«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел»
К.Е.Тимирязев.
В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В решении этой задачи ведущая роль отводится образованию, и что, в свою очередь, приводит к качественным изменениям в системе образования, меняются структура, содержание образования, вводятся новые образовательные стандарты, ориентированные на формирование компетентности, включающие в себя интеллектуальную и практическую составляющую. Что ставит перед педагогами задачу изменить способ подачи информации, сохраняя при этом мотивацию к учению. Таким способом, например, может стать процесс познания через включение детей в деятельность, что делает процесс образования не только более увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с требованиями общества.
И как уже доказано наукой, наиболее сензитивным периодом развития личности, ее личностных качеств является дошкольный возраст. Этот период жизни ребенка является наиболее благоприятным для формирования познавательной деятельности, ребенок - исследователь, проявляя интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета. [8]
Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности. [8]
К настоящему времени накоплен определенный фонд знаний для проведения данного исследования по проблеме организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
теория деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
проблема умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков);
отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой;
возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);1
развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко);
становление познавательных интересов (Г.И. Щукина, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова);
развитие продуктивной и творческой деятельности (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина,Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова);
расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева).[24]
Данные работы создают основу для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, но при этом отсутствует целостное представление об организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Что с одной стороны говорит об актуальности этой проблемы, а с другой стороны, о неполной проработанности проблемы исследования.
Актуальность проблемы обусловлена наличием ряда противоречий между:
потребностью общества в самостоятельной, активной, любознательной, творческих мыслящей, стремящейся к познанию личности и не полной разработанностью путей решения данной потребности;
введением федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования и не полной методической обеспеченностью его внедрения;
потенциалом содержания дошкольного образования для развития личности и не использованием его в полной мере.
Эти и ряд других противоречий обусловили выбор темы исследования: «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».
Объект исследования: непосредственная образовательная деятельность в ДОУ
Предмет: познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Цель: развитие познавательно-исследовательских умений детей дошкольного возраста
Гипотеза: процесс организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, которая способствует развитию познавательно-исследовательских умений дошкольников будет эффективным, если:
-обеспечивается готовность педагога регулярно в рамках НОД (программы) организовывать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников с использованием разнообразных методов, приемов;
- используется потенциал содержания НОД для развития познавательно-исследовательских умений дошкольников;
- организуются различные мини-исследования как детьми самостоятельно, так и совместно с родителями.
В соответствии с целью, предполагаемой гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
Анализ литературы по проблеме исследования;
Раскрыть характеристику понятия «познавательно-исследовательская деятельность»
Выбор путей, способов решения поставленной цели
Обобщение, систематизация полученной информации
Методы исследования: теоретические: изучение литературы, анализ, обобщение; эмпирические: наблюдения, беседа, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности.
Проблема организации познавательно-исследовательской деятельности детей интересовала ученых во все времена. Элементы исследовательского обучения встречаются еще у Сократа, в знаменитой беседе, в ходе которой осуществлялся поиск истины, своего рода исследование. В более поздние времена беседы Сократа активно использовали в образовании. Более интенсивно данная проблема привлекла внимание в конце ХIХ- начале ХХ вв. таких как, К.Н. Вентцель, Дж. Дьюи, У.Киллпатрик, Е.Пракхерст, И.Ф. Свадковский, С. Френе и др., чьи работы не потеряли своей актуальности, основной идеей которых была идея организовать процесс познания через включения ребенка в деятельность, но не любую, а исследовательского характера.
В настоящее время исследовательскую деятельность рассматривают как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизм его осуществления. [23]
Анализ литературы показал, что данное явление не рассматривается однозначно, существуют различные трактовки понятия «исследовательская деятельность» (таблица 1).
