ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы мотивации относятся к одним из важных проблем психологического знания, так как их изучение помогает лучше понять сущность тех или иных поступков личности, механизмы и причины деятельности человека. Так как учебная деятельность занимает практически весь период становления личности (начиная с конца детского сада и кончая обучением в средних и высших учебных заведениях), то решение проблемы мотивации обучения приведет к решению вопросов мотивации деятельности в целом. Но, не смотря на значимость мотивационной сферы в процессе обучения, её практическая разработанность сильно отстает от общепсихологической значимости. Х. Хеккаузен отмечал, что едва ли найдётся другая такая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации.

Значимость данной проблемы определяется ещё и тем, что борьба за качество усвоенных знаний и повышения уровня образованности является ещё нерешённой задачей. В связи с изменением форм и стандартов образования, обучение становится неинтересным всё большему количеству учеников. В связи с этим падает и общая успеваемость, и образованность населения в целом. Такие изменения могут быть связаны с тем, что учебная деятельность, для каждого, имеет свою значимость и личностный смысл. Выявление интересов современной молодежи и формирование на этой базе определенной системы мотивов, приведёт к улучшению уровня образования. Это ещё подтверждается и тем, что успеваемость и неуспеваемость связаны, в первую очередь, с личностными качествами учеников, а, следовательно, и с вопросами мотивации личности.

Многие психологи, как отечественные, так и зарубежные, занимались вопросами мотивации. Среди них можно выделить такие фамилии, как В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.Б. Орлов и др.

В современном психологическом словаре, потребность представлена, как внутренний стимул любого действия человека, любого социального процесса, без которого сама жизнь общества теряет смысл.

Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе определяли потребность, как нужду, т.е состояние испытываемой нужды в каких-либо условиях, предметах, без которых невозможно существовать.

В зависимости от степени осознания человеком потребности, его активность может выражаться либо в виде влечения, либо в виде желания. Влечение всегда неосознанно и беспредметно. Для перехода потребности из влечения в желание необходимо осознанное и предметное понимание своего состояния или своей нужды. Таким образом, желание всегда активно и побуждает к определенной деятельности. Более того, осознаваемые потребности присуще личности, а не организму.

В основе всякой деятельности лежит мотив. Понятие мотив произошло от французского слова «motif» и в буквальном смысле обозначает «побуждение».

Мотивация является одним из главных условий успешного обучения. Она является главным компонентом любой деятельности человека. Внутренняя мотивация побуждает человека к выполнению каких-либо действий. Исходя из этого, можно сказать, что личная заинтересованность ученика в процессе получения знаний играет ведущую роль. Таким образом, одной из основных задач учебного заведения является создание такой учебной ситуации, в которой учащийся самостоятельно решает, поставленные перед ним учебные задачи, приходя к правильному решению. В процессе этого решения он получает необходимые ему знания, умения и навыки. Полученные в ходе самостоятельной работы знания, характеризуются большей точностью и основательностью. Достигнув определённого решения, ученик может наблюдать важность и результативность своей работы, благодаря чему у него повышается вера в свои силы.

Для создания учебной мотивации можно использовать внеклассные мероприятия и неформальное общение. В спокойной обстановке у школьника формируется положительное отношение к школе, учителю, предмету и т.д. Необходимо поддерживать высокий уровень мотивации на протяжении всего обучения. Для этого необходимо учитывать некоторые правила составления и преподнесения учебного материала: объём нового материала должен соответствовать возрастным особенностям учеников; вся новая информация должна иметь четкую и ясную для учеников связь с уже изученным ими материалом; новой информации не должно быть слишком мало; речь преподавателя должна быть грамотной и интересной; необходимо наличие практической составляющей на занятиях.

Н.Ю. Скороходова говорит о том, что технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке.

В связи с тем, что ученики имеют свободный доступ к большому количеству знаний, учителю необходимо научить его правильно использовать доступные источники информации. Исходя из этого, учителя стали использовать следующие виды работы: работа с электронными учебниками; работа с демонстрационными материалами; компьютерные тесты; использование ресурсов Internet для подбора материала.

Использование компьютерных технологий на уроке создают комфортную эмоциональную обстановку, в которой ученики имеют возможность изучить более подробно ту или иную информацию, повышает их уровень мотивации и на этом фоне улучшается общая успеваемость.

Невозможно недооценить значение эмоций в жизни человека. В психологии эмоции понимаются, как субъективная реакция человека или животного на внешние или внутренние факторы. Эта реакция может проявляться в виде удовольствия или неудовольствия, страха, радости и т.д.

По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции, как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Из этого следует, что эмоциональные состояния одинаково присущи как человеку, так и животному.

Важным компонентом в структуре мотивации личности играют эмоции. Эмоции носят всегда субъективный характер и придают определённую окраску ситуации для человека. Они помогают оценивать не только события прошлого и настоящего, но так, же участвуют в процессе прогнозирования и моделирования человеком ситуаций будущего.

Исходя из вышесказанного, видно, что управление эмоциями человека является одним из способов управления его мотивационной сферой, а также деятельностью. Эмоции влияют на жизнь человека, на процесс принятия решений. Но необходимо учитывать, что положительная роль эмоций не связывается напрямую с положительными эмоциями, а отрицательная – с отрицательными. В зависимости от личностных особенностей человека, отрицательные эмоции могут оказывать мотивирующее, побуждающее воздействие. А положительные являться фактором самоуспокоения человека. Всё это необходимо учитывать в работе с учениками. Вызывая у них определенные эмоции, можно добиться разнообразных результатов. Положительные эмоции очень важны на начальных этапах обучения. Они помогают ребенку поверить в собственные силы, вызывают интерес к предмету и желание учиться. Негативные эмоции в процессе обучения можно использовать, как метод мотивации в том случае, когда первый порыв к учёбе иссяк, и ребенок перестал видеть смысл в своей деятельности. В этой ситуации их можно использовать для «подстрекания» у ребенка азарта и желания доказать окружающим его превосходство.

Анализ литературы показал, что ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Е.П. Ильин понимает мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием). Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности.

Таким образом, для формирования учебной мотивации школьников необходимо учитывать такие факторы, как личная заинтересованность каждого учащегося в процессе получения знания, особенности изменения современных методов преподавания и эмоциональный компонент деятельности. Необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся, который приведет к раскрытию его индивидуальных способностей и укрепит личный интерес в процессе обучения.

Просмотров работы: 2467