ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ СОЦИУМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ СОЦИУМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

*Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ №15-16-71005а/Ц

Происходящие радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности [1]. Критерии здоровья и безопасности сегодня выдвигаются на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования, так как наряду со снижением рождаемости, происходит ухудшение качества здоровья детей, увеличивается уровень социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения детей и подростков [2].

Становится очевидным, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых происходит жизнедеятельность, и, прежде всего, к совершенствованию той общности, в которой осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта.

Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом однозначно осуждаемым, и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы [3].

Для обеспечения психологической безопасности необходимо понимать само понятие, его аспекты и критерии. Изучением психологической безопасности в разное время занимались такие исследователь как Е.Е. Пронина, А.И. Папкин, Т.С. Кабаченко, И.А. Баева, Г.В. Грачев и др.

По их мнению, понятие психологической безопасности не однородно. Т.С. Кабаченко рассматривает психологическую безопасность «как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития» [5].

И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2]. Г.В. Грачев понимает психологическую безопасность как «состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [4].

Несмотря на множество определений психологической безопасности среды и содержательных критериев, выделяемых авторами, все они сходятся в одном мнении: в настоящее время особенно приоритетным является обеспечение психологической безопасности в образовательной среде в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний – над чем необходимо и осуществлять работу.

Литература

  1. Арендачук, И.В. Образовательная среда вуза как фактор психолого - педагогических рисков [Текст] / И.В. Арендачук. – М., 2004.

  2. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст]: монография / И.А. Баева. - Санкт-Петербург, 2002.

  3. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников[Текст] / И.А. Баева. - Санкт-Петербург, 2002.

  4. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Текст] / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

  5. Кабаченко, Т. С. Психология управления [Текст] /: Уч. пос. / Т.С. Кабаченко. - М.: 2000.

Просмотров работы: 1953