МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Каргаполова Н.О. 1
1ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди значимых проблем современного российского общества по-прежнему актуально звучат вопросы утраты духовных ориентиров, снижения общекультурного уровня народа, приоритета материальных потребностей над культурными, коммерциализации всех сфер жизни. Очевидно, что возрождение духовного потенциала общества возможно через обращение к таким источникам трансляции духовных ценностей, как художественная культура и искусство. Вместе с тем, деятельность учреждений системы дополнительного образования, музейных и концертно-просветительских организаций, показывает невозможность решения ими вышеназванных проблем извне, без опоры на воспитательный и образовательный потенциал такого социального института, как семья.

Культурное наследие нашей страны включает в себя богатейший опыт музыкального воспитания в семье – уже с XVIII в. в России складывались традиции бытования народной и классической музыки в семейной культуре и активного приобщения детей к различным формам музицирования.

Благодаря исследованиям В. И. Адищева, И. В. Анненковой, Б. В. Асафьева, Е. П. Бариновой, Ф. Ф. Вигеля, Н. Н. Врангеля, И. Ю. Дьяченко, Н. В. Карташёва, В. А. Кириллова, Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, Л. В. Матвеевой, Л. Л. Мельниковой, Ю. С. Рябцева, А. В. Сикорской, Н. И. Яковкиной и других учёных, известно, что в России на протяжении XVIII – XIX столетий сложилась классическая дворянская модель семейного воспитания, неотъемлемой составляющей которой являлось музыкальное искусство. Музыка выступала константой культурного пространства семьи в России: домашние музыкальные концерты, усадебное музицирование, аккомпанемент танцам, игра на фортепиано в четыре руки, аккомпанирование пению на гитаре или фортепиано, игра в камерных ансамблях, когда участниками исполнения нередко становились все члены семьи, владевшие разными музыкальными инструментами и др. Традиция в дворянских семьях поддерживалась и сохранялась не одним поколением.

Музыкальное обучение в домашних условиях оказывало большое влияние на статус образованности, как отдельных членов, так и всей семьи в целом. Включение музыки в образ жизни при этом обеспечивался достаточно строгими требованиями к подготовке за инструментом с детского возраста (особенно девушек, которые считались основными хранительницами музыкальной культуры и образованности).

Всё это говорит не просто о широком проникновении в быт русского общества европейских форм музыкальной практики, но и о том, что домашнее семейное музицирование являлось фактором широкого музыкального просвещения и основой эстетического воспитания в семье.

Музыка выступала средством социализации ребёнка не только в семьях, принадлежащих к дворянскому и мещанскому сословиям. Л. В. Матвеева в своих трудах выделяет также «народную модель» семейного музыкального воспитания, подчёркивая то, что в народной среде происходило «ненавязчивое воздействие на ребёнка естественной «живой» звуковой музыкальной среды – музыкальная составляющая материнской педагогики пестования, прикладное звучание музыки в быту и при выполнении трудовых обязанностей» [2, С.37].

К XIX веку домашнее музицирование прочно вошло в жизнь россиян, став не только формой проведения досуга или семейного воспитания, но и основой для расширения и аккумуляции просвещённых кругов общества, во многом обеспечивших высокий уровень развития культуры страны в дальнейшем. Об этом свидетельствуют многочисленные музыкальные собрания, кружки и салоны, широко бытовавшие в дворянских особняках и помещичьих усадьбах (наиболее известные – братьев Вильегорских, В. Ф. Одоевского, княгини З. А. Волконской, А. Ф. Вельтмана, А. Ф. Львова и др.), которые объединяли, подобно знаменитым итальянским академиям, не только музыкантов, но и весь цвет литературно-артистического и художественного сообщества.

Одним из самых распространённых видов музыкального досуга, особенно в провинциальных городах, являлись «семейные вечера». Интересен тот факт, что их проведение требовало обязательного разрешения губернатора, соблюдения определённых правил и предполагало контроль местной власти – по завершению вечера, как правило, составлялся отчёт исправника.

