СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Мехоношина В.И. 1
1Алтайская государственная педагогическая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Работа посвящена раскрытию сущности субъектной позиции подростка, определению проблем формирования субъектной позиции подростка в процессе социализации, раскрыты понятия субъект, субъектная активность, субъектная позиция, социальная активность.

В настоящее время вопрос формирования субъектной позиции подростка в процессе социализации особенно актуален. Основные структуры личности складываются именно в период отрочества, детства и юности, поэтому качественные характеристики личности во многом зависят от окружающей среды. С точки зрения психологии личность, - индивид как субъект сознательной деятельности и социальных отношений. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения. В совместной деятельности и в процессе общения формируются системные качества индивида [3, с. 405].

Для прошлого и настоящего столетий одинаково актуально социальное самоопределение человека, но оно существенно зависит от экономической и социально-политической системы общества. По своему характеру этот процесс непрерывно меняется.

Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, к общественным потребностям адаптируются потребности индивида, эта адаптация носит активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид добровольно создает свою роль, в обществе прикладывая к этому много усилий, само актуализируется. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.

Проблемами и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М. Каплан, Д.Р. Келли, А. С. Макаренко, А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский и др.

В подростковом возрасте процесс социализации протекает наиболее сложно, так как не только в организме происходят большие изменения, но и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (любовь, вражда, дружба, симпатии и т. д.). Сильное внимание на подростка оказывают микро и макро среды, а так же различные социальные институты. Чтобы выявить, как же взаимоотношения в классе влияют на процесс социализации подростка, мы выделили критерий «социальной активности» [1, с. 115].

В отечественной психологии С.Л.Рубинштейн одним из первых ввел понятие «субъект». Он разрабатывал философскую концепцию субъекта, который характеризуется им как совокупность таких качеств как развитие и саморазвитие, активность, способность сознательно действовать и изменять действительность, осуществлять самоопределение и самоидентификацию.

Анализ литературных источников показывает, что проблема субъекта и субъектной активности выходит на первый план.

Понятие активности первоначально употреблялось К.А. Абульхановой-Славской для обозначения личностного уровня, качества и способа осуществления деятельности. Впоследствии понятие активности было определено ею как целостный и ценностный способ самоосуществления личности, при котором обеспечивается или сохраняется её субъектность. Так исследователи пришли к необходимости введения понятия «субъектная активность» [6].

В психологии, философии, социологии и педагогике в определении этого понятия выступают философские категории: самосознание, субъект, активность, сознательная деятельность. Эти критерии показывают, что субъектная активность является одним из базовых компонентов структуры личности [4].

Формирование и развитие социальной активности, т.е. субъектной позиции обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса.

Существуют различные трактовки понятия «социальная активность». Ниже приведем некоторые из них.

«Социальная активность - степень проявления сил, возможностей и способностей человека как члена коллектива, члена общества» (А. С. Капто).

«Социальная активность - готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность» (Т. В. Тищенко).

«Неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями - это и есть социальная активность» (Л. Н. Жилина) [7].

Наиболее развернутым определение социальной активности, на наш взгляд, является определение: «Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность является реальным проявлением социальной активности человека» (В. З. Коган)[2, с. 400].

С целью изучения влияния на субъектную позицию обучающегося его ролевых позиций и степени групповой сплоченности подобраны соответствующие методики:

1. «Определение ролевых позиций и межличностных отношений (Э. Берн);

2. «Определение групповой сплоченности Сишора».

Задачи исследования:

  • Определить ролевые позиции старших подростков.

  • Выявить индекс групповой сплоченности.

  • Изучить влияние выше обозначенных показателей на субъектную позицию старшего подростка.

Исследование проводилось на базе образовательного учреждения г. Барнаула в группе, состоящей из 19 человек.

