К ВОПРОСУ О РАБОТЕ ПОЧТЫ В ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ В 1930-Е ГОДЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О РАБОТЕ ПОЧТЫ В ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ В 1930-Е ГОДЫ

Гаан А.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет» (МГТУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1930-е гг. – время полномасштабной сталинской индустриализации в СССР. Одним из промышленных гигантов, строящихся в те годы, явился Магнитогорский металлургический комбинат. Совершенно очевиден тот факт, что первостепенной необходимостью для центральной власти было установление бесперебойной связи с ней с целью эффективного управления, а также обеспечение возможности коммуникации внутри самого города. Печать на тот момент служила сильнейшим средством связи с массами и, в силу своей важности, инструментом, грамотное использование которого могло гарантировать успех в деле государственной пропаганды, столь необходимой в Советском государстве. И роль почты в этом процессе видится неоспоримой.

Средства связи в городе Магнитогорске в 1930-е годы – это целостный комплекс технических средств, обеспечивавших прием и передачу информации на расстоянии. Непосредственно в почтовое хозяйство входили почтовые отделения, автомобили, велосипеды, аэросани для доставки сообщений.

На первоначальной фазе становления в ведении почты находились прием, пересылка и доставка писем, посылок, обслуживание посевных кампаний, проведение подписных кампаний, распространение печатных периодических изданий, организация подписок на заем. Становление почтовых учреждений, как и организация любого другого учреждения, связанного с обслуживанием людей, вела за собой ряд определенных трудностей. Одной из основных проблем был подбор кадров. От работника подобного предприятия требовалась не только соответствующая квалификация, но и хорошие коммуникативные способности, от которых зависела успешность и быстрота выполнения его служебных обязанностей. Другой организационной проблемой было эффективное управление коллективом. Начальник должен был быть сведущим в этом в деле, иметь хватку, чувство ответственности и умение убеждать людей работать. Немаловажно отметить также и тот факт, что все эти процессы происходили в условиях всеобщей застройки нового города, важность согласования координационных действий на которой нельзя преуменьшать.

Первая половина 1930-х гг. – это сложный период становления почтового хозяйства в Магнитогорске, характеризующийся острым дефицитом квалифицированной рабочей силы, поэтому все усилия администрации почтовых отделений были направлены попытки вывести на постоянную основу набор, обучение и переквалификацию будущих и нынешних кадров. Обеспечение Газетно-почтовой дирекции и почтовых отделений оными предполагало вербовку и подготовку работников. Озаботился этим Магнитогорский отдел связи достаточно быстро. В приказе №1 заведующего Магнитогорским Райотделом связи от 25 января 1932 года говорится: «Инструктору кадров т. Бакаевой организовать декадник переподготовки газетоносцев и вновь подготовить резерв 30 человек. В декадный срок организовать школу-курсы квалработников на 50 человек, подготовить программу, наметить преподавателей и хозяйственно-учебную базу» [1, л. 12 – 12 об.].

Известно, что Газетно-почтовая дирекция с января 1934 года действительно производила набор учеников на курсы почтово-телеграфных работников, куда принимались лица не моложе 18 лет с образованием не ниже семилетки, они обеспечивались стипендией. Предоставление стипендии подтверждает слова о том, что для новообразованного ведомства подготовка кадров имела большое значение. Таким образом часть из них отдел связи готовил собственными силами, остальных же присылал Наркомат связи. В дальнейшем в рекламном блоке газеты «Магнитогорский рабочий» стали мелькать объявления, которые размещались Городской конторой связи, о приеме на работу почтальонов. Большое внимание отдел связи уделял переквалификации старых работников. В 1935 году для всех работников вводился обязательный техминимум и техэкзамен. Кроме того, проводились периодические семинары [2, с. 490-491]. Этого, безусловно, требовал социальный заказ общества, ведь недовольство работой почты со стороны жителей Магнитогорска и прилежащих территорий было постоянным. Интересно, что в городе были открыты также курсы начальников и их помощников для вновь открываемых почтовых отделений.

В начале 1930-х гг. фигура письмоносца в городе превратилась в «центральную фигуру органов связи» [3]. От того, какого качества была его работа, зависело качество труда всего аппарата связи в целом. Фигура хоть и центральная, однако всеми забытая. Условия труда были поставлены таким образом, что, например, на 6-м почтовом отделении за 9 месяцев 1934 года уволились 68 человек, а еще 40 сотрудников ушли из 10-го почтового отделения, отработав неделю-месяц. Безусловно, штат письмоносцев можно в полной мере назвать неустойчивым.