Биографии многих выдающихся российских писателей, поэтов, учёных (Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, М. Ю. Лермонтова, Д. И. Менделеева, С. П. Боткина, И. М. Сеченова, С. М. Ковалевской, А. М. Бутлерова и др.) содержат многочисленные факты глубокого увлечения домашним музицированием, органично присущим их семейной атмосфере и процессу воспитания в целом.

Значительную роль сыграло домашнее музыкальное образование в творческом становлении многих отечественных композиторов – М. И. Глинки, A. C. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, H. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, C. B. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др. Общей в их музыкальных судьбах стала личность матери как первой учительницы музыки, прекрасно владевшей игрой на фортепиано, нередко хорошей певицы и проницательного педагога, почувствовавшего дарование своего ребёнка.

Таким образом, во многом благодаря глубоким традициям музыкального воспитания в семье, в России был основан фундамент для развития музыкального просветительства и профессионального музыкального образования, выразившихся в создании просветительских организаций («Русское филармоническое общество», «Русское хоровое общество», «Симфоническое общество», «Императорское Русское музыкальное общество»), учреждений профессионального музыкального образования (консерваторий, музыкальных училищ и др.), в расцвете национальных композиторской и исполнительской школ.

В силу известных исторических событий, после 1917 г.кардинально изменился музыкальный быт России. Эмигрировала значительная часть культурно-интеллектуального слоя нации, интеллигенция долгое время считалась «классово враждебной», а привычное звучание фортепиано или гитары – «буржуазными пережитками». В результате социальных потрясений традиции домашнего музицирования постепенно утрачивались. В ХХ в. в стране была создана фундаментальная система дополнительного музыкального образования, базовой характеристикой которой стало обучение всех детей по единой программе, направленной на профессиональную ориентацию, что позволило обеспечить внеконкурентный уровень отечественной исполнительской школы, но привело к девальвации роли семейной музыкальной среды в воспитании и развитии ребёнка.

К сожалению, в настоящее время такая область семейного воспитания и обучения как домашнее музицирование, равно как и семейное чтение, в России почти утрачена, постепенно исчезают и народные музыкальные традиции воспитания. Результатом технического прогресса стало появление разнообразных средств воспроизведения музыкального материала, что во многом способствует «потреблению» музыки, нежели ее «живому» воспроизведению и осмыслению. Во многих семьях, где ребенок получает музыкальное образование, весь процесс музыкального воспитания полностью возлагается на образовательное учреждение. Родители в силу различных причин устраняются от участия в этом процессе, тем самым лишая себя и своего ребёнка радости духовной близости в совместном творчестве. Кроме этого, в процессе домашнего музицирования развиваются музыкальные способности и музыкальное мышление личности, активизируется её творческий потенциал, воспитывается музыкальный вкус. Кроме того, совместное музицирование духовно объединяет всех членов семьи, вносит гармонию в отношения, делает семью более дружной и крепкой.

Безусловно, сегодня дворянская модель семейного музыкального воспитания не может быть воссоздана в её классическом виде. Однако определённые шаги в направлении включения семьи в процесс эстетического и духовно-нравственного развития детей средствами музыки, на наш взгляд, могут принести благотворный результат. Среди них: включение классической музыки в семейный досуг (как на основе «живого» исполнительства, так и с привлечением современных технических средств); музыкальное самообразование родителей, проходящее одновременно с обучением детей в специальном заведении; домашние музыкальные вечера, концерты и многое другое.

Список литературы

  1. Анненкова И.В. Музыка как константа культурного пространства семьи в России XVIII – начала XX вв.: Автореф. дис. ... канд. культурологии. Саранск, 2012.

  2. Матвеева Л. В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье: Екатеринбург: Урал гос. пед. ун-т, 2007. – 316 с.

Просмотров работы: 1766