Методика «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях» позволила нам выявить, какое из возможных состояний «Я»:

состояние «Родителя», состояние «Взрослого» и состояние «Ребенка» преобладает в поведении участников исследования. Полученные результаты (в %) представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты диагностики по методике «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях» (в %)

Данные показывают, что в группе у 10,5 % испытуемых преобладает состояние Взрослого, состояние Родителя у 63,2%, состояние Ребенка (Дитя) у 26,3%.

Полученные результаты показали преобладание состояния «Родителя», что характеризует подростков как самоуверенных, категоричных, не склонных думать о последствиях своих действий и слов. Состояние «Ребенка» - характеризует определенную субъектную позицию подростка в процессе социализации.

В процессе исследования установлено, что показатель по сплоченности в группе выше среднего (средний балл равен – 7 баллов, максимальный – 19 баллов, минимальный – 5 баллов).

Выявлено, что для формирования субъектной позиции старших подростков в процессе социализации необходимо соблюдать следующие условия:

  • Стимулирование активности, развитие самостоятельности.

  • Развитие мотивации у подростков.

  • Включенность в коллектив, организация социально полезной деятельности.

  • Учет индивидуальных особенностей обучающихся.

  • Выстраивание субъект - субъектных отношений в процессе образовательной деятельности.

  • Создание благоприятного социального пространства для успешной социализации.

Субъектная позиция способна оказывать влияние на процесс социализации она развивает такие личностные характеристики, как активность, самостоятельность, целенаправленность, осознанность, инициативность.

В подростковом возрасте у некоторых обучающихся вышеперечисленные характеристик не достаточно развиты.

На уровень субъектной активности особое влияние оказывает форма занятости.

С целью изучения занятости подростков мы провели опрос «Чем вы занимаетесь в свободное время».

Исследование проходило на базе образовательного учреждения СОШ № 126 в г. Барнауле. Группа респондентов состояла из 37 человек. Возраст 12-14 лет.

Полученные результаты позволяют констатировать формы внеурочной занятости респондентов: 62, 2% делают уроки; 48, 7% после школы гуляют и сидят за компьютером; 24,4% ходят на тренировки; играют на гитаре и других инструментах 10,8%; спят 5,5 %; 2,7% помогают по дому; читают 2,7% и занимаются пропагандой ЗОЖ 2,7%.

Данные исследования показали, что обучающиеся не достаточно занимаются социально-полезной деятельностью 48,7%. Для того чтобы данную ситуацию изменить на базе школы следует обратить внимание проблему внеурочной занятости подростков посредством следующих направлений:

- создать кружки и секции по интересам детей;

- стимулировать их саморазвитие;

-ставить ребенка в активную позицию и за это поощрять его;

-создавать общешкольные мероприятия, которые были бы для обучающихся значимыми.

Таким образом, для того чтобы способствовать формированию субъектной позиции подростков в процессе их социализации необходимо повышать их социальную активность, субъективную позицию через организацию внеурочной занятости.

Список литературы:

  1. Гуров, В. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа// Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. — Ставрополь, 1993. – 115 с.

  2. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе. - СПб. : Питер, 2008. — 400 с.

  3. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / [О. С. Андреева и др.]; под ред. : В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — М. : Юрайт, 2012. — 405 с.

  4. Плигин, А. А. Развитие субъектности школьников // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pligin.ru/articles/razvitie_subektnosti2010.htm

  5. Социально - педагогическое сопровождение развития субъектности школьников http://sandbox.openclass.ru/node/261674

  6. Формирование субъектной позиции школьника [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/professionalnaja-podgotovka-pedagoga-k-formirovaniju-subektnoj-pozicii-shkolnika.html

  7. Формирование субъектной позиции учащихся [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib2.podelise.ru/docs/92822/index-5292.html

8.Шептенко П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учеб. пособие / П.А. Шептенко, Е.Н. Дронова, Л.Н. Гиенко; под ред. П.А. Шептенко. — М. : ФлИнта, 2014. — 200 с.

Просмотров работы: 1852