ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Блажнова Е.С. 1, Кобозева И.С. 2
1ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
2МордГПИ имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Контроль за учебной деятельностью в нашей стране имеет богатый и разнообразный педагогический опыт. Учеными опубликовано достаточное количество работ определяющих функции проверки и оценки знаний, методы контроля, виды учета знаний (М. И. Зарецкий, Е. М. Канашкина, М. И. Кузнецова, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.), в том числе на основе использования информационных технологий (З. Г. Алиев, А. А. Полозов и др.). Имеются исследования в области внедрения инновационных форм контроля в практику музыкального обучения (М. С. Дядченко и др.).

Модернизация общего образования требует перехода от традиционных установок формирования «знаний, умений, навыков» к воспитанию ответственности, инициативности, самостоятельности, способности учащихся к рефлексии и др. Тех качеств личности, которые необходимы для жизни в современном обществе.

В последние годы требования общественности, и в первую очередь родителей учеников, к общеобразовательной школе выражаются в необходимости публичного представления итогов образовательной деятельности. Педагогический контроль знаний учащихся является основным элементом оценки качества образования и представления результатов образовательной деятельности.

Вместе с тем современная педагогическая наука не в полной мере реагирует на возможности использования мультимедийных технологий в педагогическом контроле учебного процесса, поэтому остаются недостаточно исследованными и разработанными сущность, специфика проведения педагогического контроля с использованием мультимедийных технологий. Из этого вытекает противоречие между необходимостью повышения эффективности учебного процесса на основе обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий с одной стороны и недостаточной разработанностью теоретических основ проведения педагогического контроля знаний учащихся с использованием мультимедийных технологий на уроке музыки с другой.

В педагогическом словаре слово «контроль» (франц. сontrole) трактуется в двух вариантах: 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел [1, с. 63]. Из сказанного следует, что контроль в образовательной сфере бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. К наиболее доступным методам контроля В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов относят «проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся» [3, с. 277].

С точки зрения исследователей педагогический контроль, с одной стороны, является цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса. С другой стороны, применительно к обыденному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку итогов учебной деятельности школьников.

Из сказанного следует, что под категорией«педагогический контроль»следует понимать систему проверки результатов познавательной деятельности учащихся, т. е. определение степени и качества достижения учебных целей. Система педагогического контроля включает экзамены, зачеты, устный опрос, письменные контрольные, рефераты, дневниковые записи, журналы наблюдений и др. Педагогическийконтроль знаний учащихся проводится с целью диагностирования, корректирования знаний умений и навыков, учета результативности отдельного этапа процесса обучения, определения итоговых результатов обучения на разном уровне.

Выбор видов, форм, методов и средств контроля обеспечивают систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе и соответствии поставленным целям, которые могут быть общими и частными.

Педагогический контроль в общеобразовательной школе по предмету «Музыка» наряду с традиционными оценками знаний, умений и навыков, предполагает оценивание всех видов музыкальной деятельности (слушание музыки, вокальное и инструментальное исполнение, сочинение, импровизация и т. д.). Наряду с оцениванием по 5-ти балльной шкале ФГОС регламентирует в текущей оценочной деятельности соотносить результаты ученика с оценками («удовлетворительно/ неудовлетворительно»). Во многом педагогический контроль на уроках музыки в современной школе идентичен видам, формам и методам проверки ,что и по другим предметам.

Особенности музыкального искусства позволяют учителю в педагогической практике активно использовать интерактивные методы проверки знаний и с применением мультимедийных технологий. («Мозговой штурм», ролевая (деловая) игра, «Займи позицию», case-study и др.)

«Мультимедиа» А. В. Осин определяет как «совокупность информационных объектов всех возможных видов – от символьных до аудиовизуальных, объединенных программными средствами для представления в интерактивном режиме» [2, с. 150].

Мультимедийные технологии мы рассматриваем как совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием аппаратных и программных средств компьютера продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах. Дидактический потенциал мультимедиа заключается в возможностях реализации принципа наглядности; в их существенной особенности (интегрированности, интерактивности, наличии гипертекста), в одновременном воздействии на слуховое и зрительное восприятие информации.

В настоящее время широко используются при проведении педагогического контроля тестовые программы. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества контроля с использованием тестовых программ в том, что компьютер дает объективную оценку знаний и значительно упрощает и ускоряет процесс обработки результатов. Применение тестовых мультимедийных программ значительно облегчает организацию и проведение данной формы контроля. Специфические особенности тестов по урокам музыки связаны с особенностью оценивания таких видов музыкальной деятельности как слушание музыки, интонирование. Вместе с тем, существующие программы для создания тестов и тестирования (SunRav TestOfficePro, MyTest и др.) позволяют подготовить тесты для проведения педагогического контроля и проверить музыкально-теоретические знания: знания о музыке, музыкантах, исполнителях, музыкальных жанрах, основных средств музыкальной выразительности, музыкальном языке и закономерностях музыкального искусства, приемах музыкального развития и формообразования.

Использование мультимедийных технологий на уроке музыки при проведении педагогического контроля предполагает соблюдение таких педагогических условий, как создание базы контрольно-измерительных материалов для текущего, промежуточного, итогового контроля (материалы базы будут способствовать информационному насыщению учебных занятий и самоконтролю учащихся); широкое внедрение накопленных контрольно-измерительных материалов в образовательный процесс; мониторинг успеваемости и качества знаний по музыке; проведение компьютерного тестирования; совершенствование профессиональной подготовки учителей по использованию мультимедийных технологий в подготовке контрольно-измерительных материалов.

Педагогический контроль с использованием мультимедийных технологий на наш взгляд наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока музыки:

– образовательной: воздействовать на восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

– развивающей: способствовать развитию у школьников познавательного интереса, умению анализировать, обобщать, сравнивать, возможности активизировать творческую деятельность учащихся;

– воспитательной: формировать научное мировоззрение, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитывать чувства сотрудничества, способности к взаимопомощи.

В современных социокультурных условиях развития общества, все более значимой является проблема проведения педагогического контроля на уроках музыки в общеобразовательной школе, нацеленного на единый результат обучения. Решение этой проблемы на наш взгляд возможно с использованием мультимедийных технологий.

Литература:

  1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.

  2. Осин, А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А. В. Осин. – М., 2004. – С. 319.

  3. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2008. – 576 с.

Просмотров работы: 2918