ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОПЕКАЕМОЙ СЕМЬЁЙ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОПЕКАЕМОЙ СЕМЬЁЙ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Байбикова М.С. 1, Черняева Т.Н. 1
1НИУ СГУ им.Н.Г.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед современным обществом. Ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей и число детей – сирот, к сожалению, не уменьшается.

В настоящее время нормативно выделяются две основные категории детей, которые по разным причинам оказались вне семьи и семейного воспитания, а именно дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

К детям – сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один родитель. Категория детей, оставшихся без попечения родителей, включает тех, которые имеют биологических родителей, но они по каким – то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В данном случае говорят о социальном сиротстве, как о сложной, неестественной ситуации, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей [3, с. 42].

Заботу о детях, которых ещё называют социальными сиротами, берёт на себя общество и государство. Жизнеустройство таких детей в настоящее время осуществляется в следующих формах: усыновление (удочерение), опека, попечительство, приёмная семья, патронатная семья, устройство ребёнка в специализированное учреждение. Подробнее остановимся на некоторых из них.

Учитывая, что потребность в родителях, семье одна из самых важных на любом отрезке детства, в ситуации утраты семьи самым позитивным вариантом устройства ребёнка, оставшегося без попечения, является приёмная семья и усыновление/удочерение.

Приемная семья – форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) [2, с. 63]. При этом самыми распространёнными формами устройства ребёнка на воспитание в семью остаются опека и попечительство.

Опека (попечительство) в самом общем виде – есть форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Понятие «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовершеннолетний находится без защиты. Попечительство – над детьми, в возрасте от 14 до 18 лет [2, с. 63]. «Под опекой также понимаются лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называется опекуном, а его обязательства опекунством. Ребёнок с опекуном связан родственными связями (прямыми или косвенными)» [5, с. 278].

Ребёнок, недавно лишившийся родных маму и папу и передающийся под опеку, испытывает сильные потрясения. Попадая в новую семью, он оказывается не готов к появившимся требованиям и ожиданиям, не может понять какова его роль в новой семье. Также определённым барьером выступает его предыдущий жизненный опыт. Ребёнок, испытавший сильные эмоции при потере родителей, может просто замкнуться, закрыться в себе, не идти на контакт с кем – либо, в том числе и с опекунами. Здесь процесс социализации ребёнка начинает испытывать значительные трудности, вплоть до риска десоциализации.

Детско – родительские отношения в разных семьях имеют свои особенности, а в семье, где воспитывается приёмный ребёнок, данные отношения оказываются достаточно сложными, напряжёнными. Под детско – родительскими отношениями понимается характер взаимодействия ребёнка со взрослым, стиль родительского воспитания, при реализации одной из основных функций семьи.

Взаимоотношения и понимание в семьях, имеющих ребёнка под опекой, как правило, строится по – разному. Приёмные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновлённого ребёнка. К тому же они могут предъявлять к нему повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. В тоже время родители не всегда способны эмоционально поддерживать ребёнка, находить с ним общий язык. Не добившись реальных и быстрых результатов в его воспитании, коррекции и развитии, некоторые приёмные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность, не замечая, что отчасти в этом есть и их вина. Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, со своими функциями в роли приёмных родителей, они нередко возвращают ребёнка, отказавшись от статуса приёмной семьи. Последствия этого тяжёлого шага – душевная травма у ребёнка, который чувствует в этом свою вину, после чего у него на всю жизнь может остаться впечатление что он никому не нужен. Для того чтобы предотвратить подобную ситуацию, необходимо вмешательство социального педагога, как уникального специалиста, способного помочь «облегчить» социализацию ребёнка в приёмных семьях, а также нормализовать в ней детско – родительские отношения.

Рассматривая деятельность социального педагога с опекунской семьёй, будем опираться на социально – педагогическую деятельность с приёмной семьёй, т.к. опекунская семья – определённый тип приёмной семьи [1, с. 199]. Социально – педагогическая деятельность, как и любой вид деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, её функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально – педагогической деятельности с приёмной семьёй является – «нормальное» воспитание и развитие ребёнка. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты, а объектом деятельности – семья, ребёнок в приёмной семье [1, с. 202].

Согласно исследованиям М. А. Галагузовой, социально– педагогическую деятельность с приёмной семьёй можно условно разделить на ряд этапов [1. c. 203]:

Первый этап связан с поиском приёмных родителей, т.е. лиц способных взять на воспитание детей – сирот. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, предпочтительный пол и возраст ребёнка, допускаемые дефекты здоровья и др. На этом этапе социальный педагог вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных о возможных будущих приёмных семьях для детей – сирот. В данном случае социальный педагог выполняет информационную функцию, выступая в роли информатора.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, которые социальный педагог разрабатывает опять же с другими специалистами. В данных анкетах, документах приёмные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, материальное состояние, мотивы приёма детей в семью и другие данные. Социальный педагог на данном этапе выполняя диагностическую функцию (первичная диагностика) потенциальной приёмной семьи, внимательно изучает представленные данные, которые позволяют представить воспитательный социализирующий потенциал родителей.

Третий этап предполагает первое посещение социальным педагогом семьи, приюта, детского дома, где находится ребёнок, который может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребёнком и будущей приёмной семьёй. Он наблюдает за ними, проводит беседы и на основе первичного анализа делает предварительные выводы.

Четвёртый этап предполагает углубленное изучение семьи и её ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог, изучив заявление и анкету, заполненные будущими родителями, знакомится непосредственно с семьёй, проводит беседу с каждым из членов семьи, с целью определения психолого – педагогического климата в семье. Для полного выяснения воспитательного потенциала семьи в целом социальный педагог вместе с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, социальными работниками, воспитателями и д.р.) обследует её ближайшее окружение (соседей, коллег по работе, друзей и д.р.) с помощью разных методов (беседы, специально разработанных анкет и т.д.). При необходимости делаются запросы в органы общественного порядка и в поликлинику.

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух – трёх дней в учреждении, где находится ребёнок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса. Особенно это необходимо для пары или человека, не имеющих собственных детей и впервые возлагающих на себя ответственность за воспитание ребёнка. В задачи социального педагога входит популяризация нормативных актов функционирования приёмной семье, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за её жизнедеятельностью [4, с. 125].

Шестой этап непосредственно связан с передачей ребёнка в приёмную семью, с этого момента социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребёнка в приёмной семье, которая связана с возникающими проблемами как для ребёнка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог совместно с другими специалистами разрабатывает новую программу. Несомненно, что содержание обучения родителей из приёмной семьи зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребёнка (многодетная, бездетная, каков возраст приёмных родителей и т.д.); от индивидуальных особенностей принятого в семью ребёнка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.). Поэтому социальный педагог должен располагать всей необходимой информацией о том, как выполняют свои обязанности приёмные родители. Дальнейшее патронирование приёмной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приёмной семье по мере оформления новых «детско – родительских» отношений.

Следовательно, рассмотрев основные направления работы социального педагога с опекунской семьёй, можно сделать вывод о том, что его деятельность с семьей, имеющей ребенка под опекой, очень важна и необходима для беспроблемной максимально позитивной социализации ребёнка в приёмной семье.

Литература

1.Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ М.А. Галагузова. М.2001.

2. Государственный экзамен по социальной педагогике: требования, программа, тезаурус (Часть I). Черняева Т.Н., Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Бурмистрова А.Н./ Т. Н. Черняева. Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.

3.Лиханов А.М. Дети без родителей / А.М. Лиханов. М. 1987.

4.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5.Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. Педагогика»/Г.Н. Штинова.2008.

Просмотров работы: 2372