,6 руб.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений

12186,1 руб.

27018,2 руб.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта

10146,4 руб.

18972,2 руб.

Социальная сфера

Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет

19,10%

21,40%

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений

67,86%

87,50%

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности библиотеками

65,22%

63,64%

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности парками культуры и отдыха

63%

63,15%

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

22,10%

24,70%

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления НГО показывают, что число субъектов малого и среднего предпринимательства за последние три года возросло на 9%, объем инвестиций в основной капитал увеличился на 45%.

Это положительная динамика для развития экономики округа, потому что его экономический рост зависит от развития малого и среднего бизнеса и вливания инвестиций в бюджет.

В НГО созданы условия для активизации инвестиционной деятельности, разработана система взаимосвязанных нормативно-правовых актов, направленная на государственную поддержку и предоставление гарантий инвесторам.

На территории округа законодательно защищены интересы российских и иностранных инвесторов, которые имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности, участие в инвестиционных конкурсах, тендерах, аукционах, получение информации от органов государственной власти.

НГО обладает уникальными природно-климатическими условиями: живописные ландшафты, морские бухты, леса, пещеры и природные водопады.

В округе существуют социальные проблемы, для решения которых требуется инновационный подход в развитии промышленности и сферы услуг. При анализе социально-экономического развития НГО, по нашему мнению, поток инвестиций могут принести отрасли, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Направления социально-экономического развития НГО

Были проанализированы возможности развития направлений инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства на территории НГО. Предлагается:

  • выпуск новых видов туристского и ресторанного продуктов, гостиничных услуг с использованием этнических традиций;

  • модификации в организации производства и потребления традиционных туристских и гостинечноресторанных услуг;

  • выход на новый рынок сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи).

В туристической сфере необходимо использовать культурно-ориентированный туризм, то есть разработать туры с кулинарно-гастрономическим и этническим уклонами. Для этого нужно имеющиеся объекты туристической сферы услуг ориентировать под стилизованные гостиницы, тематические кафе или рестораны с морской и национальной кухней, создание этно-кемпингов на территории которых будут расположены этнические мастерские и точки торговли, где будут использовать услуги, представленные на рисунке 2. Это проведение мастер-классов по быту и искусству, продажа сувениров, одежды и другой утвари.

Рисунок 2. Направления развития туристической сферы НГО

В развитии туристической отрасли Приморья было бы правильным решением принять кластерный подход. Это выгодно как для территории, так и для самих предприятий - по подсчетам специалистов они развиваются в шесть раз быстрее. Кластер сам по себе притягивает потоки российских и зарубежных гостей края. И те организации, которые сейчас между собой конкурируют, начнут дополнять друг друга.

В НГО входит поселок Ливадия - одна из жемчужин Приморского края России. В 2004 г. Ливадия была включена в состав города Находка. Омывает Ливадию залив Восток, неподалеку от которого расположилась бухта Гайдамак. Она поражает своей красотой и величественностью. Сюда на отдых ежегодно едут тысячи туристов из России и ближнего зарубежья.

Климат Ливадии умеренный муссонный. Зима морозная и малоснежная. Весна затяжная и прохладная. Летний муссон приходит в июне и действует по август. В первую половину лета в Ливадии стоит прохладная пасмурная погода с моросью и туманами. Начиная с середины июля, устанавливается солнечная и теплая погода. В августе здесь нередки тайфуны, сопровождающиеся штормовыми ветрами и обильными осадками. Пляжный сезон начинается с середины июня и длится до начала сентября. В августе вода на мелководьях прогревается до 24 °C, а средняя ее температура в это время достигает 19-20 °C.

На берегу Рифовой бухты располагаются популярные базы отдыха. Поблизости находится знаменитое Ливадийское озеро, которое славится рыбалкой и водными развлечениями, поскольку оно прогревается значительно быстрее моря. В бухте Средняя действует центр адаптации морских млекопитающих ТИНРО-Центра.

Мы считаем, что площадь около 400 гектаров в районе озера Ливадийского может стать базой для создания ядра туристско-рекреационного кластера на юге Приморья, где разместятся аквапарк и развлекательный комплекс с гостиницами, а так же спортивные комплексы. Точками притяжения туристов должны стать имеющиеся объекты, а также проектируемые неподалеку «Рыбацкая деревня» и горнолыжная база. Строительство морского причала позволит связать Ливадию с объектами туриндустрии Хасанского района при помощи морских такси, а также организовать водные маршруты к местным достопримечательностям.

Для реализации проекта рассматривается возможность привлечения финансирования из федерального бюджета. Кроме того, научное обоснование открывает находкинским туристическим компаниям выход на международные инвестиционные площадки.

Реализация проекта создания туристического комплекса положительным образом повлияет на развитие НГО. Наряду с существенным увеличением туристических потоков, рабочих мест и, как следствие, поступлений в бюджет. Дополнительный импульс получат местные предприятия различных сфер экономики. В частности, в рамках создания ядра кластера в Ливадии можно рассматривать увеличение пропускной способности дорог, строительство транспортного узла, очистных сооружений.

В рамках производства пищевой промышленности предлагается усилия приложить на развитии рыбной гастрономии, производство соусов по уникальной технологии, использование местные дикоросы при создании биологически активных добавок и новых рецептур, перепрофилирование Находкинских пищевых перерабатывающих предприятий на новую, бредовую продукцию. Развития пищевого направления в НГО с помощью уже имеющих площадей представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Направления развития пищевой отрасли НГО

Были выявлены следующие проблемы, препятствующие реализации предлагаемых проектов в НГО:

  1. Недостаточный объем инвестиций. Для этого предлагается использовать:

  1.  
    • ресурсы федеральных и муниципальных программ по развитию малого и среднего бизнеса;

    • потенциал действующих или законсервированных предприятий.

  1. Преобладание тактического управления над стратегическим.

  2. Отсутствие кадров для работы в предложенных нами направлениях.

  3. Отсутствие комплексных бизнес-проектов, учитывающих особенности территории НГО.

Участие филиала ВГУЭС в г. Находке в решении указанных проблем очень велико. Мы предлагаем:

  1. Стать субъектом туристической сети;

  2. Разработать гастрономические туры и организовать их;

  3. Создать новые виды продуктов питания функционального назначения в научно-исследовательской лаборатории филиала ВГУЭС в городе Находка;

  4. Подготовить кадры для работы в предложенных нами направлениях;

  5. Разработать бизнес-проекты на кафедрах филиала ВГУЭС в г. Находке.

Подводя итог, хочется сделать вывод, что социально-экономическое развитие в НГО возможно без вливания крупных инвестиций, но с использованием потенциала всех субъектов экономических отношений, включая малый и средний бизнес, учебные заведения и органы муниципальной власти.

Просмотров работы: 1389