РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АМЕТИСТ» Г. ОМСКА) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АМЕТИСТ» Г. ОМСКА)

Кирчей Д.С. 1
1ФГБОУ ВПО Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что в настоящее время большое внимание уделяется расчетам с поставщиками и подрядчиками.Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами.

Примером для исследования данной работы является финансово-хозяйственная деятельность ООО «АМЕТИСТ».

Все хозяйственные операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги оформляются соответствующими расчетными документами и договорами.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующими документами [13, с. 274].

Основным первичным документом для взаимодействия с поставщиками и подрядчиками является договор. Договор может быть нескольких видов: договор купли-продажи (при покупке товарно-материальных ценностей, товаров); договор поставки (при поставке оборудования и др.); договор аренды (при аренде помещений); договор обслуживания (при оказании услуг электроэнергия, отопление и др.); договор подряда (при проведении работ подрядным способом).

Существует исключение, когда приобретаются товары, материалы и другие товарно-материальные ценности только на основании заранее оплаченного счета, счет-фактуры и товарной накладной, а также доверенности на получение товарно-материальных ценностей.

Счет - документ, выдаваемый поставщиком покупателю или предоставляемый поставщиком банку для подтверждения (оправдания): а) платежа покупателя; б) суммы платежа; в) товарности данной хозяйственной операции; г) акцепта или отказа от него в платежном требовании-поручении.

С 01. 01. 1997 г. все юридические лица, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность на территории России, обязаны сопровождать отгрузку продукции, работ, услуг, товаров выпиской специального счета-фактуры Счет-фактура регистрируется в книге продаж у продавца и в книге покупок у покупателя . Получаемые и выдаваемые счета-фактуры подшиваются и хранятся отдельно в журналах соответствующих счетов-фактур. Срок хранения выдаваемых и получаемых счетов-фактур составляет 5 полных лет со дня их выдачи или получения. В каждом из журналов счета фактуры должны быть пронумерованы и подшиты. При этом покупатели учитывают счета-фактуры по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет выставленных покупателем счетов-фактур в хронологическом порядке. В журнале учета полученных счетов-фактур подшивают счета-фактуры, которые хранят поверенные, организации, выполняющие строительно-монтажные работы для собственного потребления. При получении денежных средств в форме предварительной оплаты за будущую поставку товаров продавец оформляет счет-фактуру и делает запись в книге продаж. Покупатель не отражает хозяйственную операцию по выплате аванса в книге покупок. В книге покупок не подлежат регистрации счета-фактуры, полученные при безвозмездной передаче товаров и другого имущества, при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг участником биржи, счета-фактуры, полученные комиссионером от комитента.

Накладная – учетный документ, выдаваемый поставщиком покупателю или его ответственному представителю при получении товара. По накладной осуществляется перемещение товара на стороннему юридическому или физическому лицу. При отправке товара через транспортное предприятие сторона, которая обеспечивает доставку груза, выписывает товарно-транспортную накладную (Приложение И).

Доверенность может быть выписана либо на бланке формы № М-2, либо на бланке предприятия-покупателя с его угловым штампом и печатью (Приложение К). Бланк доверенности имеет корешок, с помощью которого ведется учет выданных доверенностей. При выдаче доверенностей на бланке предприятия необходимо вести регистрационный журнал выдачи доверенностей [21, с. 142-157].

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту: акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам; приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки); выявление излишка при приемке товарно-материальных ценностей.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. Исходя из выбранной формы, оформляются соответствующие документы.

В расчетных документах (счет, счет-фактура, товарно-транспортная накладная и др.) поставщики и подрядчики отдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стоимость.

Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований.

После составления счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли. При проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях оформляются документы по претензиям и акт о приемке материалов [13, с. 277-278].

Также к первичным документам, подтверждающим произведенные расчеты с поставщиками и подрядчиками относят: приходный ордер, платежное поручение и путевые листы.

Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом в день поступления ценностей на склад организации. На основе сопроводительных документов в приходный ордер вписываются данные о ценах, НДС и общей стоимости полученных ценностей .

На работы по перевозке товарно-материальных ценностей от продавца к покупателю, осуществляемые автотранспортом, выписываются путевые листы. путевой лист легкового автомобиля – по форме № 3.

Если материальные ценности поступили в организацию без документов, то они оплате не подлежат, по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, а также в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы и оформлены соответствующими документами.

Организация-покупатель в обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчику вексель с согласованным сроком платежа. При такой оплате могут использоваться простые и переводные векселя.

Простой вексель- это письменное долговое денежное обязательство одной стороны уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороне по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или оказанные услуги.