Таблица 1 – Понятие «исследовательская деятельность» разных авторов
Автор |
исследовательская деятельность – это… |
Н.Ф. Добрынин |
процесс, связанный с избирательной направленностью внимания человека |
И.Ф. Харламов |
побуждения к деятельности |
Л.А. Гордон |
единство эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека |
М.Г. Морозов Р.С. Немов, А.В. Петровский |
эмоционально-познавательное отношение человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера |
А.Г. Ковалев |
специфическое отношение личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности |
Из приведенных определений можно увидеть, что они не раскрывают полностью содержание данного явления, т.к. исследовательская деятельность включает в себя также и анализ полученных результатов, и оценку на основе развития ситуации, и это своего рода прогнозирование (построение гипотез), а также элементы моделирования и коррекцию хода самого исследования. Перечисленные действия на практике выводят поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.
Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия исследовательских способностей, которые проявляются в поисковой активности, а также глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Причем очень важно понимать, что речь идет и о самом стремлении к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умениях строить свое дальнейшее поведение в условиях развивающейся ситуации, опираясь на них. [23]
Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность. [12]
Любопытство представляет собой избирательное отношение к объекту действительности, вызванное его новизной, привлекательностью, что может послужить началом процесса познания. Любознательность как черта личности характеризуется стремлением узнать что-то новое, получая при этом положительные эмоции в виде радости от процесса познания, удовлетворенности от проделанной работы, активизируется мышление и процесс поиска. Исследовательская деятельность способствует получению новых знаний.
А.И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих. [23]
По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.
Н. Лысенко рассматривает поисково-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения.
Анализ литературы позволил выявить основные функции познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира); развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).[9]
Исследовательская деятельность предполагает определенный алгоритм действий (по А.И. Савенкову):
Выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
Выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний.
Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).
Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).
Составление предварительного плана исследования.
Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. [21]
Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):
Опыты ориентированы на освоение причинно-следственных связей и отношений; способствуют привлечению внимания, предоставляют детям свободно поэкспериментировать и обсудить полученный эффект, дают возможность формулировать причинно-следственные связи (если..., то...; потому..., что...) и самостоятельно использовать оборудование в свободной деятельности.
Коллекционирование ориентированы на освоение родовидовых отношений; направлено на поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки.
Различные путешествия, ориентированы на освоение пространственных схем и отношений; обеспечивают обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; возможный маршрут путешествия и т.д. [9]
На основе анализа литературы можно выделить несколько основных этапов организации познавательно-исследовательской деятельности.
Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется подготовка детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, знакомство детей с предстоящей деятельностью.
Основной этап направлен на приобретение детьми специальных знаний и развитию умений исследовательского поиска.
Заключительный этап предполагает анализ полученных результатов деятельности детей и анализ собственных действий педагогов.
При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основном этапе используются различные игровые методы, упражнения, беседы, мини-эксперименты, разного рода наблюдения, мини-проекты и т.д.
Л.А. Парамонова считает, что результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника является интеллектуальная компетентность, которая характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
А.И. Савенков в качестве показателей результативности познавательно-исследовательской деятельности выделяет умения: видеть проблему, умение формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, а также самостоятельно действовать в процессе исследования. [23]
В опытно-экспериментальной работе опирались на показатели познавательно-исследовательской деятельности определенные А.И. Савенковым, дополнив критериями и уровнями исследовательской деятельности у старших дошкольников, определяя тем самым степень сформированность исследовательской деятельности. К критериям сформированности исследовательской деятельности отнесли: знаниевый, оценочный и деятельностный. Выделенные критерии, уровни и показатели сформированности исследовательской деятельности, на которые опирались в работе представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели сформированности познаватедльно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Критерии Уровни |
Знаниевый |
Оценочный |