В октябре 1937 года Народный комиссариат связи на всесоюзном уровне принял вид формы работников почтовых органов. Письмоносцы носили темно-синие брюки и однобортные куртки. Воротник и обшлага обшивались зеленой окантовкой. На левом рукаве – эмблема связи – зигзагообразная стрела в виде молнии и крылья на фоне серпа и молота. Фуражки – черные со светло-синей окантовкой и пятиконечной звездой с эмблемой связи в центре. Костюм женщин-письмоносцев включал синие юбки, куртки и береты установленного образца. Руководители высшего и среднего звена имели в форме другие особенности: двубортные пиджаки, золотые пуговицы и звездочки с золотой окантовкой на воротнике (высшие), серебряные пуговицы и звездочки (средние).

На постоянные жалобы от подписчиков письмоносцы мало обращали внимания, ссылаясь на «перегрузку» и физическую невозможность уследить за всем и сразу. Возможно, в этом была доля правды. Мы говорим о работе почты на огромной стройке нового города, который увеличивался в размерах ежедневно, поэтому подобные трудности работы имели место быть в условиях отсутствующей инфраструктуры. Например, в заметке «Где эта улица, где этот дом», помещенной в «Магнитогорском рабочем», говорится, что головоломки, подобные вынесенной в заголовок, «чуть ли не каждый день приходится разрешать письмоносцам». Найти при этом коменданта нужного (а может оказаться, что и ненужного) дома также представлялось достаточно проблематичным. В итоге понапрасну терялось время и труд. Автор одной заметки с горечью замечает: «Напрасно вы окидываете глазами белеющие стены бараков. Они ни о чём не говорят. А если и говорят, то не о том, о чём нужно» [4]. Даже в протоколе заседания Президиума Магнитогорского Городского совета от 7 августа 1937 года говорится: «...наименование улиц и нумерация в городе, несмотря на специальное решение Горсовета по этому вопросу еще в 1935 г. находится в неудовлетворительном, хаотическом состоянии». Там же указано: «Поручить Горотделу связи путем рекламных штампов на конвертах писем и с другими мерами способствовать внедрению среди населения новых адресов в тех пунктах города, где нумерация домов и наименование улиц уже закончена» [5, л. 481 - 481об.]. Проблема существовала, и город совместными усилиями пытался ее решить. На некоторых участках отсутствовала не только почта, но и школа, аптека, магазины, ларьки, библиотека и сберкасса. Одним из них был участок с причудливым названием Большой Шанхай [6, с.147, 153].

Особенно ощущали проблемы почтовой связи иностранные рабочие, трудящиеся в Магнитогорске. Привыкшие к городскому комфорту и развитой инфраструктуре, они не понимали, почему газеты идут дольше от Заводоуправления комбината до их места проживания, чем от Берлина до Магнитогорска. Приводили их в замешательство и «просроченные» письма. Немецкий специалист Макс Фергюльсдонк даже обращался с жалобой в институт международного почтового обмена [7, л. 15]. Но самым катастрофичным образом дело обстояло с посылками: половину находящихся там принадлежностей изымала таможня, вторую разворовывали на месте. Например Ида Бальтрушат «За 45 руб. отправила почтой в Магнитогорск велосипед, оцененный в 100 руб. В Магнитогорск он не прибыл» [8, л. 2].

Узловая проблема была напрямую сопряжена с трудовой дисциплиной работников почты. Нарекания в их сторону на страницах газет звучали едва ли не еженедельно. Круг претензий включил в себя все недовольство подписчиков, начиная с единичной неровной доставкой газет письмоносцами и заканчивая срывом подписной кампании в целом [9];[10]. Нечуткое отношение к запросам населения, незнание элементарных почтовых операций, грубое отношение к посетителям - вот с чем повседневно приходилось сталкиваться горожанам при взаимодействии с почтой. Это неудовлетворение было абсолютно обоснованным. Тяга населения к печати и бытовым новостям, которые приносили письма, была огромна [11, с. 208]. Горожане получали и отправляли каждый месяц к 1937 году около миллиона различной корреспонденции, газет, посылок, в ежедневном эквиваленте сумма писем достигала шести тысяч отправлений. Магнитогорцы каждый день читали пятьдесят тысяч экземпляров различных газет и журналов. Известно об обслуживании весенне-посевных кампаний. Например, в 1932 году сообщения с пометкой «Посевное» обслуживались вне очереди, наравне с корреспонденцией с пометкой «Экспресс».

