ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В подростковом возрасте активно форми­руется Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции и самоуважения в этом возрасте являются необходимыми условиями положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации.

Среди зарубежных психологов наибольший вклад в развитие знаний о Я-концепции внесли Р.Бернс, У.Джеймс, К.Роджерс, З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон и др.

Изучением личности учащихся и современных подростков занимались Л. М. Фридман, Т.А. Пушкина, Д.И. Фельдштейн.

Возможности поддержания целостности Я-концепции в процессе развития, кризисов и неблагоприятных воздействий среды изучали А.Б. Ахмедов, Т.Д.Марцинковская.

На развитие Я-концепции оказывает влияние множество факторов: особенности культуры, социального окружения и т.д. Наиболее важными факторами, влияющими на становление Я-концепции у подростков, можно считать роль семейных отношений и роль значимых других.

Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь [2].

Значимые другие – это те, кто играет в жизни личности большую роль. Их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих [4].

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников [3]. У подростка, выросшего в селе, социальное окружение или социальная среда, в которое входят все «значимые другие», будет иметь свои особенности, нежели у городского подростка.

Итак, социальная среда - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий [1].

Социальная среда оказывает огромное влияние на подростков. Она включает в себя не только такие компоненты, как школа, семья, сверстники, но и место проживания - в городе или сельской местности. Городские и сельские жители имеют существенные различия в образе жизни и ценностных ориентациях.

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями проживания; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах; набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни, ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.

Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта, а также близость к городу и большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой.

Сельская школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.

Сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой [5].

Таким образом, место проживания и его специфика играет важную роль в становлении и развитии Я подростка, так как является одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на формирование личности. Но отследить воздействие конкретно места проживания - очень сложно, так как оно оказывается нерасчленённо, в совокупности многих факторов: социального окружения, СМИ, школы и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Андреева Г.М. — 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

2. Бёрнс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. М.Б. Гнедовского, М.А. Ковальчука. - М.: Прогресс, 1986. с. 422.

3. Бёрнс, Р. Что такое Я-концепция. Психология самосознания. Хрестоматия. / под. ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ-М, 2003. – с. 333 - 339

4. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 12 – изд. / Ф. Райс. – Спб.: Питер, 2010. – 816 с.

5. Мерлин, B. C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности / В. С. Мерлин. - М.: 1979. – 314 с.

Просмотров работы: 2283