Переводной вексель выписывается кредитором и содержит письменный приказ дебитор уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу или предъявителю. Существенно увеличивает оборот средств учета (дисконтирование) векселей в банках. В этом случае векселедержатель передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.

Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора за предоставленный покупателю коммерческий кредит. Для покупателя вексель средство платежа, для поставщика – инструмент кредитования.

ООО «АМЕТИСТ» сочетает в своей организации различные формы и регистры учета. Бухгалтерский и налоговый учет осуществляется бухгалтерией. Организация разрабатывает рабочий план счетов в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности на основе плана счетов бухгалтерского учета утвержденного Минфином России. Информация о доходах и расходах организации для целей налогового учета, а также внереализационных доходах и расходах формируется на основании данных бухгалтерского учета соответствующих операций, отраженных на счетах 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», а также на счетах учета затрат. При несоблюдении требований или порядка отражения отдельных операций в бухгалтерском и налоговом учете ООО «АМЕТИСТ» ведет регистры налогового учета.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского и налогового учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря.

Данная организация обеспечивает раздельный учет по следующим видам деятельности или объектам учета: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг; операции с амортизируемым имуществом (начисление амортизации, реализация имущества, реализация имущественных прав); деятельность обслуживающих производств и хозяйств; использование средств целевого финансирования; арендные (лизинговые операции); операции с покупными товарами, операции с ценными бумагами, включая сделки РЕПО и операции по уступке прав требования; долговые обязательства любого вида; другие операции и объекты хозяйственной деятельности.

В ООО «АМЕТИСТ» применяется журнально-ордерная форма учета.

Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно снизить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей по аналитическим счетам).

Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.

Недостатком журнально-ордерной формы учета считаю сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение и затрудняющих механизацию учета.

Таблица 1 – Финансовые результаты ООО «АМЕТИСТ» за 2012год, тысяч рублей

Показатель

2011

год

2012 год

Отклонение

от 2012 г.

рублей

%

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

529068

599319

70251

113,28

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

(411594)

(484535)

(72941)

117,72

Валовая прибыль

117474

114784

(2690)

97,71

Коммерческие расходы

(31377)

(15699)

15678

50,03

Управленческие расходы

(26698)

(34337)

(7639)

128,61

Прибыль (убыток) от продаж

59399

64748

5349

109,01

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

2360

2768

408

117,29

Проценты к уплате

(5947)

(9344)

(3397)

157,12

Прочие доходы

78343

56377

(21966)

71,96

Прочие расходы

(89117)

(74769)

14348

83,90

Прибыль (убыток) до налогообложения

45038

39780

(5258)

88,33

Текущий налог на прибыль

(10812)

(7588)

3224

70,18

Налоговые санкции, ЕНВД

(933)

(129)

804

13,83

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

34040

32977

(1063)

96,88

Рентабельность

8%

7%

-

87,5

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что показатели выручки 2012 года превышают показатели 2011 года на 70251 тыс. руб. Выручка и себестоимость продукции увеличиваются пропорционально. Предприятие за год уменьшило свою прибыль на 3,12%. В связи с тем, что происходит снижение прибыли, мы наблюдаем снижение рентабельности производства в 2012 году по сравнению с 2011 годом, а именно, на 12,5%. Что свидетельствует о незначительном снижении эффективности производства предприятия в целом, т.к. рентабельность является одним из важнейших показателей эффективности производства. В целом можно сделать вывод, что предприятие ООО «АМЕТИСТ» рентабельное.

Корреспонденции счетов по теме «Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками»

Корреспонденция по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ООО «АМЕТИСТ» за 2011 год

Д Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К

 

Начальное сальдо – 75037937

1) Д60К50 – 18000,00

1) Д07К60 – 5636993,71

Выданы денежные средства из кассы для погашения задолженности перед поставщиками, подрядчиками. Отчет кассира; расходный кассовый ордер

Учтено поступившее оборудование, требующее монтажа (по покупной стоимости). Акт о приеме оборудования

2) Д60К51.1 -100470246,64

2) Д08К60 - 3438607,32

Оплачен счет поставщика с расчетного счета, открытого в ОАО ОТП Банке. Выписка банка; платежное поручение

Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные внеоборотные активы. Акт о выполненных работах, оказанных услугах

3) Д60К51.2 -14032411,35

3) Д10К60 – 12185179,70

Оплачен счет поставщика с расчетного счета, открытого в ДО ОАО «МДМ Банке». Выписка банка; платежное поручение

Учтены в фактической себестоимости материалов транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой материалов на склад. Акт об оказании транспортных услуг

4) Д60К51.3 -286470,45

4) Д19К60 - 5255330,91

Оплачен счет поставщика с расчетного счета, открытого в ОАО «Омск Банке». Выписка банка; платежное поручение

Отражена сумма НДС по приобретенным товарам и материально-производственным запасам. Накладные; счет-фактура

5) Д60К52 – 584022,16

5) Д20К60 - 20989966,24

Оплачен счет поставщика с валютного счета. Выписка банка с текущего валютного счета

Приняты к оплате счета за работы, услуги, выполненные другой организацией. Акт о выполненных работах, оказанных услугах.

