ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ СЦЕНИЧЕСКИХ КОСТЮМОВ "СКАЗКИ ПРО ЦВЕТЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЦП - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ СЦЕНИЧЕСКИХ КОСТЮМОВ "СКАЗКИ ПРО ЦВЕТЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЦП

Крюкова Н.А., Скачкова Е.Е., Нестеренко Н.С.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данной работы является исследование и разработка проектно-конструкторской документации на модели коллекции сценических костюмов для детей с заболеванием ДЦП.

Предмет исследования – сценические костюмы для театральной постановки «Сказки про цветы» театральной студии «Нить Ариадны», функционирующей при реабилитационном центре «Виктория» (г.о. Тольятти), предназначенные для детей старшей школьной возрастной группы, с заболеванием ДЦП.

Деятельность театральной студии «Нить Ариадны» направлена на обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции детей-инвалидов средствами арт-терапии. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья театральному искусству необходимо не для того, чтобы они могли реализовать возможность стать артистами. Основная цель проекта – снять комплексы, раскрепостить ребенка, дать возможность выйти детям-инвалидам за пределы реабилитационного центра, в альтернативную среду общения.

Театрализованная игра является источником всесторонней коррекции, а также служит подготовкой воспитанников реабилитационных центров к жизни и труду. Кроме того, театрализованная деятельность благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка и нравственно-этическое воспитание. Введение театрализованной деятельности в реабилитационный процесс даёт положительные результаты. Дети с заболеванием ДЦП осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, движения). Речь становится более связной, выразительной. Обогащается словарный запас, повышается уровень коммуникативных способностей. Наблюдаются положительные изменения в эмоциональном развитии и двигательной активности детей.

Поскольку телосложение детей, больных ДЦП, имеет значительные отклонения от типовых фигур, поэтому, серийно выпускаемая сценическая одежда непригодна для данной категории потребителей. Даже частичное несоответствие одежды размерам и форме детской фигуры может привести к изменению формы тела ребёнка, нарушению функций, внутренних органов и кровообращения.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи.

Во-первых, изучены медицинские аспектов детского церебрального паралича, в том числе изучены причины и симптомы детского церебрального паралича, его типов и форм. Выполнен антропометрический анализ фигур детей старшей школьной возрастной группы с ДЦП.

Во-вторых, изучены особенности моды для инвалидов и осуществлен выбор моделей-аналогов сценических костюмов для театральной постановки «Сказки про цветы».

В работе показано, что детская мода очень часто является отображением тенденций взрослой моды. Девчонки и мальчишки любят подражать своим родителям во всем, включая одежду. Данный факт должен присутствовать и в жизни детей с ДЦП. Для детей-инвалидов эстетиечские требования к одежде должны стать определяющими, чтобы такие дети могли себя чувствовать в одежде не только кофортно точки зрения эргономики, но и с точки зрения соответсвия направлениям моды. Выполнен анализ моды для инвалидов. Важное достижение последних 10-15 лет в России - это то, что в моде инвалидность стала показываться открыто. Конкурс «Мода без границ» существует с 2009 г., и впервые его организаторы договорились о показе в рамках крупнейшей в России Неделе моды (рис. 1).

Рисунок 1 – Мода для инвалидов

Одежда для детей с ДЦП, которым сложно координировать движения, должна быть максимально удобной. Дети с ДЦП не могут самостоятельно сидеть и передвигаться, поэтому уход за ними довольно сложен. Возникают сложности и с одеванием. Именно поэтому основное внимание необходимо уделять особенностям кроя, проектированию моделей-транмформеров, в которых одни элементы облегают и фиксируют тело, а другие создают объем. Верхняя часть одежды должна быть укорочена спереди, а рукава скроены так, чтобы оставлять свободу движений для управления коляской. Удобна одежда-трансформер, которую можно разложить на коляске и застегнуть на себе в положении сидя. Специальные конструктивные решения позволят одеть ребенка быстрее, чем в обычную одежду. Кроме того, необходимо проектировать дополнительные детали, дающие большую свободу движения. Ткани должны мало сминаться в процессе носки и иметь большой процент натуральных волокон в своем составе. Также материалы, используемые для создания этой одежды, обладают высокой гигроскопичностью и теплоемкостью.

На основе проведенных антропометрических и морфологических исследований телосложения детей с заболеванием ДЦП, с учетом конструктивно-технологического решения моделей-аналогов нами разработан эскизный проект коллекции сценических костюмов для театральной постановки "Сказки про цветы" (рис. 2). В этой постановке дети с заболеванием ДЦП играют роли цветов – фиалки, розы, ромашки и др., которые учатся сопереживать отличающемуся от них кактусу, такому непростому, колючему, но очень чувствительному растению. Проблема толерантности общества к людям с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, в нашей стране пока является злободневной и острой. Сценические костюмы проектируются для детей старшей школьной группы (11-15 лет). Модели выполняются из материалов, имеющих разное цветовое и композиционное решение. Каждый образ дополнен накидкой из органзы.

Рисунок 2 - Эскизный проект коллекции сценических костюмов для театральной постановки "Сказки про цветы" для детей с заболеванием ДЦП

Проектные работы выполнялись в соответствие с пятистадийной последовательностью: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочий проект. Построение чертежей конструкций проектируемых моделей (рис. 3) выполнялось в САПР «Грация».

   

Рисунок 3 - Проектирование костюма "Фиалка": эскиз - чертеж - готовое изделие"

В САПР "Грация выполнено построение лекал и сборочного чертежа (рис. 4-5).

Рисунок 4 – Фрагмент выполнения работ в САПР «Грация» по нанесению припусков

(на примере костюма "Фиалка")

Рисунок 5 – Фрагмент построения сборочного чертежа в САПР «Грация»

(на примере костюма "Фиалка")

В ходе проведенной работы решена комплексная задача по разработке проектно-конструкторской документации на модели сценических костюмов для детей с ДЦП, включающая в себя предпроектные и проектные исследования. В целом результатом работы явилась разработанная конструкторская документация на проектируемые модели, включающая комплект лекал, техническое описание на модели и готовые образцы сценических костюмов для театральной постановке «Сказки про цветы» для детей с ДЦП. Изучение и учет морфологических особенностей детей с ДЦП и использование САПР «Грация» позволило обеспечить получение хорошего внешнего вида изделий при высоком уровне антропометрического соответствия фигуре детей с ДЦП.

Библиографический список

  1. Крюкова, Н. А.Технологические процессы в сервисе. Отделка одежды из различных материалов [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности "Сервис" / Н. А. Крюкова, Н. М. Конопальцева. - М. : ФОРУМ [и др.], 2007. - 239 с. - (Высшее образование)

  2. Харлова. О.Н. особенности проектирования одежды для детей-инвалидов с учетом двигательных отклонений Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/03/pdf/32.pdf. – Загл. с экрана.

Крюкова, Н.А. Медицинские аспекты ДЦП и их влияние на проектирование одежды Текст / Н.А. Крюкова, Е.Е. Скачкова, Н.С. Нестеренко // Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов». - Тольятти: ПВГУС, 2014.
  1. Что нужно знать о ДЦП Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.invalist.ru/chto-nuzhno-znat-o-dcp/. – Загл. с экрана.

  2. ДЦП (детский церебральный паралич) Электронный ресурс. – Режим доступа: http://teamhelp.ru/nevrologiya/dtsp-detskij-tserebralnyj-paralich.html. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 1479