ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В образовательной среде обучающиеся сталкиваются со множеством видов учебных задач, которые должны быть ими успешно разрешены. Для обозначения категории задач, связанных с оценкой знаний, нами используется термин «интеллектуальные испытания», которое вводит в своих исследованиях Н.А. Коваль и Р.П. Мильруд. Сталкиваясь с интеллектуальными испытаниями, обучающийся должен разрешить адаптационные задачи, которые заключаются в достижении наивысшего результата, сохранении психологического благополучия (своего и других участников ситуации), позитивного образа себя и адекватной самооценки [3].

Большую роль при этом играет состояние обучающегося перед началом и во время испытания. По данным исследователей Спилберга Ч., Карандашева В.Н., Лебедевой М.С. , в эти периоды доминирует чувство тревоги, которое связано с ухудшением как общего психологического состояния и ощущением дискомфорта, так и с пониженной результативностью. В таком случае учащийся имеет дело с проявлениями экзаменационного стресса, который возникает как ответ на ситуацию оценивания. Следовательно, реагирование на ситуацию оценивания сугубо индивидуально и зависит от процессов восприятия ее индивидом. Иными словами, для изучения тревоги и стресса в интеллектуальных испытаниях недостаточно ограничиваться ее характеристикой как универсальной стрессогенной ситуации, но и также необходимо учитывать и индивидуальные реакции студентов на нее. [5]

Одним из психологических условий, определяющих исход интеллектуальных испытаний, является уровень тревоги, испытываемой студентом. Это создает предпосылки для использования копинг-поведения в ситуациях интеллектуальных испытаний как ее регулятора.

В ситуациях, связанных с переживанием индивидом тревоги и стресса, исход опосредован усилиями, которые им будут предприняты для борьбы с ними. Такие усилия обозначаются термином «совладающее (копинг-) поведение».

Совладающее поведение и копинг-стратегии. Под совладающим поведением понимаются действия индивида, направленные на управление ситуацией, оцененной им как причиняющей вред, представляющей угрозу или бросающей вызов [2].

Копинг-стратегии представляет собой общее понятие, которое включает в себя разные стратегии, помогающие преодолеть тревожность и справиться с собственными требованиями в повседневной жизни. Копинг- стратегии – это применение разных методов для того, чтобы справиться со стрессом, для этого человек зачастую использует поведенческие, психологические, познавательные и эмоциональные стратегии.

Термин «копинг-стратегия» произошел от английского слова coping (совладание). Впервые термин появился лишь в 1962 году в специализированной психологической литературе, а применён на практике Р. Лазарусом, Л. Мэрфи и С. Фолкманом.

Совладание (копинг) представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации. Экстремальные ситуации, в зависимости от доминирующей опасности, привлекают различные виды совладающего поведения. Возможность освоения техники совладающего поведения позволяет субъекту целенаправленно совершенствовать процесс самообеспечения безопасности, однако совладание не универсально применительно к взаимодействию с экстремальными ситуациями.

В отличие от защитных механизмов, копинг-поведение направленно на активное взаимодействие с ситуацией. Это особый вид социального поведения, позволяющий субъекту с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией, в данном случае со стрессом.

В настоящее время выделяют три подхода к толкованию понятия «сoping». Первый подход трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому, что есть сторонники склонны отождествлять копинг с его результатом. Второй же определяет копинг в терминах черт личности - как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей. И наконец, согласно третьему подходу, копинг должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром.

Совладающее поведение реализуется посредством различных стратегий (копинг-стратегий), однако не исчерпывается ими.

Необходимо различать копинг-стратегии и «жизненные навыки». Последние формируются в течение жизненного пути студента и используются им как механизмы приспособления к каждодневным ситуациям, не имеющим стрессовой нагрузки [1].

Отсюда следует, что студент, обладающий солидными запасами жизненных навыков, имеет большее количество ресурсов для совладания в стрессовой ситуации. Накопление таких навыков близко к понятию восстановительного копинга, заключающегося в тренировке человеком умений, которые могут пригодиться в трудный момент. Опыт прохождения интеллектуальных испытаний студентом мы относим к жизненным навыкам, однако каждое испытание помимо использования проверенных на опыте средств выдвигает свои психологические адаптационные задачи, которые требуют применения копинг-стратегий [4].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Aldwin C.M. Stress, coping, and development, Second Edition: An Integrative Perspective. N. Y., 2007.

  2. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N. Y., 1984.

  3. Zeidner M. Test anxiety: The state of the art. N. Y., 1998.

  4. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология.

  5. Спилбергер Ч., Карандашев В.Н., Лебедева М.С. Изучение оценочной тревожности: руководство по использованию. СПб., 2004.

Просмотров работы: 2355