К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ – ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ ДОД «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Г. САРАТОВА») - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ – ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ ДОД «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Г. САРАТОВА»)

Мирча Д.Г. 1, Черняева Т.Н. 1
1г. Саратов, НИУ СГУ им. Н.Г Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, который отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур, совершенствованием принципов сознательного поведения, оформлением нравственных представлений и социальных установок. Кроме того, свертываются и отмирают прежние интересы подростка, интенсивно формируются новые, причем не, всегда однозначно позитивного характера, возрастает самостоятельность, значительно более многообразными и содержательными становятся отношения с другими людьми, взрослыми, идет активная переоценка многих ценностей.

У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания и зачастую им становится или некий собирательный образ, или старший товарищ, или взрослый, которого устраивает роль «учителя». Этим иногда пользуются представители разных асоциальных групп, группировок, объединений[1, с. 156].

В этой связи особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. Согласно статистике 16,1% выявленных преступников – это подростки. Так, по данным МВД, в России 20 тыс. различных группировок, в них входит 58,2 тыс. человек в возрасте до 17 лет. Примерно четверть из них (15 тыс.) составляет когорта пятнадцатилетних, тех, которых выставили из школ и не приняли в техникумы и ПТУ. Эти подростки и есть та составная часть уголовного мира [2, с. 38].

Еще одна серьезная проблема – это рост различного вида аддикций в подростковой среде, причем как химического плана (наркотики, алкоголь ПАВ и др.), так и нехимического свойства (гаджет зависимость, компьютерная, интернет зависимость, лудомания и др.).

Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми (их продажи), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80 тыс. в год), проституции.

Семья, ближайшее взрослое окружение и подросток часто вступают в ситуацию онтогонизма, противостояния, искусственного давления, связанного с нежеланием принимать его взросление, самобытность, (доходящую нередко до некоторой вычурности). Это в итоге нередко ведет в «уходу» ребенка из семьи, к поиску среды собственного, свободного самовыражения, отстаивания права принимать самостоятельные, идущие в разрез с привычным мнением взрослых, решения.

Добавим также и то, что часто и общеобразовательные учреждения усиливают проблемность подросткового периода, усугубляют протекание этого кризисного отрезка в жизни ребенка из-за существующего формализма, доминанты бально-оценочной системы обучения, невозможности реализовывать действительно индивидуально-личностных подход предполагающий уважение прав, возможностей и интересов каждого ребенка.

Однако при очевидной проблемности ситуации есть та среда, образовательная среда «детско – взрослого» сообщества, где подросток получает необходимый позитив личностного и социального саморазвития. Речь идет об учреждениях дополнительного образования детей (далее – УДОД), где наиболее естественно реализуется возможность позитивной социализации без оглядки на успешность или неуспешность школьного обучения.

Примером реализации социализирующих возможностей УДОД может служить МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Саратова (далее – «ДТДиМ»). Здесь подростки получают широкие возможности реализации личностного потенциала в социально значимой деятельности: выступления в концертах, спектаклях, участие в выставках художественного и научно-технического творчества, массовой работе в микрорайоне для его жителей и т.п. Некоторые из объединений «ДТДиМ» четко ориентированы именно на подростковую аудиторию со всеми ее «плюсами» и «минусами» социализации.

Так, лаборатория детского лидерства «Синегория», действующая на базе «ДТДиМ» ставит своей целью воспитание позитивной социальной активности подростков. Большое количество программ («Ладошки», «Мастерская правовой культуры», «Ровесник» и др.), нацеленных на работу со школами города, реализуется благодаря подросткам – членам лаборатории [3, с. 22].

Подростки, входящие в состав «Синегории», при реализации различных социально и личностно ориентированных программ, представляют собой для сверстников и детей младшего школьного возраста пример позитивной социальной активности. Именно поэтому, внутреннее и разнонаправленное развитие членов лаборатории имеет огромное значение. Влияя на своих сверстников из других объединений, синегорцы формируют у них иные, действительно позитивные приоритеты, ценности, нередко кардинально ломая сложившиеся стереотипы.

В этом же русле работают и другие объединения «ДТДиМ» ориентированные на подростков. Мастерская общего и интеллектуального развития «Вектор» позволяет быстрее и полнее раскрыть кружковцам свои духовные качества, обратить их на пользу дела. Обращение к вечным ценностям – литературе, искусству, народным традициям, позволяет даже в сложный период подросткового максимализма формировать действительно осознанное отношение к понятию «Родина», здоровый патриотизм, интерес к культуре малой и большой Родины. Программы этого объединения модно рассматривать как здоровый симбиоз эстетического, патриотического, духовного воспитания, направленный на содействие самоопределения, саморазвития и самореализации каждого подростка.

Таким образом, дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образования, органично сочетающее в себе воспитание, обучение, развитие и в целом социализации личности любого ребенка, особенно подростка.

Литература

  1. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 416 с.

  2. Еремин В.А. Улица – подросток – воспитатель. М., 1991.-160 c.

  3. Сборник дополнительных образовательных программ социально- педагогической направленности. Комитет по образованию администрации г.Саратова Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи»., 2006.- 353 с.

Просмотров работы: 866