ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авжанова Б.Е. 1
1Новосибирский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе профессиональной деятельности любой специалист испытывает необходимость в получении новейшей информации по своей специальности, значительная часть которой в современных условиях представлена на иностранном языке. Владение профессионально-ориентированным иностранным языком является важным условием формирования профессиональных компетенций, следовательно успешной конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. Одним из эффективных путей изучения профессионально-ориентированного иностранного языка является технология моделирования коммуникативных ситуаций.

По мнению создателя технологии моделирования коммуникативных ситуаций (глобального подражания) Франсис Дебизера процесс «моделирования» (симуляции) в обучении иностранному языку представляет собой подражательное, выдуманное и разыгранное воспроизведение межличностных контактов, организованных вокруг проблемной ситуации: изучение какого-либо случая, разрешение проблемы, принятие решения и т. д. «Моделирование» (simulation) представляет собой речевую деятельность, осуществляемую в ситуациях, максимально приближенных к реальным и стимулируемая коммуникативной проблемой, требующей личностного отношения обучающегося к данной проблеме.

Технология моделирования коммуникативной ситуации в контексте нашего исследования представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм и этапов реализации методико-дидактического инструментария, необходимых для организации целенаправленного изучения профессионально-ориентированного иностранного языка студентами неязыковых вузов.

Успех реализации технологии моделирования коммуникативных ситуаций зависит, в первую очередь, от четкого моделирования как содержательной (определение проблемной ситуации, поиск дидактических материалов (текстов, аудиозаписей, видеоматериалов и т.д.), так и процессуальной составляющей (реализация методов, приемов, форм) технологии.

Ключевым моментом в реализации данной технологии при изучении профессионально-ориентированного языка являются этапы моделирования коммуникативной ситуации.

Этап проектирования предполагает определение цели проведения симуляции, тематики коммуникативной ситуации (замысла, названия, местонахождения), проблемы, познавательного содержания ситуации, установление правил, определение ролей, выбор стратегии деятельности при разыгрывании ситуации обучающимися (некоторые виды деятельности прекрасно подходят для одной группы и дают замечательные результаты, но не подходят для другой), подготовка оборудования, отбор дидактического материала (текстов, видеоматериалов, аудиозаписей), подготовка реквизита и необходимого оборудования.

Этап подготовки включает изучение дидактического материала, тренировку изученного материала, поиск в Интернете необходимой дополнительной информации для моделирования коммуникативной ситуации, распределение ролей, цели деятельности каждого участника, прогнозирование проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе решения поставленных задач.

На данном этапе большое значение отводится аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся. Обучающиеся выполняют следующие виды самостоятельной работы: выполняют лексико-грамматические упражнения, работают с аудио и видеоматериалами, составляют глоссарий, кластеры по текстовым материалам, изучают дополнительную информацию в интернете по теме с подбором фотографий, иллюстраций и т.д., пишут творческие работы (сообщения, эссе).

Этап реализации смоделированной коммуникативной ситуации, предполагает погружение в воображаемую коммуникативную ситуацию, создание определенного деятельностного творческого и личностно значимого для студента продукта, включенного в контекст коммуникативного взаимодействия профессионально-ориентированного содержания. При презентации смоделированной коммуникативной ситуации обучающимися преподаватель выполняет роль «администратора»: направляет общение, выводит его из тупика, создает новые проблемы (если не реализованы все речевые возможности коммуникантов), изменяет ситуацию посредством введения новых участников и т.д.

Этап оценивания, самооценивания – проверка и оценивание результатов смоделированной коммуникативной деятельности обучающимися. Обучающиеся принимают участие в обсуждении коммуникативной ситуации, делятся трудностями и идеями, возникшими в процессе работы, осуществляют рефлексию своего участия в нем.

Реализация технологии моделирования коммуникативных ситуаций показывает, что все обучающиеся задействованы, каждый участник выполняет посильное для себя задание, у обучающегося появляется возможность показать свои способности и таланты. Фактор увлекательности и занимательности выполнения различных заданий по решению проблемной задачи способствует развитию критического мышления, позволяющего установить логическую взаимосвязь при нахождении путей решения поставленной проблемы, обобщать, выделять информацию, выработать аргументированные идеи, мнения, общаться с остальными участниками моделируемой ситуации, опираясь на самостоятельное и коллективное обучение.

Данная технология создает условия для мотивированного изучения профессионально-ориентированного иностранного языка, междисциплинарной интеграции знаний, расширения общекультурного и профессионального кругозора, обмена знаниями между преподавателем и обучающимся (обучающийся — эксперт в своей области, что дает ему возможность почувствовать свою значимость), организации интерактивной деятельности, предполагающей активное участие всей группы и каждого члена группы; установления контакта; правильного восприятия и оценки партнера как личности; выработки стратегии и тактики общения; выбора при этом наиболее подходящих форм и средств, а выполнение разнообразных заданий приводит к конкретному результату, благодаря чему у обучающихся возникает чувство удовлетворения от совместных действий, желание ставить и решать новые профессионально-ориентированные задачи, проблемы на иностранном языке.

Просмотров работы: 1200