СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА-СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ ДОД «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» Г. САРАТОВ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА-СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ ДОД «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» Г. САРАТОВ)

Малаева А.А. 1, Черняева Т.Н. 1
1НИУ СГУ им. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сущность процесса социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, усваивая социальный опыт [2,с.9]. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели разными социальными ролями. Требования к человеку, а соответственно и к ребенку, в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и, конкретные группы, и институты социализации. Более того, процесс социализации происходит через овладение социальным опытом, который в широком смысле понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок.

В связи с этим актуальной становится проблема становления социального опыта ребенка, который всегда результат действия и его активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму знаний, умений, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Поэтому важнейшей составляющей становления социального опыта является деятельность ребенка как субъекта социализации.

Ребенок выступает субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в детском коллективе. При этом субъектом он становится объективно, так как на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъектность. Вообще же, субъект определяется как, носитель и источник активности, направленной на познание, сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики. В сегодняшней ситуации развития, обществу нужен «новый» человек – активный, способный творчески мыслить, созидать, преобразовывать не только себя, но и общество. Формирование такой личности есть не только процесс естественного развития, но и результат воспитания, социализации ребенка, вступившего во взаимодействие с окружающим миром и его институтами. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, сверстники, микросоциум, средства массовой информации, интернет, общеобразовательные и учреждения дополнительного образования.

Сегодня, развитие системы дополнительного образования детей позволяет полнее обеспечивать подрастающее поколение доступным и качественным образованием, причем на основе актуализации индивидуальных, творческих потребностей ребенка, возможностей его самореализации. Дополнительное образование – это особое образовательное пространство, осваиваемое школьником в свободное внеурочное время по собственной инициативе и с учетом его интересов и потребностей. Решая задачи социализации, индивидуализации личности, содержание образовательной деятельности учреждений дополнительного образования строится на гармоничном сочетании познания, творчества и досуга, реализуемых в разнообразных детских объединениях. Не случайно, многие исследователи рассматривают дополнительное образование детей как образовательный процесс в системе, которой строится в парадигме развивающего обучения, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции. Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности для каждого ребенка, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности социума [1,с 160].

Вообще развитие образовательного пространства сегодня считается узловым пунктом идеологии модернизации всей системы непрерывного образования в РФ и дополнительное образование имеет в этом плане огромный потенциал. Образовательное пространство особенно учреждений дополнительного образования (УДО) не есть однозначно существующая данность. Постоянная динамика, обновление, инновации представляются обязательными его характеристиками, определяющими тактические, стратегические задачи, механизм и логику функционирования. В частности, такова концепция развития МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Саратова (далее – ДТДиМ).

Сущность образовательного пространства ДТДиМ состоит в том, что оно одновременно является и предметом, и ресурсом совместной деятельности «участников образовательных отношений» («Закон об образовании в РФ»), основанной на открытых, посреднических отношениях и вместе с тем задаваемой управленческой позицией администрации, организационной и методической структурой учреждения [3,с 138].

Образовательное пространство ДТДиМ, по мнению И.Е. Иванцовой, Л.М. Митрофановой, Т.Н. Черняевой, является местом добровольной встречи образующегося и образуемого, когда ни возраст, пол, социальный статус, уровень подготовленности, национальные, конфессиональные признаки, состояние здоровья, место прописки/проживания и др. не выступают ограничителями членства ребенка в объединении. Более того, именно в ДТДиМ реально функционирует нераздельное образовательное пространство, построенное на всестороннем взаимодействии, сотрудничестве всех его субъектов – педагогов, родителей, воспитанников, представителей социума.

Дворец творчества детей и молодежи города Саратова – многопрофильное учреждение, охватывающее около 4000 обучающихся, программно-методический центр в системе образования района; творческий коллектив педагогов – единомышленников, исследователей; мир жизненной этики и искусства, фантазии и вдохновения, первых шагов и открытий, упорного труда и достижений, радости творчества и становления, и успешной социализации личности. Проблема социализации детей как никогда значима и актуальна для Дворца. ДТДиМ дает воспитанникам огромные возможности в этом процессе, творческом развитии, самореализации личности. Ещё в детском возрасте, у ребенка формируются важные качества, ценности, знания, нормы поведения и т.д., всё то, что будет потом составлять его социальный опыт.

Освоение социального опыта детей в ДТДиМ определяется их участием в объединениях различной направленности деятельности. Определяемых, наличием в этих объединениях своего, специфического социокультурного пространства – организационной культуры, наполненной набором смыслов, целей, ценностей, характерным для данной деятельности, а так же определенными границами и способами трансляции норм и правил. Обусловленность различиями и составляет специфику протекания процесса социализации в объединениях ДТДиМ.

Анализ особенностей педагогического взаимодействия в ДТДиМ, показывает, что социальное пространство данного УДО имеет огромные ресурсы в плане позитивной, разносторонней социализации воспитанников в разнопрофильных, разновозрастных объединениях, в условиях творческой свободы, активной педагогической поддержки и СО-трудничества детей и взрослых. Ребенок выступает полноправным субъектом в деятельности любого объединения. Здесь он может высказать идеи, показать способности, у него есть возможность сформировать свой социальный опыт и что не маловажно приобщиться к опыту своих сверстников, детей более старшего или младшего возрастов и конечно педагогов.

На примере работы творческой лаборатории детского лидерства «Синегория» ДТДиМ можно реально убедиться в том, что каждый ребенок этого объединения потенциальный лидер. В «Синегории» все дети являются субъектами социализации, они не только накапливают, совершенствуют свой социальный опыт, но и делятся своими находками, открытиями, практическими с другими, (без скидки на возраст), через ими же разработанные дидактические игры, тренинги, социальные программы, волонтерскую практику, причем как в ДТДиМ, так и на базе различных образовательных учреждений города Саратова. И именно этот опыт представляется важнейшим социальным и личностным составляющим основу для успешной социализации воспитанников ДТДиМ далеко за его пределами.

Список использованных источников

  1. .Андреева Г. М. социальная психология – М: МГУ. – 1998 с. 25.

  2. .Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988., с.9.

  3. .Совершенствование социального опыта ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования: теоретико-методические аспекты (часть II)//Под общей редакцией Иванцовой И.Е., Митрофановой Л.М., Черняевой Т.Н. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2014. – 317 с.

Просмотров работы: 1840