Несмотря на возгласы возмущения работой почтовых отделений, газета, которую доставляла почта, прочно вошла в быт рабочих: непременной была проработка докладов высших руководителей партии, которые передавались по телеграфу и печатались в полном объеме на первых полосах и разворотах «Магнитогорского рабочего», в газете содержалась вся ценная информация для того, чтобы нормально жить и активно участвовать в жизни города и страны в целом.

В январе 1937 года на страницах газеты Магнитогорский рабочий появилось объявление о возможности внесения заявления недовольных доставкой газет и журналов в жалобную книгу (к слову, в народе ее называли «Шпаргалка») почтового учреждения. Устанавливался двухдневный срок его рассмотрения. Не вызывает сомнения то, что такие книги существовали и ранее, впрочем сам факт того, что подобное объявление было дано в газете, говорит о многом. Скорее всего, до этого жалобные книги не просматривались с должным вниманием, а подаваемые заявления были, что называется, «гласом вопиющего в пустыне». Все же такое радикальное решение проблемы возымело действие на некоторое время. Разгневанные отклики в печати исчезли аж до августа того же года, но затем снова возобновились и появлялись с завидным постоянством.

Лидерами по количеству претензий к ним были 6-е и 8-е почтовые отделения. Складывается впечатление, будто они находились в негласном социалистическом соревновании по этому показателю. В 1934 году 8-е отделение получило даже так называемое рогожное знамя - была такая традиция во времена первых строителей Магнитки вручать этот малопочетный символ тем, кто проваливает работу. Снималось оно лишь в случае исправления ситуации в лучшую сторону: в данном случае при устранении безобразий и поднятия подписной работы на должный уровень. Существовала и традиция вручения «ордена Черепахи» самым отстающим отделениям по аналогии с «орденом Верблюда», который получал цех предприятия за большой процент брака [12]. Такие формы морального стимулирования были распространены в СССР в 1930-е гг. Впрочем, социалистические соревнования между почтовыми отделениями действительно устраивались, только на лучшее распространение печати, аккуратную доставку корреспонденции.

Налицо выступает несостоятельность руководителей партийных и профессиональных организаций почтовой связи во вразумительной организации труда подчиненных и в вопросах улучшения их материального положения. Понятно, что при такой постановке рабочего процесса добиться создания четко действующей системы органов почтовой связи было практически невозможно.

Итак, область проблем, связанных с вопросами работы почтового хозяйства в городе Магнитогорске в 1930-е годы, лежала во многих сферах. Они носили как объективный, так и субъективный характер. Во-первых, широкое влияние на работу почты условий строящегося и развивающегося города и связанная с этим невозможность охватить каждого жителя. Во-вторых, сказывалась неудовлетворительная техническая оснастка, ставящая ребром вопрос об успешной работе почты в целом. Названные проблемы следует отнести к группе объективных. Три последующие составляют группу субъективных причин. Во-первых, халатное руководство и, как следствие, неудачный подбор кадров, неумение организовать рабочий процесс коллектива таким образом, чтобы не было текучки персонала и претензий со стороны получателей газет и частной корреспонденции. Во-вторых, незаинтересованность в выполнении своих обязанностей самих работников, чистый энтузиазм в данном случае не сработал. В-третьих, плохая подготовка кадров, т.е. недостаточная их квалификация. Все они тем или иным образом связаны с начальным периодом становления и развития почтовой связи.

Список литературы:

1. МУ «Магнитогорский городской архив» (МУ МГА). Ф. 42. Оп. 1. Д. 9.

2. Макарова Н.Н. Система просвещения в Магнитогорске в период форсированной индустриализации // Урал индустриальный. Индустриальная модернизация Урала XVIII–XXI вв. (Бакунинские чтения) материалы XI Всероссийской научной конференции. 2013. С. 487-493.

3. Магнитогорский рабочий - 1935. - 4 января.

4. Магнитогорский рабочий - 1935. - 21 января.

5. МУ МГА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 240.

6. Магнитогорск довоенный. 1929-1941 гг. Сборник документов и материалов / Под. ред. Н.Н. Макаровой, Н.В. Черновой, Н.С.Фроловой. - Магнитогорск, 2010.

7. МУ МГА. Ф. 99. Оп. 8. Д. 777.

8. МУ МГА. Ф. 99. Оп. 8. Д. 12.

9. Магнитогорский рабочий - 1933. - 6 января, 3 февраля, 6 марта.

10. Магнитогорский комсомолец - 1935. - 17 апреля, 11 мая, 6 июня.

11. Макарова Н.Н. Повседневность чувств эпохи форсированной индустриализации (по материалам Магнитогорска 1930-х гг.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 1 (43). С. 205-213.

12. За металл. – Магнитогорск. - 1933. - 18 мая.

Просмотров работы: 1031