6) Д60К62.1 – 797021,67

 

Зачтена задолженность по договору мены. Акт зачета взаимных требований

 

7) Д60К67 – 14500,00

 

Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками за счет долгосрочных займов. Договор займа

 

8) Д60К71 - 3215055,83

 

Оплачен счет поставщика через подотчетное лицо. Авансовый отчет; квитанция к приходному кассовому ордеру

 

9) Д60К91-1 – 231824,78

 

Списаны суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком давности. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами; приказ руководителя

 
   
   

Об. – 119649552,88

Об. – 47506077,88

 

Конечное сальдо – 2894462

Сальдо отражено в Приложение к балансу, отдельной строкой № 641 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» , обороты были взяты из Главной книги.

Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Таблица 2 - Направление совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «АМЕТИСТ»

Недостатки

Пути устранения

1. Отсутствие договоров на поставку ТМЦ

Необходимо контролировать наличие договоров

2. Отсутствуют отчеты за выданные доверенности на получение ТМЦ

Требуется создание отчетов за выданные доверенности на получение ТМЦ

3. Несвоевременное предъявление претензий поставщикам за обнаруженные нарушения договорных обязательств и отсутствие должностного учета по претензиям

Рекомендуется как можно чаще проводить акты сверки

4) Несвоевременное отражение операций по расчетам в регистрах бухгалтерского учета

Необходимо проводить должный контроль за бухгалтерами организации

5) Невыполнение пересчета сумм по поступившим счетам от поставщика

Требуется контроль со стороны главного бухгалтера за расчетами

6) Отсутствие разработанной корреспонденции счетов по типовым операциям

Рекомендуется составить типовую корреспонденцию

7. Отсутствует график документооборота

В связи с тем, что график документооборота описывают движение первичных документов на предприятии от момента их создания до момента передачи на хранение, в каждой организации и без правильной его организации нельзя обеспечить рациональное разделение учетного труда, равномерность нагрузки учетных работников и своевременность бухгалтерских записей его необходимо разрабатывать схема документооборота представлена в Приложении Д

8. На предприятии применяется журнально-ордерная форма учета, которая является достаточно сложной и громоздкой

Рекомендуется применять автоматизированную форму учета, которая создается на базе использования ЭВМ. Тем более что данная форма учета обеспечивает механизацию и автоматизацию учетного процесса, высокую точность учетных данных, оперативность данных учета, повышение производительности труда учетных работников и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Налоговый кодекс РФ часть 2 от 05.05.2000 г. № 117 ФЗ (ред. от 04.10.2014г.). [Электронный ресурс] // Информационно – правовой портал ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/1/#block_10001. Дата обращения: 25.12.2014 г.

  2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая справочная система КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156037. Дата обращения: 25.12.2014 г.

  3. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/02» (ред. от 24.12.2010 г.). [Электронный ресурс] // Информационно – правовой портал ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12122835/. Дата обращения: 25.12.2014 г.

  4. Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (ред. от 24.12.2010 г.). [Электронный ресурс] // Информационно – правовой портал ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12129425/. Дата обращения: 03.01.2015 г.

  5. Постановление правительства РФ от 01.0102002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (редакция от 10.12.2010 г. № 1011). [Электронный ресурс] // Информационно – правовой портал ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12125271/ . Дата обращения: 03.01.2015 г.

  6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие/ Н.П. Кондраков. - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 841 с.: 60х90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет). Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=432376. Дата обращения: 27.12.2014 г.

  7. Разгулин С.В. Журнал «Главбух» статья "Амортизация в налоговом учете". [Электронный ресурс] // Библиотека журнала «Главбух». Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/. Дата обращения: 26.12.2014 г.

  8. Разгулин С.В. Правовая электронная энциклопедия «Упрощенка» статья «Как амортизировать основные средства в бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // БСС «Система Главбух». Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/. Дата обращения: 26.12.2014 г.

9. Безверхая Е.А.Учет основных средств и нематериальных активов / учеб. пособие для студентов-заочников по специальности 060500 - Бухгалтер. учет, анализ и аудит / Е. А. Безверхая, О. В. Шумакова, Е. В. Чеботарева ; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Ом. гос. аграр. ун-т". Омск, 2004. Дата обращения: 04.01.2015 г.

Просмотров работы: 7935