Деятельностный |
высокий |
Познавательный интерес стабилен. Видит и формулирует проблемы, предлагает пути решения, знает как осуществить поиск истины, приводит факты, аргументы. |
Определяет известное и что нужно найти, достигли предполагаемого результата и отвечает ли он решению проблемы, причинно-следственные связи, отбирает необходимый материал для поиска истины, для решения проблемы, |
Проявляет инициативу и творчество,самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца |
средний |
Познавательный интерес ситуативен, подвержен настроениям ребенка. Не всегда удается увидеть проблему, и не всегда делает правильные предположения о решении поставленной проблеме, не всегда может аргументировать и пояснить свои предложения по решению проблемы. |
Иногда возникают сложности с определением сути проблемы, и того, что уже известно и что необходимо найти. Не всегда может сопоставить полученный результат с сутью проблемы, а также раскрыть причинно-следственные связи, отбор материала для поиска истины не всегда безошибочен. |
инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца |
низкий |
Познавательный интерес слабо выражен. Не всегда понимает проблему, не активен в выдвижении идей по решению возникшей проблемы, затрудняется осуществлять поиск истины, не может привести факты, аргументы. |
Затрудняется определять известное и что нужно найти, причинно-следственные связи, допускает ошибки в выборе материла для проведения опыта, не вникает в суть проблемы. |
Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам. |
В рамках опытно-экспериментальной работы был проведен констатирующий этап, в ходе которого использовались различные диагностические методы: наблюдения, беседы, опросы, анализ результатов деятельности дошкольников, полученные результаты которых интерпретировались с опорой на выделенные критерии, показатели и уровни сформированности познавательно-исследовательской деятельности. Это позволило дифференцировать детей на три группы и в дальнейшем выстраивать работу с детьми с учетом уровней сформированности познавательно-исследовательской деятельности, что повысило результативность работы по данному направлению.
По результатам этого этапа опытно-экспериментальной работы получили следующие результаты: с высоким уровнем сформированности познавательно-исследовательской деятельности оказалось – 22% детей из группы 29 чел., со средним уровнем – 52% и с низким уровнем сформированности познавательно-исследовательской деятельности – 26%(6). На основе этих данных разработана и реализована программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности, повышению у детей познавательного интереса и активности в изучении различных явлений окружающей действительности, развитию у них любознательности, желания познавать мир через действия. Использовались различные методы, формы и средства по достижению поставленных целей. Представим фрагмент программы.
Таблица 3 – Фрагмент программы по повышению познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Базовые виды деятельности |
Нед. Мес. |
№ занят. |
Тема и цель познавательно- исследовательской деятельности |
Инструментарий |
Познавательное развитие |
1 |
1 |
Магнитные свойства Земли. Компас. Ц: Выявить действие магнитных сил Земли, развитие любознательности. |
Проблемная ситуация Дидактические игры Моделирование Рассматривание |
2 |
Цветочная клумба Ц: определить взаимосвязь сезона и растений: действие тепла и холода на растения Задачи: Познакомить детей со строением цветочных растений (стебель, листья, цветок). Показать разнообразие цветочных растений, сравнить цветы (иван-чай и бархатцы). Воспитывать бережное отношение к растениям. |
Проблемная ситуация, Беседа, Наблюдение |
||
Развитие речи |
1 |
1 |
Кто живет в воде? (рассматривание + эксперимент) Ц: найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. |
Рассматривание иллюстраций Проблемная ситуация Эксперимент |
2 |
Для чего корешки? (опыт) Ц: доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней; установить взаимосвязь строения и функции растения. |
Моделирование Наблюдение Рисование беседа |
||
Рисование |
1 |
1 |
Из чего птицы строят гнезда? (экскурсия + исследование) Цель: выявить некоторые особенности образа жизни птиц. |
Целевая прогулка, Наблюдение, Речевые ситуации, Рисование |
2 |
«Растущие малютки» (исследование) Цель: выяснить что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов(грибков)нужны определенные условия. |
Моделирование Наблюдение Рисование Экспериментирование Беседа |
||
Лепка |
1 |
Тема: песок, глина – наши помощники. Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины, сделать изделие из глины. |
Беседа Исследование Наблюдение Лепка |
|
2 |
«Складываем горы» Цель: познакомить с понятием гора, разновидностью гор. |
Беседа по картинке Наблюдение Эксперимент Лепка |
||
Аппликация |
1 |
Тема: Луч света и тень. Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей. Теневой театр «Репка». Цель: продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности. |
Наблюдение Беседа Изготовление теневого театра |
|
2 |
«Мир ткани» ЦЕЛЬ: называть ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей. |
Беседа Исследование Рассматривание одежды из разных тканей на картинке Аппликация |
К организации познавательно-развивающей среды привлекались и родители, которые помогали в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, организовывали экспериментирование совместно с детьми в домашних условиях по заранее определенным вопросам.
