АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ И ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ И ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Кирюшина М.Л. 1
1Иркутскbq государственнsq университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям одной из целей современного вуза является подготовка выпускника, способного к успешному построению карьеры, а также обладающего исследовательской компетентностью в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий. Для достижения поставленной цели необходимо приобщить студента к творческой деятельности, направленной на получение новых для него знаний, овладение соответствующими умениями и навыками. Поэтому, прежде чем перейти к педагогическим аспектам развития исследовательской компетентности, более логично будет рассмотреть общие условия и принципы развития исследовательской деятельности студентов вузов.

Для того чтобы проанализировать принципы организации исследовательской деятельности студентов, важно обозначить пункты, необходимые для ее осуществления, которыми, согласно работе М.М. Фирсовой, являются: готовность к этому виду работы; компетентность педагога и его желание руководить научно-познавательной деятельностью [Фирсова, 2003; 26-30]. Основываясь на выше сказанном, можно перейти к рассмотрению принципов организации научно-исследовательской деятельности. В своей работе Н.Ю. Шеленкова отмечает, что организация исследовательской деятельности строится по следующим принципам:

  • интегральности (объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности);

  • непрерывности (процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания различных возрастов и научных руководителей);

  • межпредметного многопрофильного обучения (погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях) [Шеленкова, 2005; 82-87].

Но на наш взгляд, все же, принципы, предложенные М.М. Фирсовой, являются наиболее емкими по своему содержанию. К ним относятся:

  1. Принцип последовательности (организация исследовательской деятельности с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей и уровня развития студента).

  2. Принцип поуровневости (управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы вуза: администрации, педагогического коллектива и т.д.).

  3. Принцип временного развития (этапы подготовки, организации и проведения исследовательской работы, нацеливание на развитие качеств: трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, целеустремленность).

  4. Принцип разнообразия (выбор тематики, научных руководителей, творческих коллективов, форм участия в исследовательской работе и подведения итогов, что способствует разнообразному самопроявлению и самореализации личности).

  5. Принцип постоянного совершенствования (непрерывность развития, совершенствование и продолжение работы, ориентированной на достижение более высоких результатов) [Фирсова, 2003; 26-30].

Анализ принципов организации исследовательской деятельности позволил нам перейти к рассмотрению принципов организации процесса развития исследовательской компетентности, которые, по мнению И.А. Коваленко, включают в себя:

  1. Принцип диалогизма (базовый), включающий в себя утверждение необходимости сотворчества в совместном поиске решения проблемы.

  2. Принцип самостоятельности и упорства в учении (духовное совершенствование – как основа развития исследовательской компетентности).

  3. Принцип сугубо индивидуального, субъектного характера процесса познания (личностное восприятие действительности).

  4. Принцип опоры на творческое мышление и активность [Коваленко, 2005; 23].

Можно заметить, что принципы исследовательской компетентности перекликаются с принципами исследовательской деятельности, однако они демонстрируют более высокую ступень развития исследовательского потенциала студента. Для того чтобы способствовать развитию исследовательской компетентности студентов, недостаточно просто владеть принципами организации исследовательской деятельности, нужно уметь вовлечь студентов в эту деятельность таким образом, чтобы она стала потребностью. На этом уровне, согласно Н.Ю. Шеленковой, можно выделить три этапа:

  1. Учебно-исследовательская деятельность студентов на занятиях. Преподаватели должны обладать исследовательским методом обучения и применять его на занятиях (создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности студентов в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез).

  2. Система дополнительного образования через специальные курсы, кружки, где происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы).

  3. Научно-исследовательская деятельность в научно-исследовательском клубе студентов. Студенты могут избрать индивидуальную форму работы или объединяться в творческие группы. Выбор темы для работы и научного руководителя также зависит от их желания. В этом аспекте нам кажется удачным и актуальным предложить вовлечение студентов технического вуза в работу научно-исследовательского клуба, что можно рассматривать как одно из условий развития исследовательской компетентности студентов.

Изучив данные этапы, можно заметить, что вовлечение в исследовательскую деятельность, а значит и развитие исследовательской компетентности, происходит поэтапно, задача студента постепенно усложняется и носит более интеллектуальный характер, что способствует развитию его умственной деятельности.

И.А. Коваленко также отмечает механизмы развития исследовательской компетентности, к которым относятся:

  • стимулирование интереса к исследованию, познанию и самопознанию;

  • стремление к лучшему познанию себя и мира, самоактуализации в процессе исследовательской деятельности, достижению эвристического и креативного уровней интеллектуальной активности;

  • творческий подход в познавательно-исследовательской деятельности, актуализирующий развитие креативности, нестандартного мышления, индивидуального стиля действия;

  • саморазвитие как деятельность личности, направленная на самоизменение, соответствие внутреннему «образу Я» [Коваленко, 2005; 23].

На основе рассмотренных выше факторов можно предположить, что эффективность развития исследовательской компетентности в образовательном пространстве технического вуза обусловлена следующими предпосылками:

  • актуализация исследовательской культуры педагога как показателя способности к творческой деятельности;

  • построение деятельности на основе принятия личности студента;

  • создание благоприятного психологического климата на занятиях, обеспечивающее привлекательность изучения дисциплины.

Как известно, действенность факторов и эффективность развития исследовательской компетентности определяются наличием соответствующих условий. И.А. Коваленко сформулировала условия развития исследовательской компетентности относительно студентов вуза:

  1. Педагогическая поддержка в овладении исследовательскими знаниями, умениями, навыками (сотрудничество и взаимодействие преподавателя со студентами, помощь им и одновременно повышение педагогом собственной исследовательской культуры).

  2. Насыщение занятий исследовательскими и творческими формами работы.

  3. Посещение студентами специальных курсов, что способствует формированию теоретических и практических знаний, умений и навыков для осуществления исследовательской деятельности.

  4. Привлечение студентов вуза к работе в научных сообществах, клубах.

На основании выявленных условий можно вывести следующие закономерные связи и правила развития исследовательской компетентности в техническом вузе: стимулирование познавательной деятельности студентов, насыщение процесса обучения исследовательскими формами работы, взаимодействие с научным руководителем с большей долей самостоятельности студентов, посещение студентами специальных курсов, а также вовлечение в работу научно-исследовательского клуба студентов.

Список литературы

1. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 537 с.

2. Коваленко, И. А. Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе ВУЗа [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. А. Коваленко. – Иркутск, 2005. – 23 с.

3. Шеленкова, Н. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе [Текст] / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. - № 5. – С. 82-87.

4. Фирсова, М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии [Текст] / М. М. Фирсова // Педагогика. – 2003. - № 8. – С. 26-30.

Просмотров работы: 1171