ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенностями развития внимания у детей с умственной отсталостью занимались ряд ученых: И.Л. Баскакова, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, С.В. Лиепинь, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, и др.

Дефекты в развитии внимания у таких детей обнаруживаются достаточно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты. Внимание умственно отсталых дошкольников отличается малым объемом, неустойчивостью, низкой концентрацией. Дети не могут длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях; они часто с большим трудом подчиняются словесной инструкции и не могут без отвлечений выполнить работу. Нередко даже незначительный шум настолько отвлекает внимание детей, что очень трудно удается вновь привлечь их к работе.

Многие авторы (А. Н. Граборов, С.В. Лиепинь, И.М. Соловьев и др.) отмечают, что внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у условно нормально развивающихся детей. Трудность, невозможность длительной концентрации, отражается, прежде всего, на деятельности, требующей значительного умственного напряжения.

Дети с умственной отсталостью с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой (нарушено торможение предыдущих способов деятельности). В их деятельности часто проявляется застревание на уже знакомый способ решения задания. Также у них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности.

При олигофрении преимущественно недоразвита именно произвольная сторона внимания. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания обусловлена также низкой устойчивостью внимания, оно трудно привлекается, плохо фиксируется, быстро ослабевает.

А.Н. Лурия отмечает преобладание непроизвольного внимания над произвольным из-за особенностей нейродинамики: нарушением баланса возбуждения и торможения, т. е. преобладания либо одного, либо другого физиологического процесса. Следствием этого являются частые отвлечения внимания и неустойчивая направленность.

Повышенная патологическая отвлекаемость наблюдается у детей с умственной отсталостью с возбудимым типом нервной деятельности. Для них характерна удивительная живость, подвижность, часто двигательная расторможенность. Эта болезненная отвлекаемость приводит к невозможности выполнить задание, которое доступно и понятно ребенку. Для группы торпидных олигофренов можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Они могут длительное время, не отвлекаясь, выполнять несложные действия.

Однако, С.В. Лиепинь выявила, что возбудимые дети с умственной отсталостью меньше отстают от нормы в показателях объема внимания, чем дети торпидного типа. Расширение объема внимания отстает от нормы в тех случаях, когда требуется более высокий уровень обобщения и осмысления при восприятии.

С.Я. Рубинштейн объясняет причину нарушения внимания колебаниями психической активности, которые являются проявлениями летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Это обуславливает быструю истощаемость процессов, которая может наступить сразу после некоторого умственного напряжения. Такие колебания психической активности свойственны и детям с сохранным интеллектом, но у детей-олигофренов они возникают очень часто.

На основании клинических данных в исследованиях М.С. Певзнер было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у детей с умственной отсталостью является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. У некоторых детей наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами: торможение над возбуждением или наоборот, а часто возникающие летучие кратковременные фазовые состояния отражаются на колебаниях внимания.

По мнению А.Н. Граборова, слабость произвольного внимания обусловлена отсутствием целевого направляющего признака внимания, а это в свою очередь объясняет стремление ребенка с умственной отсталостью к частой смене объектов внимания, к переносу внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак. Из-за сниженного объема внимания дети с умственной отсталостью, рассматривая какой-либо предмет, видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормативно развивающиеся сверстники.

Таким образом, произвольное внимание у умственно отсталых лиц нецеленаправленное, нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.

В современных исследованиях указывается, что иппотерапию выступает в качестве нетрадиционного метода работы с детей с нарушением интеллекта, способствующий возникновению тесной эмоциональной связи с животным и требующий активной психофизической мобилизации для езды на лошади. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребности запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным, активизирует все психические процессы.

Ю. Лаллери рассматривал иппотерапию как метод психосоматической терапии, направленный на достижение человеком двигательной, психологической независимости, умение адекватно реагировать на новые, изменяющиеся обстоятельства.

И. Штраус отмечает положительный эффект от использования лошади в лечебных целях в сочетании совместной активности, физической коммуникации и, особенно, в ритмически упорядоченной двигательной нагрузке.

Овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью создает для ребенка ситуацию успеха. Это способствует повышению самооценки детей. Кроме того, самостоятельное управление лошадью требует от ребенка больших волевых усилий, выдержки, умения регулировать и организовывать свою деятельность. Стабилизация эмоционального состояния детей на иппотерапевтических занятиях повышает концентрацию и устойчивость внимания детей с умственной отсталостью.

Нами был разработан комплекс содержание коррекционно-развивающих иппотерапевтических занятий, направленных на развитие произвольного внимания у дошкольников с умственной отсталостью. Коррекционно-развивающая работа строилась с учетом ряда основополагающих принципов: принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития); принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей психического и личностного развития ребенка; принцип опоры на разные уровни организации психических процессов (определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции интеллектуального и перцептивного развития); принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. При составлении комплекса коррекционно-развивающих занятий учитывался объем и степень разнообразия материала (к новому материалу следует переходить только после относительной сформированности того или иного умения). Принимался во внимание принцип учета эмоциональной сложности материала (проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции). Занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном настрое. На занятиях иппотерапией соблюдались основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени, отведенного для занятия; единство действий, что служит дополнительным организующим моментом при формировании произвольности.

Для развития устойчивости и переключения внимания выбраны способы двигательной (моторной) коррекции. Они направлены на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Физические упражнения, выполняемые ребенком на движущейся лошади, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов, в том числе и вниманием.

Условием для становления и развития произвольного внимания является использование речи, речевых инструкций взрослого, которые определяют задачи и организовывают внимание ребенка. Чтобы движения ребенка носили произвольный характер, необходимо давать четкую словесную команду, которая должна быть определенным образом осмыслена, «перекодирована» ребенком, на основании чего он дает команду произвести то или иное действие. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы. Степень произвольности резко снижается, если мы будем давать инструкцию типа «делай, как хочешь», которая не требует определенной программы выполнения.

Важно научить ребенка правильному дыханию. Дыхательные упражненияулучшают ритмизацию организма, развивают самоконтроль и произвольность.Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает контроль над поведением.

В комплекс занятий по развитию произвольного внимания у дошкольников с умственной отсталостью были введены элементы игры. Игра является ведущим видом деятельности у детей этого возраста и способствует становлению произвольного поведения, которое ребенок копирует, наблюдая за поведением другого человека. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и концентрации внимания. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения согласно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Знакомство со все большим количеством предметов и явлений развивает его интересы и внимание.

Структура занятий строилась следующим образом: подготовительная часть (5 минут), основная часть (20 минут) и заключительная часть (5 минут).

В подготовительной части занятия происходит приветствие ребенком инструктора, коновода и лошади, осуществляется посадка на лошадь и пассивная езда, во время которой ребенок привыкает к шагу лошади, а инструктор формирует у своего подопечного положительный настрой на дальнейшую работу.

Основная часть занятия насыщена упражнениями на развитие крупной и мелкой моторики тела, равновесия и координации движений, упражнениями на укрепление мышц спины и живота, на формирование мышечного корсета, заданиями на развитие ориентировки в схеме собственного тела, упражнениями на тренировку вестибулярного аппарата, дыхательными упражнениями, игровыми упражнениями на развитие внимания.

В заключительной части занятия происходит спешивание ребенка с лошади, кормление лошади и прощание.

Результаты исследования используются при планировании занятий дефектологов, иппотерапевтов, тренеров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс коррекционно-развивающих иппотерапевтических занятий способствует развитию произвольного внимания у дошкольников с умственной отсталостью, сочетает в себе развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, сферы общения, а также укрепление здоровья детей.

Просмотров работы: 4014