В ходе реализации разработанной программы опытно-экспериментальной работы проводилась диагностическая деятельность по выявлению уровней сформированности познавательно-исследовательской деятельности, на основе результатов в ходе работы вносились коррективы в организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Так же и на завершающем этапе была проведена диагностика с использованием различных методов и средств. Например, методика Г.П.Тугушевой, А.Е.Чистяковой определяющая интересы в экспериментальной деятельности показала, как изменились не только сферы интересов детей, но и выбор того или иного материала для осуществления деятельности экспериментирования и способов действия с ними. В целом, результаты изменились, так число детей с высоким уровнем сформированности познавательно-исследовательской деятельности увеличилось – 40%, состав и число детей со среднем уровнем также изменился – 50%, и с низким уровнем количество детей - 10%. [25]
Таким образом, анализ литературы позволил раскрыть теоретические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности, которые заключаются в следующем:
в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление), воображения, речи, способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать), любознательности; формируются умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи и т.д.
в дошкольном возраст познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, позволяет активизировать процесс познания, придавая исследовательский, творческий характер, передавая ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности.
познавательно-исследовательская деятельность дошкольника имеет логическую последовательность: любопытство, любознательность, и собственно исследовательская деятельность.
познавательно-исследовательская деятельность дошкольника состоит из тех же действий, что и научно-исследовательская деятельность и предполагает поиск истины через вовлечение в деятельность, исследовательскую.
существуют различные методы, пути, способы организации познавательно-исследовательской деятельности, формирование познавательно-исследовательских умений.
организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольника носит практико-ориентированный характер с учетом интересов и потребностей личности ребенка.
Проведя опытно-экспериментальную работу, пришли к выводу, что организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников способствует развитию, познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также формируются исследовательские умения, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоения нового. При этом важную роль играет готовность педагога осуществлять эту работу, осуществляется интеллектуальное, коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие личности. А также привлечение родителей к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, что усиливает процесс формирования личностью.
И в завершении хотелось бы привести слова В.А. Сухомлинского, подчеркивающими значимость организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
Список использованных источников
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. -2002. -№ 1. С. 24-33.
2. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.
3. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во -2008. -256с.
4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте/ Л.С. Выготский// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Воронеж, 2003г.
5. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
6. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
7. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. Москва: Педагогическое общество России. -2003. -80с.
8. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Киреева О. В.; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 204 с.: ил.
9. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 – С. 12.
10. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. -1982. -№ 4. -С. 18-35.
11. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 3(6). – С.1180-182.
12. Леонтьев А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
13. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4—6 лет. —Волгоград: Учитель, 2009.
14. Нахалова М.А., Якушева С.Д. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // В мире научных открытий. Ч. 3. – 2010. – № 5 .
15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004г.
16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика/Синтез, 2014. — с. 368 с.
17. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. -2006. -С. 51-58.
18. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
19. Парамоновой Л.А. Развивающие занятия с детьми. -М.: ОЛМА Медиа Групп. - 2010г.
20. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук.- М.: МГУ. -2001. Режим доступа: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar.
21. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Электр.ресурс]. -Режим доступа: http://www.ds14-ukhta.ru/metodicheskaya-kopilka/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov
22. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2003.
23. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.
24. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании/ Савенков А.И.// Дошкольное воспитание - № 4 2006г. – с.10.
25. Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.
1